- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии 5 класс ФГОС Многообразие и значение грибов
Урок по биологии 5 класс ФГОС Многообразие и значение грибов
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ясенева И.О. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме: «Многообразие и значение грибов», 5 класс, ФГОС.
Тип урока: урок открытия новых знаний на основе ранее изученного материала.
Дидактическая особенность: реализация системно-деятельностного подхода через решение в частично-поисковой деятельности школьников учебных ситуаций, построенных на смысловом содержании учебного материала.
Цель: создать условия для усвоения учебного материала по теме «Многообразие и значение грибов».
Задачи:
-
Образовательные - формирование представлений о многообразии грибов;
-
Развивающие - выделение существенных особенностей представителей Царства Грибы; объяснение роли грибов в природе и жизни человека;
-
Воспитывающие - приводить доказательства соблюдения мер профилактики заболеваний грибами; вырабатывать умение осознано трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ, здоровьесбережения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-
формировать умение объяснять особенности строения грибов и их роли в природе и жизни человека;
-
формировать умение понимать смысл биологических терминов: антибиотик, пеницилл, мукор, дрожжи, плесневые грибы;
-
обеспечение образовательной потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интересов.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
-
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
-
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
-
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД
-
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе (паре), с учителем.
Регулятивные УУД
-
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
-
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
-
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
-
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «знаем-незнаем», «постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскоп световой, микроскоп цифровой, учебная лаборатория, инструктажи по ТБ, карточки-задания, учебник «Биология» 5 класс под редакцией И.Н. Пономаревой (ФГОС).
Урок соответствует возрастным особенностям учащихся и специфике класса.
Технологическая карта урока
Этап I. Организационный
Цель этапа
Приветствие, мотивация учащихся к работе на уроке и создание ситуации успеха.
Содержание этапа
Приветствие и настрой на работу;
Организация рабочего места учащимися.
Деятельность учителя
Приветствие и настраивание учащихся на работу;
Наблюдение за учащимися.
Деятельность обучающихся
Приветствие учителя и друг друга;
Настрой на учебную деятельность;
Организация рабочего места.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Подготовить рабочее место;
Настроиться на учебную деятельность.
УУД
Коммуникативные.
Планируемые результаты
Создание положительного эмоционального настроя;
Организовывать себя на предстоящую работу;
Выполнять НОТ школьника.
Этап II. Актуализация опорных знаний и умений.
Цель этапа
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание и память).
Содержание этапа
Организация работы по проверке домашнего задания по теме «Грибы».
Деятельность учителя
Интеллектуальный следопыт и наблюдатель;
Организовывает фронтальную работу, контролирует выполнение заданий.
Деятельность обучающихся
Фронтальный опрос, индивидуальная работа,
работа в парах;
Выполняют задания, рассуждают, приходят к заключению, называют примеры.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
-
Работа с наглядным материалом;
-
Работа с загадками;
-
Работа по составлению вопросов по начальным словам;
-
Физкультминутка.
УУД
Познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Планируемые результаты
Проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать уровень владения материалом, выявлять особенности, воспроизводить по памяти информацию, сопоставлять характеристики, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи, составлять монологические высказывания, осуществлять пересказ, удерживать логику повествования.
Этап III. Учебно-познавательная деятельность.
Цель этапа
Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения;
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа
Актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;
Постановка учебной задачи;
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Деятельность учителя
Организатор
Деятельность обучающихся
Аналитики
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
-
Работа с наглядным материалом;
-
Целеполагание, планирование деятельности;
-
Работа с текстом и рисунками учебника.
УУД
Регулятивные, познавательные
Планируемые результаты
Воспринимать и анализировать информацию, мотивировать себя на деятельность. Работать с содержанием темы, осуществлять целеполагание, планирование, преобразовывать текст, выстраивать логически понятия, соотносить описание с рисунками, анализировать ситуацию, осуществлять выборочное чтение, работать с определениями понятий. Устанавливать зависимость между содержанием текста и вопросами, преобразуя повествовательные предложения в вопросительные.
Этап IV. Открытие нового знания.
Цель этапа
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал.
Содержание этапа
Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний.
Деятельность учителя
Наблюдатель, консультант, организатор.
Деятельность обучающихся
Исследователи, поисковики-следопыты.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Исследовательская работа по теме «Плесень»:
-
Инструктаж по правилам работы с микроскопом и ТБ;
-
Инструктаж по приготовлению временного микропрепарата;
-
Работа с микроскопом, знакомство со строением плесневых грибов;
-
Работа с тетрадью, выполнение рисунка «Мукор»;
-
Физкультминутка для глаз.
