Разработка открытого урока по теме Кожа - покровный орган (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме

"Строение и функции кожи".

8-й класс

Цель урока: ознакомить со строением и значением кожи.

Задачи:

  1. формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;

  2. развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

  3. продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;

  4. воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: таблица "Строение кожи"; компьютер; проектор, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс», мобильный компьютерный класс, лупы, презентация, рабочие листы, учебник «Биология. Человек. 8 класс», Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Формы работы: фронтальная (эвристическая беседа), групповая, индивидуальная (рабочие листы).
Технологии: развивающие, ИК- технология (презентация, ЦОР)

Ход урока

  1. Организационный этап.

Организация класса, приветствие учащихся. Работаем впаре, используя ноутбуки.


  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким

вам предстоит угадать самим …

Урок я хочу начать с интересного факта.

Слайд 1.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
- На какой орган повлияла золотая краска так, что это привело к смерти мальчика?

- Какая составляющая выделительной системы пострадала в результате этого случая?

Слайд 2.»Что за орган?»

- Как вы думаете о каком органе идет речь?

(учащиеся дают название органу - кожа)

Слайд 3. «Тема урока: Кожа наружный покровный орган»

- Давайте запишем тему нашего урока: я - на доске, а вы в тетради.

- Вы можете объяснить гибель ребенка с научной точки зрения? (нет)

- Почему? ( ничего не знаем об этом органе)

- Более научное объяснение мы можем дать только изучив, что?

- Какие мы ставим цели перед собой для изучения темы урока?

(уч-ся формулируют цели урока)

распечатать и на доску

-Что мы должны узнать об этом органе?

  1. узнать о том, как устроена кожа,

-В каких главных процессах жизнедеятельности может участвовать этот орган?

как этот орган участвует в обмене веществ и энергии;

- Мы можем проследить связь кожи с другими органами?

  1. выяснить с какими органами взаимосвязана кожа человека;

-Что можно выявить в данном органе?

  1. роль и функции кожи в организме человека.

- Итак, что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика с точки зрения анатомии?
(Нужно знать строение и функции кожи)

А для этого нам необходимо изучить информацию на слайдах и заполнить таблицу, которая лежит у вас на столе по итогам наблюдения и совместного обсуждения. В конце урока вы сдадите листочки с самостоятельной работой и получите оценки. Уделите внимание терминам - они должны быть правильно записаны, т.к. это тоже влияет на оценку. Активно работающие во время урока учащиеся получат дополнительно оценки.


  1. Актуализация знаний.

У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащее

границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных

внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутренней среды организма. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Масса этого органа у взрослого человека достигает в среднем 2,7 кг. Кожа покрывает все тело человека.

Её также называют «зеркалом здоровья и болезни», т.к. является своеобразным экраном, на котором отражаются процессы происходящие в организме.

- Давайте познакомимся с информацией слайда.

(просмотр слайдов на экране ноутбука с диска «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.

Человек и его здоровье. 8 класс»)


  1. Первичное усвоение новых знаний.

4-й слайд «Слои кожи»

- Из скольких слоев состоит кожа?

- Назовите их: (Эпидермис, Дерма (собственно кожа), Гиподерма (подкожная клетчатка))

Запишите в таблице в первой колонке название слоев в том же порядке, что и на рисунке, начиная сверху.

5-й слайд «Эпидермис»

- Найдите ответ в учебнике на стр. 200:

- Какой тканью образован первый слой кожи эпидермис? (многослойным эпителием)

- Из каких клеток образован этот слой?

( 1). Мертвые, выполняющие защитную функцию;

Поверхностный слой создаёт постоянную тонкую оболочку из ороговевших клеток, которые

всё время слущиваются (отмирают) и заменяются клетками более глубокого слоя. Так

происходит постоянное обновление кожи.

- Кто любит купаться?

