- Преподавателю
- Биология
- Предметная неделя одна из форм внеклассной работы
Предметная неделя одна из форм внеклассной работы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саввина С.И. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предметная неделя одна из форм внеклассной работы.
Согласно стандарту второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы. Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной личности, способной к самовыражению и самореализации. Одним из путей решения этой проблемы является создание в школе детской организации или клубов по интересам. В нашей генерализованным условием непрерывного экологического образования является профильное обучение, обеспечивающее поэтапное развитие учащихся в системе « Профильное обучение в школе - Школьный клуб « Ача»- Научно-экологический лагерь
«Ача». В марте 1999 года Постановлением 1 улусной экологической научно- практической конференции было принято решение об организации детской общественной экологической организации. Согласно этому постановлению, в школе создан экологический клуб «Ача» для реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Название клуба выбрали учащиеся - члены клуба. В переводе с якутского языка "Ача" - это маленькое молодое растение - основа всего живого, имеет свои способности роста и развития. В соответствии с названием своего объединения, члены экоклуба занимаются формированием и саморазвитием склонностей, способностей, закладывают основы продолжения образования по выбранным профессиональным интересам, которые нужны в сельских условиях. За 14 лет работы экоклуб имеет 6 выпусков. Первые выпускники уже специалисты по естественному профилю - это врачи, экологи, технологи, биологи, химики. В период существования клуб систематически работал над проектами « Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», « Клубная деятельность как фактор формирования экологически грамотной личности», « Путь к успеху», сетевой проект « Алаас». Все работы проводились в рамках этих проектов. Опыт работы экологического клуба достаточно распространен на муниципальном, региональном и республиканском уровне. Одним из традиционных работ экологического клуба « Ача» является организация предметной недели- недели биологии, химии и географии.
В нашей школе предметные недели получили широкое распространение и проводятся всеми методическими объединениями. Успех проведения предметной недели в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Она должна вызвать интерес у школьников, увлечь их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в недели - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Организация предметной недели в школе как один из видов внеклассной работы Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации этой работы должны заключаться в следующем:
-
Организация предметной недели заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий.
-
Предметная неделя охватывает учащихся различного возраста. Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.
-
Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.
-
Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность. В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.
-
Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.
-
Массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, интересующих только данные предметы, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями.
Уже который год мы ,учителя биологии, химии и географии Туора-Кюельской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. П.П.Кочнева, проводим предметную неделю вместе и каждый раз неделя проходит с большим интересом, на высшем уровне. О проведении недели химии, биологии и географии учащиеся извещаются заранее, подготовка велась заблаговременно ( за 1-2недели). О начале недели школьников рассказывает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.
Все мероприятия проводятся по плану.
Каждый день предметной недели был спланирован так, что включает мероприятия и по химии, и по биологии, и по географии.
План проведения недели биологии, химии и географии в 2012-13 уч. году.
Понедельник: Проверка биологических, химических, географических знаний. Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни». В течение недели в 3 этапа проводится конкурс выявления « Лучшего естественника школы 2013 года»
Вторник: Интеллектуальная игра « Умники и умницы». Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни».
Среда: Круглый стол для членов экологического клуба с участием специалистов участковой больницы по теме « Здоровье наше богатство». Игра по станциям.
Четверг: Защита проектов по классам.
Пятница: Участие научно- практической конференции, посвященной 100-летию родной Татты. Заключительный вечер итога недели. Игра « ТОК»
Первый день. На уроках на 10-15 минут учащихся даются термины из курса данных предметов, где учащиеся объясняют их. В каждом классе определяется « Лучший биолог», «Лучший химик», «Лучший географ» класса.
Учащиеся по классам с классным руководителем выбирают тему проектов и начинают составлять проекты.
Второй день. Лучшие по классам, а их 6 человек, участвуют в конкурсе « Умники и умницы». Конкурс проводится по упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра». При проведении мероприятий используются мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран, что существенным образом повысило наглядность обучения и мотивацию к нему. Игроки выбирают тему и стоимость вопроса, затем отвечают. Если игроки дали правильный ответ, на их счет поступает выигранное количество баллов, если отвечают неверно, соответствующее количество баллов вычитается. В конце конкурса выявляется 2 учащихся « Лучший естественник школы», который имеет право участвовать в заключительном вечере недели.Победитем стали ученики 7 класса Большаков Рома и 8 класса Иванов Эдик. В этот день продолжается подготовка проектов по классам.
Третий день. Организуется игра по станциям (4 станции: биология, химия, география, экология). Вопросы для станций готовят учителя. Начиная с 6-го по11 класс составляются 5 команд разновозрастного состава. Победителем становится команда, выигравшая наибольшее количество баллов. В этот день проводился Круглый стол со специалистами участковой больницы, где с членами экологического клуба обсуждали проблемы здоровья учащихся. В конце данного мероприятия был заключен договор совместной работы школы с участковой больницы.
Четвертый день. Защита проектов по классам
Проект 6 го класса «Национальная якутская кухня - залог здорового питания».
Проект 7 класса «Витамины в нашей еде»
Проект 8 класса « Вредной привычке- нет!»
Проект 9 класса «Экологически чистая жизненная среда»
Проект 10 класса «»
Проект 11 класса «Сохраним воду вместе». По итогам защиты проекты 8 и 10 класса получили право участвовать в научно-практической конференции «Родной Татте 100 лет». Проект 8 класса стал лауреатом конференции, проект 10 класса получил поощрительный приз.
Пятый день. В заключительный день подводится итог недели. Проводилась интеллектуальная игра ТОК по правилам республиканской телевизионной передачи ТОК «толкуйдаа, оонньоо, кыай» в переводе на русский язык « думай,играй, побеждай». Соревновались 2 учащихся, победившие во втором этапе, те. в игре «Умники и умницы». «Лучшим естественником школы 2013 года» стал ученик 8 -го класса Иванов Эдик.С целью повышения мотивации учащихся всем победителям конкурсов, интеллектуальных игр,проектов вручены специальные призы, грамоты.
Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах естественнонаучного цикла, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.
В целом, неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю, к предмету. Содержание, формы и виды деятельности предметной недели в каждом году становятся все более разнообразными, увлекательными и хорошо продуманными.
Таким образом, в результате анализа проведенных мероприятий подобного рода ,я пришла к такому выводу:
- играя, отвечая на вопросы, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминают названия растений и животных;
-способствуют развитию интереса, творческих способностей и инициативы школьников; наблюдательности и самостоятельности и принятии решений; более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков; умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы; понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения; ответственного отношения к природе.