УУД
Познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Планируемые результаты
Правильно понимать задания, справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее.
Этап V. Первичная проверка понимания материала.
Цель этапа
Формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Содержание этапа
Закрепление изученного материала в условиях решения учебной ситуации.
Деятельность учителя
Консультант
Деятельность обучающихся
Конструкторы
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
-
Работа с цифровым микроскопом, составление презентации «Плесень»;
-
Работа со слайдами - строение плесневых грибов, назвать составные части гриба.
УУД
Познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Планируемые результаты
Выявлять особенности модели, анализировать ее содержание, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи.
Этап VI. Закрепление изученного материала.
Цель этапа
Применение знаний в новой ситуации.
Содержание этапа
Осуществление контроля за усвоением новых знаний.
Деятельность учителя
Наблюдатель, организатор.
Деятельность обучающихся
Исполнители, контролеры.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Задание: составить синквейн по теме «Плесень».
УУД
Регулятивные и коммуникативные.
Планируемые результаты
Выражать собственные мысли, правильно понимать задание и справляться с ним, оценивать уровень выполнения задания, воспроизводить текст и дополнять его необходимой информацией.
Этап VII. Рефлексия деятельности.
Цель этапа
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Содержание этапа
Осуществление рефлексии.
Деятельность учителя
Аналитик.
Деятельность обучающихся
Думающие.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Лист самоконтроля
Ответьте на вопросы:
«Я»
- как чувствовал себя в процессе работы?___________________
- с каким настроением работал?___________________________
- доволен ли собой?_____________________________________
- сегодня на уроке я узнал(а) новое (что)? __________________
- сегодня на уроке я научился(лась) (чему)?_________________
- мне было интересно ______________________
«Мы»
- насколько мне комфортно работалось в группе?______________
- были ли у нас затруднения при работе в группе?_____________
- я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка) _________
«Дело»
- достигли ли мы поставленных задач?________________________
- для чего нам материал, изученный сегодня?__________________
- закончите тему урока: Плесень - _____________________________
УУД
Регулятивные.
Планируемые результаты
Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку, самоконтроль, оценивать уровень собственной деятельности, выявлять существенное в собственной работе.
Этап VIII. Информация о домашнем задании.
Цель этапа
Выбор учащимися задания с учетом индивидуальных возможностей.
Содержание этапа
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Деятельность учителя
Инструктор.
Деятельность обучающихся
Слушатели-аналитики.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
-
Прочитать и пересказать параграф 14;
-
Индивидуальные задания на выбор: сообщение «Грибы-рекордсмены», проблемный вопрос - почему внутри «ведьминых кругов» не растет трава?
УУД
Познавательные.
Планируемые результаты
Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него, самостоятельно преобразовывать текст биологического содержания, анализировать его, работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций к тексту.
Приложение к уроку
I этап.
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети - я вам говорю.
С доброго слова начнем мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Судя по вашим лицам у вас хорошее настроение (смайлик на доску). Значит, мы сегодня будем работать дружно и активно. Общий результат работы на уроке будет зависеть от результата работы каждого из вас.
II этап.
Итак, мы продолжаем наше путешествие. Определить остановки нам помогут следующие объекты:
йогурт, ромашка, ящерица, корзина (пустая)
- определить о каких остановках идет речь? (царства)
- по каким признакам данные объекты относятся к определенным царствам?
- почему корзина пуста? (недостаточно знаний о грибах)
III этап.
С корзиной я пойду в лес за грибами, но за какими? Ответ вы найдете в загадке:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
Задание 1. По теме «Шляпочные грибы» составить вопросы по первым словам:
Как …
Где …
Почему …
Какие …
Задание 2. Почему за шляпочными грибами мы идем в лес?
Задание 3. Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.
- чем же грибы заслужили такое отношение?
- было ли основание называть так грибы?
- прав ли ученый, назвав так грибы?
IV этап. Физкультминутка.
Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем!
V этап.
Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира грибов, причем очень необычных?
Прежде чем стать настоящим ученым, мы должны попасть в исследовательскую лабораторию. Билетом для входа будут ваши ответы на следующие вопросы:
- что такое грибница?
- что такое гифы?
- что такое спорангий?
Ребята, а вы верите в чудеса?
Недавно я купила волшебные шарики (показать дрожжи), затем постряпала булочку, а через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показать плесень на хлебе).
- кто мне скажет, что произошло?
- кто творит чудеса?
VI этап.
Сейчас мы должны с вами перевоплотиться в ученых-исследователей:
-
Работа с инструкциями по ТБ, правилами работы с микроскопом;
-
Все ученые-исследователи ведут записи - работа с тетрадью.