Если долго купаться в горячей ванне и потом растереться полотенцем, то на коже начина-ют кататься беленькие шарики. Это снимается верхний слой надкожицы. Или, например,

если неосторожно загореть на солнце, то через несколько дней снимается тонкая плёнка.

Надкожница очень тоненькая, напоминает крылья мухи или стрекозы.


  1. Живые клетки - активно размножающиеся, содержащие пигмент.)

- Давайте посмотрим следующий слайд.

6-й слайд «Пигментация кожи»

- Что такое пигментация?

- Как называется пигмент, находящийся в живых клетках эпидермиса и для чего он нужен в коже организма?

В живых клетках наружного слоя содержится - пигмент Меланин красящее вещество.

Он определяет цвет кожи и защищает организм от лучей солнца. При увеличении количества этого вещества образуется загар.

-Давайте запишем в тетрадь - что такое меланин.

- Заполните следующие два столбца таблицы.

(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Строение кожи»)

Таблица «Строение кожи»

Слой кожи

Строение

Функции

1.

Образован _________________ тканью

Клетки, образующие слой

1.

2.


1.

2.

2.

Образована _________________ тканью

В этом слое кожи находится:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

3.


Следующий 7-й слайд «Дерма и гиподерма»

-Какой тканью образован второй слой кожи дерма (собственно кожа)? (соединительной тканью)

- Что находится в этом слое?

8-й слайд 1) потовые железы

- Каковы функции?

( регулируют температуру тела, выделяют пот, удаляя из организма вредные вещества, т. е. выделительная функция)

-Что собой представляет пот?

( мало отличается от мочи, состав -поваренная соль, мочевина и др. вещества придающие соленый вкус и специфический запахи поэтому человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены и еще потому, что пот является средой, в которой могут селиться и размножатся различные бактерии. Кроме этого пот может склеивать частички отмирающих клеток эпидермиса и затруднять кожное дыхание.

9-й слайд -За сутки даже в холодную погоду через кожу испаряется 250-1700г воды, для сравнения лёгкие - 150-500г. При выполнении тяжёлой физической нагрузки и в жару - 10-15л в сутки. А иногда 4л за час, при этом кожа будет сухой и не будет стекать пот ручьями со лба.)

Что ещё находится во 2 слое нашей кожи?

Следующий 10-й слайд 2)«сальные железы»

- Каковы их функции?

(выделяют секрет - кожное сало, смазывая волосы и удерживая пот на эпидермисе)

- И что это даёт? (волосы сохраняют влажность и гибкость, а кожа не высыхает и не трескается)

- Где их особенно много? (на лице и волосистой части головы)

11-й слайд 3) «Рецепторы кожи»

- Какие функции выполняют рецепторы? (воспринимают прикосновение, боль, температуру)

- Какие рецепторы бывают?

- А вы знаете, что волосы и ногти являются производными кожи?

- Давайте посмотрим информацию следующего слайда

12-й слайд. 4) «волосяные фолликулы»

- Что это такое? (мешочки, образованные клетками внутреннего слоя эпидермиса)

- Какие функции выполняет? (способствует образованию волоса)

- От чего зависит цвет волос? (от содержания в них меланина)

- Почему с возрастом седеют волосы? (из-за уменьшения содержания пигмента и появления мельчайших пузырьков воздуха в их стволе. Начинается в 35-40 лет и это нормально, человек может внезапно поседеть из-за нервного потрясения.

13-й слайд Мелкие волосы живут около 50 суток, волосы на голове - несколько лет (зависит от возраста человека, состояния нервной системы и т.д.), ресницы меняются раз в 3-5 месяцев, ежедневно сменяется 30-40 волос, т. е. линька как у животных.

За сутки волос вырастает на 0,4 мм, за 4-5 лет -больше метра)

14-й слайд «Строение ногтя»

Дайте ответ на вопросы.

- Имеют ли ногти и волосы клеточное строение?

- Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.

- Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните

- почему кончики пальцев обладают большой чувствительностью.

(Подушечки пальцев, обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладоней рук карандаш, то его грани ощущаются плохо. С помощью пальцев, их можно прощупать достаточно отчетливо.)

