Конспект урока Насекомые - враги или друзья?

Урок-конференция : «Насекомые: враги или друзья?» для 7 класса Цель урока: раскрыть значение насекомых в природе  и жизни человека. Задачи урока: Обучающие: обобщить, систематизировать, расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека. Развивающие: продолжить развитие навыков работы в группах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу; развитие коммуникативных умений учащихся, толерантности, информационно-позновател...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработала:

Учитель биологии

МОУ «СОШ №73»

Г.Саратова

Шаврина Ирина Николаевна


Тема урока: «Насекомые: враги или друзья?»

Урок конференция

В конференции принимают участие:

  1. Энтомологи

  2. Экологи

  3. Физик

  4. Историк

  5. Генетик

  6. Социологи

  7. Психолог

  8. Искусствоведы

  9. Врачи

  10. Ученые, независимые эксперты

Цель урока: раскрыть значение насекомых в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Обучающие: обобщить, систематизировать, расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Развивающие: продолжить развитие навыков работы в группах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу; развитие коммуникативных умений учащихся, толерантности, информационно-позновательной компетентности.

Воспитательные: продолжить развитие ответственного отношения к природе, пробудить желание защищать и оберегать животных, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, выставки книг, рисунков, поделок, презентации выступающих.

Ход урока

(Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова «Полет Шмеля»)

Учитель: Вы конечно же узнали замечательную музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова «Полет шмеля». Сегодня она звучит не случайно: за круглым столом собрались специалисты разных областей нацки, чтобы постараться найти ответ на вопрос ,который беспокоит человечество на протяжении всей его истории: «Насекомые: враги или друзья?». Насекомых на нашей планете великое множество, их более 2 млн. видов. Это намного превышает число известных науке видов растений, животных, микроорганизмов вместе взятых. Очевидно ,условия на нашей планете оказались наиболее благоприятными именно для жизни насекомых. Или же просто насекомые оказались наиболее совершенными существами, освоившими самые разнообразные условия жизни на земле. В чем секрет этого совершенства насекомых?

На нашей конференции присутствуют энтомологи, специалисты по изучению насекомых, им слово.

Энтомолог: рассказывает о причинах процветания насекомых.(презентация 1)

Учитель: В истории Земли был век рыб, век Рептилий, а сегодня на планете век Насекомых. Насекомые лучше многих других существ приспособлены к жизни на нашей планете, что дает им преимущества при размножении и расселении. Так ли это на самом деле?

Энтомолог: рассказывает о расселении насекомых.(презентация 2)

Учитель: Насекомые это удивительные и загадочные существа. Это единственная груупа беспозвоночных животных, которые научились летать!

Физики всего мира пытаются разгадать тайну полета насекомых. Мы пригласили на конференцию физиков, им слово.

Физики: рассказывают о полете насекомых.(презентация 3)

Учитель: «Человек вышел в космос ,ступил на Луну, использует атомную энергию, расцветают электроника и кибернетика, а насекомое, хоть его ничего не стоит мизинцем раздавить, по-прежнему №мало подвластен» ,более того - «угрожает» - это слова известного энтомолога Карла Фриша.

Угрожают ли насекомые на самом деле? Выслушаем мнения научных сотрудников института защиты растений.

Ученый 1: рассказывает о вредителях полевых культур( саранча, жук-кузька, клоп черепашка). Презентация 4.

Ученый 2: рассказывает о вредителях огорода( колорадский жук, медведка). Презентация 5.

Учитель: Самыми опасными животными на Земле считаются малярийные комары. От малярии за всю историю человечества, начиная с каменного века, погибла половина населения нашей планеты. Даже в наши дни от малярии страдает 200 млн. человек в год.

А какие еще насекомые представляют опасность для человека?

Врач: рассказывает о переносчиках возбудителей заболеваний человека. (презентация 6)

Учитель: На нашу конференцию приглашены журналисты, им слово.

Журналист: Я бы хотел задать вопрос психологу. Насекомое - это образ позитивный или негативный?

Психолог: отвечает на вопрос.

Журналист: А как относились к насекомым наши предки?

Учитель: Попросим ответить на вопрос историка.

Историк: рассказывает освященном скарабее.( презентация 7)

Учитель: Известный энтомолог Эдвард Штейнхауз утверждает, что вредных, прямо или косвенно,

для человека насекомых всего …1%. 99% видов, либо нейтральны для человека, либо полезны. Кто же они?

Слово нашему специалисту.

Эколог: рассказывает о пользе насекомых.(презентация 8)

Учитель: Пожалуй, ни одно насекомое не пользуется таким уважением у человека ,как медоносная пела. О жизни пчел и их трудолюбии слагали легенды.

За что же мы так уважаем этих насекомых?

Врачи-апитерапевты: рассказывают о продуктах пчеловодства и их значении.(презентация 9)

Учитель: Одной из самых молодых биологических наук является генетика. Любимое насекомое у генетиков всего мира - плодовая мушка дрозофила. Но сегодня речь не о ней. Самый продуктивный производитель натурального шелка - гусеница тутового шелкопряда. У этих гусениц до 25% веса тела приходиться на шелкоотделительные железы. Выделения этих желез на воздухе затвердевают, образую шелковую нить. Что же заинтересовало генетиков?

Генетик: рассказывает о новых генетических исследованиях.(презентация 10)

Журналист: А оставил или шестиногие свой след в музыке и изобразительном искусстве?

Искусствовед: отвечает на вопрос.(выставки рисунков и поделок)

Журналист: а в поэзии насекомые оставили свой след?

Искусствовед: отвечает на вопрос.

Учитель: Мне тоже хочется прочесть стихотворение К.Фриша

Ничтожных в мире нет существ,

Коль труд познания сладок.

Везде и всюду - волшебство

И тайный скрыт порядок.

От еле видной тли до звезд

Исполнен мир загадок.

Учитель: У журналистов есть еще вопросы?

Журналист: А есть ли памятники насекомым?

Скульптор: рассказывает о памятниках.

Учитель: В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как и многие Другие животные представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности человека. Их численность сокращается. Многие редкие виды занесены в Красную Книгу ,в том числе Красную Книгу Саратовской области, и нуждаются в охране. Кто они?

Энтомолог: рассказывает о редких и исчезающих насекомых Саратовской области. ( презентация 11)

Учитель: Мы с вами привыкли делить насекомых на полезных и вредных, хотя на самом деле это не так. Один известный энтомолог Шовен сказал: «Насекомые вредны человеку лишь до тех пор, пока о не использует их как помощников и отказывается применять силу своего ума для решения задач, выдвигаемых их существованием».

Нет на Земле ни вредных, ни полезных существ, все равны, и все имеют право на жизнь.

© 2010-2022