Самоанализ урока биологии в 5 классе по теме Строение и многообразие бактерий

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ «СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ» В 5 КЛАССЕ

Данный урок является пятнадцатым в поурочно - тематическом планировании и вторым в разделе «Многообразие организмов». Тема продолжает развивать знания обучающихся о многообразии организмов.

Тип урока: Обретение новых знаний.

Цель урока:

Предметно - дидактической целью я поставила - формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии.

Дятельностноя: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решения проблемных вопросов; создание условий для образовательных результатов:

Личностных (осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к воспроизведению научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию). Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы, выделять существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их, работать с информацией и преобразовывать ее, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятии решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно -следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение организовывать учебную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами).

Предметных (знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о спорообразовании у бактерий.)

Задача урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

  • Познакомить учащихся с разнообразием форм бактерий.

  • Сформировать представление о спорообразовании бактерий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Положительный результат в достижении обозначенных вопросов возможен лишь при правильном соотношении особенности обучающихся и выборе форм и методов.

Характеристика класса: 5 класс - общеобразовательный класс. В классе 25 учеников: 10девочек, 15 мальчиков. Ребята все одного возраста. Не у всех сформирована высокая учебная мотивация. 10 %обучающихся учатся на отлично; 65 % - на «хорошо»; 25 % имеют удовлетворительные результаты. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический климат в классе положительный.

Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, организация взаимопроверки, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

Методы: словесный, практический, частично - поисковый, наблюдение, информационно -обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности; приемы технологии развития критического мышления через чтение.

Основные этапы урока: Организационный этап; этап проверки домашнего задания; мотивационно -целевой этап, организационно - деятельностный.

Дидактическая задача организационного этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, фиксацию отсутствующих, проверку подготовленности обучающихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по -настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как я осуществление этого этапа проводится систематически.

Задачей проверки домашнего задания было установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранение в ходе проверки неточностей, допущенных при выполнении домашнего задания. Биология -это понятийный предмет. И я стараюсь с самого первого урока прививать правильный навык в работе с понятийным материалом. На предыдущем уроке я с ребятами уделила достаточно времени этому вопросу, поэтому задание не вызвало трудности у большинства обучающихся. Опрос осуществлялся фронтально. Но были и те, кто не справился с заданием. Это убеждает в необходимости систематически работать в этом направлении.

Моивационно -целевой этап включал в себя формулировку темы и цели урока. Ребята по ФГОС обучаются с первого класса. Они всегда активны и даже с элементом соревновательности работают над поставленными задачами. Я стараюсь создать условия для самостоятельной формулировки: мотивирую учащихся к определению темы и цели урока. Предпринятое задание «Верно ли утверждение» подвело их к кругу вопросов, которые они хотели бы решить. Ребята успешно справились с этим заданием.

Организационно - деятельностный этап включал в себя открытие нового через решение проблемы.

«Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?» Ребята работали в паре, осуществляя взаимопроверку. Выясняя особенности строения бактериальной клетки, ребята работали с текстом учебника. Я стараюсь прививать навыки осмысленного чтения, прибегая к графическим символам. Предлагаю делать карандашом пометки на полях:

v-было известно;

+-новая информация;

?- информация не вполне понятна. Ребятам очень нравится такой осмысленный «взрослый» подход. Они с удовольствием любят, как задавать вопросы по тексту, так и отвечать на них (я предлагаю всегда сначала ответить «сильным ученикам»

Давая новый материал, я стараюсь дать конкретную информацию, которой нет в учебнике. Я всегда это отмечаю. На уроке я использовала термины: кокки, спириллы, бациллы, вибрионы. Ребята нравится опережающая информация, они с удовольствием соотносили форму бактерий с терминами.

Физкультминутка

Один из принципов современного обучения - принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. Рефлексия, я считаю, может быть не только в конце урока, но и на разных ее этапах. Поэтому закрепление материала (повторная работа с заданием «Верно ли высказывание?»), взаимопроверка -это деятельность, которая направлена на осознание пройденного пути. В конце урока была предложена ребятам анкета, которая позволит им осуществить самоанализ, дать качественную оценку уроку.

Активность обучающихся была достаточно высокой.

Смена видов деятельности, физкультминутка не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как обучающиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.

.



© 2010-2022