Сделайте вывод: что такое волосы и ногти?

Какой слой кожи участвует в их образовании?

Как мы назовем эту функцию?

(Образование ногтей и волос связано со слоем дерма, наибольшая часть рецепторов располагается в дерме. Следовательно, мы можем утверждать, что дерма выполняет рецепторную функцию и образовательную).

Дополнение: Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения.

5) кровеносные - функции: питание. Расширяясь и сужаясь кровеносные сосуды играют роль теплоотдачи организма, т.е. регулируют температуру кожи.

- Давайте посмотрим следующий слайд.

15-й слайд «Роль кожи в терморегуляции»

- Что происходит с сосудами в организме человека?

6) лимфатические сосуды - функции питание

7) нервы

-Вернемся к слайду7 «Дерма и гиподерма»

- Третий слой кожи - гиподерма (подкожная клетчатка)

- Чем образован этот слой? (многочисленными жировыми клетками и рыхло сплетенными соединительными волокнами)

-Каковы её функции?

(запас энергии, защищает от механических повреждений- «подушка безопасности»)

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

  1. Первичное закрепление.

16-й слайд «Тренажёр» (учащихся работает за компьютером)

-Хорошо ли вы усвоили данную информацию мы проверим с помощью тренажёра

- Поднимите руки кто получил при проверке - «Совершенно верно»

- В чем сложность была при работе с тренажёром?

- А теперь давайте вернёмся к первому слайду.

-Можете ли вы теперь объяснить гибель «золотого мальчика»?

о причине гибели мальчика.

Кожа - орган теплоотдачи. Температура кожи зависит от количества притекающей к ней крови. Чем больше приток крови, тем выше температура кожи, следовательно, тем больше тепла выделяется в окружающую среду. Температура окружающей среды воспринимается с помощью рецепторов, расположенных в коже. Раздражение этих рецепторов вызывает рефлекторное изменение просвета кровеносных сосудов.
При расширении кровеносных сосудов кожи количество протекающей в них крови увеличивается, и температура кожи повышается. Это влечет за собой усиление отдачи тепла.

17-й слайд Значит мальчик погиб от переохлаждения, т.к. золотая краска вызвала расширение кровеносных сосудов, в результате чего потерял много тепла и температура тела понизилась.

Сдайте листочки на проверку.

Дополнительно оценки получили ……….


  1. Домашнее задание 18-й слайд

Параграф 39, выполнить в рабочей тетради задание № 180,182


  1. Рефлексия (продолжите предложения)19-й слайд

  1. Для себя я сделал вывод……

  2. Особенно запомнилось…..




Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Таблица «Строение кожи»


Слой кожи

Строение

Функции

1. Эпидермис

Образован многослойным эпителием тканью.

Клетки, образующие слой

1. мертвые

2. живые


1. защитная

2. окраска кожи, защитная

2. Дерма

(собственно кожа)

Образована соединительной тканью

В этом слое кожи находится:

1. рецепторы

2. сальные железы

3. потовые железы


4. волосяные фолликулы

5. кровеносные

6. лимфатические сосуды

7.нервы

1. воспринимают прикосновение, боль, температуру

2. выделяют секрет, смазывая эпидермис и волосы, смягчая их

3. регулируют температуру тела, выделяют пот, удаляя из организма вредные вещества

4. способствует образованию волоса

5. питание

6.питание

3. Гиподерма (подкожная клетчатка)

многочисленными жировыми клетками и рыхло сплетенными соединительными волокнами

запас энергии, защищает от механических повреждений - «подушка безопасности»

Оценка __________________________

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Таблица «Строение кожи»


Слой кожи

Строение

Функции

1.

Образован ___________________ тканью.

Клетки, образующие этот слой:

1.

2.


1.

2.

2.

Образована ___________________тканью

В этом слое кожи находится:

1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.


4.

5.

6.

3.



Оценка __________________________


© 2010-2022