• Преподавателю
  • Биология
  • Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития логического и творческого мышления учащихся

Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития логического и творческого мышления учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Мастер - класс "Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития логического и творческого мышления учащихся "

Цель: Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках биологии, как средстворазвития логического и творческого мышления учащихся.

Если учение ничего не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…

Л.Н. Толстой

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям - предметникам. (Конкурсанту любому)

- А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?

Я тоже считаю, что на любом уроке можно развивать логическое мышление. Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках биологии, используя прием "Кроссенс"

- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы).

- Что же такое "Кроссенс"?(слайд)

Слово "кроссенс"придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд" , которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар - двенадцать). Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

(слайд)

− сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

(слайд)

− начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе ;

(слайд)

− обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5 (рис. 3).

Кроссенся используюна разных этапах урока: (слайд)

− при проверке домашнего задания;

− при формулировке темы урока, постановки цели урока;

− при раскрытии информационного блока темы, поиске;

− при обобщении материала, закреплении;

− при организации групповой работы;

− творческое домашнее задание.

Алгоритм составления кроссенса довольно простой и понятный.(слайд)

1) определение тематики, общей идеи;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделение 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4 связь между элементами, определение последовательности;

5) концентрация смысла в одном элементе (5- й квадрат);

6) выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

Перед вами кроссенс, который я применяю на уроках биологии в 9 классе для формулировки темы урока.(слайд)

Ученикам показываю на экране кроссенс. Спрашиваю:

- Каким словом объединены данные картинки? Обоснуйте свой ответ.

Варианты ответов: цветок - стремится к жизни, вселенная, планета Марс - человек всегда стремится узнать, есть ли жизнь во вселенной,вода - это символ жизни, ребенок, яйцо - означает новую жизнь, часы - означают время жизни, сердце - мышечный орган, без которого жизнь человека невозможна.

- Как бы вы сформулировали тему урока? (щелчок)

Ученики могут ответить: "Жизнь человека". "Жизнь есть все".

«Зарождение жизни».(слайд)

- Тема урока: "Человек и жизнь».

Теперь я предлагаю разделиться на 2 группы.

Вы (1 и 2 парта) попробуете составить кроссенс на предложенную тему. В папке «Кроссенс» на рабочем столе сохранены необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса и заготовка презентации для вставки этих изображений. Прошу приступать.

А остальные посмотрите на экран и попробуйте разгадать этот кроссенс.(слайд)

Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека».

1- Началом живого является клетка;

2 - как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;

3 - развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;

6 - научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;

9 - один из трудов Ч. Дарвина - «Происхождение человека»;

8 - но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;

7 - именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;

4 - развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;

5 - «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.

-Кроссенсы могут быть тематическими,т.е посвящены какой-либо теме урока.

Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы).

Спасибо большое!

Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.


Кроссенс может создаваться не только учителем, но и учеником. Кроссенс, составленный учеником, отражает глубину понимания им заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в Internet‐поисковике набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в заготовленную форму (квадрат 3 на 3). Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.

Таким образом, кроссенс - методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования - не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием‐головоломка нового поколения.

Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смылом миры- это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?

Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще!

Спасибо за внимание!

© 2010-2022