- Преподавателю
- Биология
- Авторская программа элективного курса Здоровый образ жизни
Авторская программа элективного курса Здоровый образ жизни
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буракова Т.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Авторская программа
элективного курса «Здоровый образ жизни»
Автор: Буракова Т.И.
преподаватель биологии
Шахты
Пояснительная записка
Здоровый образ жизни подрастающего поколения - наиважнейшая проблема государства и педагогики. В последнее десятилетие состояние здоровья россиян значительно ухудшилось, что связано с недоброкачественным питанием, с особенностями питьевой воды, с уменьшением физических нагрузок, увеличением стрессовых ситуаций, растущей наркоманией, токсикоманией, алкоголизацией молодежи. Для того, чтобы понять градации физического и психического состояния человека от цветущего здоровья до тяжелой хронической болезни, важно иметь ясное представление о норме. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде. Основы здорового образа жизни, включающие использование физических нагрузок, умеренное питание, закаливание, отказ от спиртного- были заложены русским народом и отражают русские народные традиции.
Наиважнейшей проблемой на сегодняшний день является проблема употребления ПАВ, которые вызывают психическую и физиологическую зависимость. Это явление в России приобрело эпидемический характер. По данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ вырос процент подростков, впервые взятых на учет. Необходимо отметить, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте старше 30 лет. Потребление наркотиков несовершеннолетними почти всегда связано с криминальным поведением. Подростки активно вовлекаются в преступный бизнес.
Профилактика наркомании и токсикомании включает в себя систему запретов и наказаний, санитарное просвещение. Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Соблюдение основных принципов ЗОЖ - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Тематический план элективного курса:
«Основы здорового образа жизни»
№
Наименование раздела и тематика
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретических
Практических и лабораторных
I
1
2
3
ЗОЖ - наука сохранения здоровья
Здоровый образ жизни и пути его формирования.
Основы микробиологии. Гигиена - наука взаимоотношений организма и среды.
6
4
1
1
2
2
1
1
II
1
2
3
4
5
6
7
8
Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма, табакурения
ПАВ - психоактивные вещества.
Классификация ПАВ.
Влияние ПАВ на НС.
Влияние ПАВ на органы и системы органов. ВИЧ - инфекция.
Алкоголизм - как государственная проблема.
Причины алкоголизма.
Последствия алкоголизма.
Понятие никотинизма.
Медико-социальные последствия.
10
9
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
III
1
2
3
Репродуктивное здоровье
Физиология репродукции
Патологии репродукции
Планирование семьи
4
5
1
2
2
IV
1
2
3
Питание и здоровье
Энергоценность питания.
Режимы пищевой и водный.
Продукты опасные для жизни и здоровья.
4
4
1
1
2
V
1
2
3
4
Нравственное здоровье.
Основные понятия морали:
свойства, структура, функции.
Высшие нравственные ценности:
добро, смысл жизни.
Высшие нравственные ценности:
долг и совесть, честь и достоинство.
Высшие нравственные ценности:
Счастье, семья, любовь.
7
8
2
2
2
2
VI
1
2
Здоровье нации - педагогическая проблема
Региональные особенности здоровья школьников.
Роль учителя в воспитании ЗОЖ школьников.
3
4
2
2
Итого
34
30
4
Содержание учебной дисциплины
I. Зож - наука о сохранении здоровья.
Понятие «здоровья» и «болезни», «здорового образа жизни». Взаимосвязь клеток, органов, организма и среды. Факторы здоровья, болезни, собственное отношение к здоровью. Пути формирования здорового образа жизни. Понятие микробиологии, классификация возбудителей инфекционных заболеваний. Гигиена как наука, гигиена - это взаимоотношения организма и среды. Цели и задачи гигиены.
II. Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма, табакокурения.
Понятие ПАВ, классификация, особенности наркотических средств, отношение к ПАВ в молодежной среде, социально- психологическая оценка ситуации употребления ПАВ, анализ осведомленности подростков о проблеме ПАВ. Биологические факторы риска потребления ПАВ. Наркотики и криминал. Семья и наркотики. Система профилактических мер. Что такое «разъяснительная работа» Основные направления и формы работы педагога.
III. Репродуктивное здоровье.
Анатомические и физиологические особенности мальчиков и девочек. Причины патологий репродукции. Врожденные и приобретенные заболевания репродуктивной системы. Болезни поведения. Планирование семьи, почему необходимо планировать семью. Демографические роблемы России.
IV.Питание и здоровье.
Питание - важнейшая физиологическая потребность организма. Энергетическая ценность продуктов. Рацион и режим питания. Витамины - факторы здоровья. Пища полезная и вредная. Рафинированные продукты. Ароматизаторы, консерванты, красители в продуктах питания. Геномодифицированные продукты. Продукты, продлевающие жизнь.
V. Нравственное здоровье.
Основные моральные понятия, свойства морали, ее императивность обобщающий и мировоззренческий характер. Структура морали. Моральное сознание: долг, совесть, честь, достоинство, нравственные чувства, их переживания. Уверенность - психологическое состояние, наличие убеждений - заслуга. Моральная интуиция. Нравственная деятельность: структура поступка, намерения, мотив, стимул, поиск средств и решений, действие и самооценка. Добро, проблема определения. Добро как высшая ценность, диалектика добра и зла, воплощение добра. Смысл жизни, семантическое поле. Идеи сущего и должного, внутреннего и внешнего, личного и общественного. Понятие и соотношение чести и достоинства. Этический анализ понятия «счастье»: оценочный, императивный, мотивирующий характер. Счастье как цель или результат. Нравственные принципы формирования семьи. Товарищество и дружба. Любовь как высшее человеческое чувство. Готовность к браку, функции семьи, идейный устав и нравственны основы семьи.
VI.Здоровье нации - педагогическая проблема.
Особенности здоровья школьников региона экологически, социально неблагополучного. Проблемы подросткового возраста. Место и роль школьного учителя в воспитании здорового поколения. ЗОШ школьников - важнейшая проблема педагогов. Направления работы по воспитанию здорового образа жизни. Пути и способы решения проблемы.