Урок по биологии 5 класс ФГОС Многообразие и значение грибов

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Многообразие и значение грибов», 5 класс, ФГОС.

Тип урока: урок открытия новых знаний на основе ранее изученного материала.

Дидактическая особенность: реализация системно-деятельностного подхода через решение в частично-поисковой деятельности школьников учебных ситуаций, построенных на смысловом содержании учебного материала.

Цель: создать условия для усвоения учебного материала по теме «Многообразие и значение грибов».

Задачи:

  1. Образовательные - формирование представлений о многообразии грибов;

  2. Развивающие - выделение существенных особенностей представителей Царства Грибы; объяснение роли грибов в природе и жизни человека;

  3. Воспитывающие - приводить доказательства соблюдения мер профилактики заболеваний грибами; вырабатывать умение осознано трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ, здоровьесбережения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять особенности строения грибов и их роли в природе и жизни человека;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: антибиотик, пеницилл, мукор, дрожжи, плесневые грибы;

  • обеспечение образовательной потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интересов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе (паре), с учителем.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «знаем-незнаем», «постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскоп световой, микроскоп цифровой, учебная лаборатория, инструктажи по ТБ, карточки-задания, учебник «Биология» 5 класс под редакцией И.Н. Пономаревой (ФГОС).

Урок соответствует возрастным особенностям учащихся и специфике класса.

Технологическая карта урока

Этап I. Организационный

Цель этапа

Приветствие, мотивация учащихся к работе на уроке и создание ситуации успеха.

Содержание этапа

Приветствие и настрой на работу;

Организация рабочего места учащимися.

Деятельность учителя

Приветствие и настраивание учащихся на работу;

Наблюдение за учащимися.

Деятельность обучающихся

Приветствие учителя и друг друга;

Настрой на учебную деятельность;

Организация рабочего места.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место;

Настроиться на учебную деятельность.

УУД

Коммуникативные.

Планируемые результаты

Создание положительного эмоционального настроя;

Организовывать себя на предстоящую работу;

Выполнять НОТ школьника.

Этап II. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель этапа

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание и память).

Содержание этапа

Организация работы по проверке домашнего задания по теме «Грибы».

Деятельность учителя

Интеллектуальный следопыт и наблюдатель;

Организовывает фронтальную работу, контролирует выполнение заданий.

Деятельность обучающихся

Фронтальный опрос, индивидуальная работа,

работа в парах;

Выполняют задания, рассуждают, приходят к заключению, называют примеры.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Работа с наглядным материалом;

  2. Работа с загадками;

  3. Работа по составлению вопросов по начальным словам;

  4. Физкультминутка.

УУД

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Планируемые результаты

Проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать уровень владения материалом, выявлять особенности, воспроизводить по памяти информацию, сопоставлять характеристики, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи, составлять монологические высказывания, осуществлять пересказ, удерживать логику повествования.

Этап III. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения;

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа

Актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;

Постановка учебной задачи;

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Деятельность учителя

Организатор

Деятельность обучающихся

Аналитики

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Работа с наглядным материалом;

  2. Целеполагание, планирование деятельности;

  3. Работа с текстом и рисунками учебника.

УУД

Регулятивные, познавательные

Планируемые результаты

Воспринимать и анализировать информацию, мотивировать себя на деятельность. Работать с содержанием темы, осуществлять целеполагание, планирование, преобразовывать текст, выстраивать логически понятия, соотносить описание с рисунками, анализировать ситуацию, осуществлять выборочное чтение, работать с определениями понятий. Устанавливать зависимость между содержанием текста и вопросами, преобразуя повествовательные предложения в вопросительные.

Этап IV. Открытие нового знания.

Цель этапа

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал.

Содержание этапа

Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний.

Деятельность учителя

Наблюдатель, консультант, организатор.

Деятельность обучающихся

Исследователи, поисковики-следопыты.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Исследовательская работа по теме «Плесень»:

  1. Инструктаж по правилам работы с микроскопом и ТБ;

  2. Инструктаж по приготовлению временного микропрепарата;

  3. Работа с микроскопом, знакомство со строением плесневых грибов;

  4. Работа с тетрадью, выполнение рисунка «Мукор»;

  5. Физкультминутка для глаз.

УУД

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Планируемые результаты

Правильно понимать задания, справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее.

Этап V. Первичная проверка понимания материала.

