Предметная неделя одна из форм внеклассной работы

           Согласно стандарту второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы.  Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметная неделя одна из форм внеклассной работы.

Согласно стандарту второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы. Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной личности, способной к самовыражению и самореализации. Одним из путей решения этой проблемы является создание в школе детской организации или клубов по интересам. В нашей генерализованным условием непрерывного экологического образования является профильное обучение, обеспечивающее поэтапное развитие учащихся в системе « Профильное обучение в школе - Школьный клуб « Ача»- Научно-экологический лагерь

«Ача». В марте 1999 года Постановлением 1 улусной экологической научно- практической конференции было принято решение об организации детской общественной экологической организации. Согласно этому постановлению, в школе создан экологический клуб «Ача» для реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Название клуба выбрали учащиеся - члены клуба. В переводе с якутского языка "Ача" - это маленькое молодое растение - основа всего живого, имеет свои способности роста и развития. В соответствии с названием своего объединения, члены экоклуба занимаются формированием и саморазвитием склонностей, способностей, закладывают основы продолжения образования по выбранным профессиональным интересам, которые нужны в сельских условиях. За 14 лет работы экоклуб имеет 6 выпусков. Первые выпускники уже специалисты по естественному профилю - это врачи, экологи, технологи, биологи, химики. В период существования клуб систематически работал над проектами « Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», « Клубная деятельность как фактор формирования экологически грамотной личности», « Путь к успеху», сетевой проект « Алаас». Все работы проводились в рамках этих проектов. Опыт работы экологического клуба достаточно распространен на муниципальном, региональном и республиканском уровне. Одним из традиционных работ экологического клуба « Ача» является организация предметной недели- недели биологии, химии и географии.

В нашей школе предметные недели получили широкое распространение и проводятся всеми методическими объединениями. Успех проведения предметной недели в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Она должна вызвать интерес у школьников, увлечь их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в недели - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Организация предметной недели в школе как один из видов внеклассной работы Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации этой работы должны заключаться в следующем:

  1. Организация предметной недели заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий.

  2. Предметная неделя охватывает учащихся различного возраста. Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.

  3. Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.

  4. Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность. В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.

  5. Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.

  6. Массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, интересующих только данные предметы, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями.

Уже который год мы ,учителя биологии, химии и географии Туора-Кюельской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. П.П.Кочнева, проводим предметную неделю вместе и каждый раз неделя проходит с большим интересом, на высшем уровне. О проведении недели химии, биологии и географии учащиеся извещаются заранее, подготовка велась заблаговременно ( за 1-2недели). О начале недели школьников рассказывает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.
Все мероприятия проводятся по плану.
Каждый день предметной недели был спланирован так, что включает мероприятия и по химии, и по биологии, и по географии.

План проведения недели биологии, химии и географии в 2012-13 уч. году.

Понедельник: Проверка биологических, химических, географических знаний. Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни». В течение недели в 3 этапа проводится конкурс выявления « Лучшего естественника школы 2013 года»

Вторник: Интеллектуальная игра « Умники и умницы». Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни».

Среда: Круглый стол для членов экологического клуба с участием специалистов участковой больницы по теме « Здоровье наше богатство». Игра по станциям.

Четверг: Защита проектов по классам.

Пятница: Участие научно- практической конференции, посвященной 100-летию родной Татты. Заключительный вечер итога недели. Игра « ТОК»

Первый день. На уроках на 10-15 минут учащихся даются термины из курса данных предметов, где учащиеся объясняют их. В каждом классе определяется « Лучший биолог», «Лучший химик», «Лучший географ» класса.

Учащиеся по классам с классным руководителем выбирают тему проектов и начинают составлять проекты.

Второй день. Лучшие по классам, а их 6 человек, участвуют в конкурсе « Умники и умницы». Конкурс проводится по упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра». При проведении мероприятий используются мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран, что существенным образом повысило наглядность обучения и мотивацию к нему. Игроки выбирают тему и стоимость вопроса, затем отвечают. Если игроки дали правильный ответ, на их счет поступает выигранное количество баллов, если отвечают неверно, соответствующее количество баллов вычитается. В конце конкурса выявляется 2 учащихся « Лучший естественник школы», который имеет право участвовать в заключительном вечере недели.Победитем стали ученики 7 класса Большаков Рома и 8 класса Иванов Эдик. В этот день продолжается подготовка проектов по классам.

Третий день. Организуется игра по станциям (4 станции: биология, химия, география, экология). Вопросы для станций готовят учителя. Начиная с 6-го по11 класс составляются 5 команд разновозрастного состава. Победителем становится команда, выигравшая наибольшее количество баллов. В этот день проводился Круглый стол со специалистами участковой больницы, где с членами экологического клуба обсуждали проблемы здоровья учащихся. В конце данного мероприятия был заключен договор совместной работы школы с участковой больницы.

Четвертый день. Защита проектов по классам

Проект 6 го класса «Национальная якутская кухня - залог здорового питания».

Проект 7 класса «Витамины в нашей еде»

Проект 8 класса « Вредной привычке- нет!»

Проект 9 класса «Экологически чистая жизненная среда»

Проект 10 класса «»

Проект 11 класса «Сохраним воду вместе». По итогам защиты проекты 8 и 10 класса получили право участвовать в научно-практической конференции «Родной Татте 100 лет». Проект 8 класса стал лауреатом конференции, проект 10 класса получил поощрительный приз.

Пятый день. В заключительный день подводится итог недели. Проводилась интеллектуальная игра ТОК по правилам республиканской телевизионной передачи ТОК «толкуйдаа, оонньоо, кыай» в переводе на русский язык « думай,играй, побеждай». Соревновались 2 учащихся, победившие во втором этапе, те. в игре «Умники и умницы». «Лучшим естественником школы 2013 года» стал ученик 8 -го класса Иванов Эдик.С целью повышения мотивации учащихся всем победителям конкурсов, интеллектуальных игр,проектов вручены специальные призы, грамоты.

Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах естественнонаучного цикла, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.

В целом, неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю, к предмету. Содержание, формы и виды деятельности предметной недели в каждом году становятся все более разнообразными, увлекательными и хорошо продуманными.

Таким образом, в результате анализа проведенных мероприятий подобного рода ,я пришла к такому выводу:

- играя, отвечая на вопросы, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминают названия растений и животных;

-способствуют развитию интереса, творческих способностей и инициативы школьников; наблюдательности и самостоятельности и принятии решений; более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков; умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы; понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения; ответственного отношения к природе.



© 2010-2022