Авторская программа элективного курса Здоровый образ жизни

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»













Авторская программа

элективного курса «Здоровый образ жизни»








Автор: Буракова Т.И.

преподаватель биологии













Шахты





Пояснительная записка


Здоровый образ жизни подрастающего поколения - наиважнейшая проблема государства и педагогики. В последнее десятилетие состояние здоровья россиян значительно ухудшилось, что связано с недоброкачественным питанием, с особенностями питьевой воды, с уменьшением физических нагрузок, увеличением стрессовых ситуаций, растущей наркоманией, токсикоманией, алкоголизацией молодежи. Для того, чтобы понять градации физического и психического состояния человека от цветущего здоровья до тяжелой хронической болезни, важно иметь ясное представление о норме. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде. Основы здорового образа жизни, включающие использование физических нагрузок, умеренное питание, закаливание, отказ от спиртного- были заложены русским народом и отражают русские народные традиции.

Наиважнейшей проблемой на сегодняшний день является проблема употребления ПАВ, которые вызывают психическую и физиологическую зависимость. Это явление в России приобрело эпидемический характер. По данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ вырос процент подростков, впервые взятых на учет. Необходимо отметить, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте старше 30 лет. Потребление наркотиков несовершеннолетними почти всегда связано с криминальным поведением. Подростки активно вовлекаются в преступный бизнес.

Профилактика наркомании и токсикомании включает в себя систему запретов и наказаний, санитарное просвещение. Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

Соблюдение основных принципов ЗОЖ - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.



Тематический план элективного курса:

«Основы здорового образа жизни»

Наименование раздела и тематика

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретических

Практических и лабораторных

I

1

2

3

ЗОЖ - наука сохранения здоровья

Здоровый образ жизни и пути его формирования.

Основы микробиологии. Гигиена - наука взаимоотношений организма и среды.

6

4

1

1

2

2

1

1

II



1

2

3



4

5

6

7

8

Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма, табакурения

ПАВ - психоактивные вещества.

Классификация ПАВ.

Влияние ПАВ на НС.

Влияние ПАВ на органы и системы органов. ВИЧ - инфекция.

Алкоголизм - как государственная проблема.

Причины алкоголизма.

Последствия алкоголизма.

Понятие никотинизма.

Медико-социальные последствия.

10

9



1

1

2

2



1

1

1

2







1

1

III

1

2

3

Репродуктивное здоровье

Физиология репродукции

Патологии репродукции

Планирование семьи

4

5

1

2

2

IV

1

2

3

Питание и здоровье

Энергоценность питания.

Режимы пищевой и водный.

Продукты опасные для жизни и здоровья.

4

4

1

1

2

V

1

2

3

4

Нравственное здоровье.

Основные понятия морали:

свойства, структура, функции.

Высшие нравственные ценности:

добро, смысл жизни.

Высшие нравственные ценности:

долг и совесть, честь и достоинство.

Высшие нравственные ценности:

Счастье, семья, любовь.

7

8

2

2

2

2

VI

1

2

Здоровье нации - педагогическая проблема

Региональные особенности здоровья школьников.

Роль учителя в воспитании ЗОЖ школьников.

3

4

2

2

Итого




34

30

4









Содержание учебной дисциплины


I. Зож - наука о сохранении здоровья.

Понятие «здоровья» и «болезни», «здорового образа жизни». Взаимосвязь клеток, органов, организма и среды. Факторы здоровья, болезни, собственное отношение к здоровью. Пути формирования здорового образа жизни. Понятие микробиологии, классификация возбудителей инфекционных заболеваний. Гигиена как наука, гигиена - это взаимоотношения организма и среды. Цели и задачи гигиены.

II. Медико-социальные проблемы наркотизма, алкоголизма, табакокурения.

Понятие ПАВ, классификация, особенности наркотических средств, отношение к ПАВ в молодежной среде, социально- психологическая оценка ситуации употребления ПАВ, анализ осведомленности подростков о проблеме ПАВ. Биологические факторы риска потребления ПАВ. Наркотики и криминал. Семья и наркотики. Система профилактических мер. Что такое «разъяснительная работа» Основные направления и формы работы педагога.

III. Репродуктивное здоровье.

Анатомические и физиологические особенности мальчиков и девочек. Причины патологий репродукции. Врожденные и приобретенные заболевания репродуктивной системы. Болезни поведения. Планирование семьи, почему необходимо планировать семью. Демографические роблемы России.

IV.Питание и здоровье.

Питание - важнейшая физиологическая потребность организма. Энергетическая ценность продуктов. Рацион и режим питания. Витамины - факторы здоровья. Пища полезная и вредная. Рафинированные продукты. Ароматизаторы, консерванты, красители в продуктах питания. Геномодифицированные продукты. Продукты, продлевающие жизнь.

V. Нравственное здоровье.

Основные моральные понятия, свойства морали, ее императивность обобщающий и мировоззренческий характер. Структура морали. Моральное сознание: долг, совесть, честь, достоинство, нравственные чувства, их переживания. Уверенность - психологическое состояние, наличие убеждений - заслуга. Моральная интуиция. Нравственная деятельность: структура поступка, намерения, мотив, стимул, поиск средств и решений, действие и самооценка. Добро, проблема определения. Добро как высшая ценность, диалектика добра и зла, воплощение добра. Смысл жизни, семантическое поле. Идеи сущего и должного, внутреннего и внешнего, личного и общественного. Понятие и соотношение чести и достоинства. Этический анализ понятия «счастье»: оценочный, императивный, мотивирующий характер. Счастье как цель или результат. Нравственные принципы формирования семьи. Товарищество и дружба. Любовь как высшее человеческое чувство. Готовность к браку, функции семьи, идейный устав и нравственны основы семьи.

VI.Здоровье нации - педагогическая проблема.

Особенности здоровья школьников региона экологически, социально неблагополучного. Проблемы подросткового возраста. Место и роль школьного учителя в воспитании здорового поколения. ЗОШ школьников - важнейшая проблема педагогов. Направления работы по воспитанию здорового образа жизни. Пути и способы решения проблемы.

© 2010-2022