Цель этапа

Формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Содержание этапа

Закрепление изученного материала в условиях решения учебной ситуации.

Деятельность учителя

Консультант

Деятельность обучающихся

Конструкторы

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Работа с цифровым микроскопом, составление презентации «Плесень»;

  2. Работа со слайдами - строение плесневых грибов, назвать составные части гриба.

УУД

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Планируемые результаты

Выявлять особенности модели, анализировать ее содержание, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи.

Этап VI. Закрепление изученного материала.

Цель этапа

Применение знаний в новой ситуации.

Содержание этапа

Осуществление контроля за усвоением новых знаний.

Деятельность учителя

Наблюдатель, организатор.

Деятельность обучающихся

Исполнители, контролеры.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Задание: составить синквейн по теме «Плесень».

УУД

Регулятивные и коммуникативные.

Планируемые результаты

Выражать собственные мысли, правильно понимать задание и справляться с ним, оценивать уровень выполнения задания, воспроизводить текст и дополнять его необходимой информацией.

Этап VII. Рефлексия деятельности.

Цель этапа

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Содержание этапа

Осуществление рефлексии.

Деятельность учителя

Аналитик.

Деятельность обучающихся

Думающие.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Лист самоконтроля

Ответьте на вопросы:

«Я»

- как чувствовал себя в процессе работы?___________________

- с каким настроением работал?___________________________

- доволен ли собой?_____________________________________

- сегодня на уроке я узнал(а) новое (что)? __________________

- сегодня на уроке я научился(лась) (чему)?_________________

- мне было интересно ______________________

«Мы»

- насколько мне комфортно работалось в группе?______________

- были ли у нас затруднения при работе в группе?_____________

- я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка) _________

«Дело»

- достигли ли мы поставленных задач?________________________

- для чего нам материал, изученный сегодня?__________________

- закончите тему урока: Плесень - _____________________________

УУД

Регулятивные.

Планируемые результаты

Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку, самоконтроль, оценивать уровень собственной деятельности, выявлять существенное в собственной работе.

Этап VIII. Информация о домашнем задании.

Цель этапа

Выбор учащимися задания с учетом индивидуальных возможностей.

Содержание этапа

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Деятельность учителя

Инструктор.

Деятельность обучающихся

Слушатели-аналитики.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Прочитать и пересказать параграф 14;

  2. Индивидуальные задания на выбор: сообщение «Грибы-рекордсмены», проблемный вопрос - почему внутри «ведьминых кругов» не растет трава?

УУД

Познавательные.

Планируемые результаты

Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него, самостоятельно преобразовывать текст биологического содержания, анализировать его, работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций к тексту.







Приложение к уроку

I этап.

Радуюсь утру, радуюсь дню

Здравствуйте дети - я вам говорю.

С доброго слова начнем мы урок

К знаниям новым всегда будь готов!

Судя по вашим лицам у вас хорошее настроение (смайлик на доску). Значит, мы сегодня будем работать дружно и активно. Общий результат работы на уроке будет зависеть от результата работы каждого из вас.

II этап.

Итак, мы продолжаем наше путешествие. Определить остановки нам помогут следующие объекты:

йогурт, ромашка, ящерица, корзина (пустая)

- определить о каких остановках идет речь? (царства)

- по каким признакам данные объекты относятся к определенным царствам?

- почему корзина пуста? (недостаточно знаний о грибах)

III этап.

С корзиной я пойду в лес за грибами, но за какими? Ответ вы найдете в загадке:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

Задание 1. По теме «Шляпочные грибы» составить вопросы по первым словам:

Как …

Где …

Почему …

Какие …

Задание 2. Почему за шляпочными грибами мы идем в лес?

Задание 3. Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.

- чем же грибы заслужили такое отношение?

- было ли основание называть так грибы?

- прав ли ученый, назвав так грибы?

IV этап. Физкультминутка.

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем!

V этап.

Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира грибов, причем очень необычных?

Прежде чем стать настоящим ученым, мы должны попасть в исследовательскую лабораторию. Билетом для входа будут ваши ответы на следующие вопросы:

- что такое грибница?

- что такое гифы?

- что такое спорангий?

Ребята, а вы верите в чудеса?

Недавно я купила волшебные шарики (показать дрожжи), затем постряпала булочку, а через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показать плесень на хлебе).

- кто мне скажет, что произошло?

- кто творит чудеса?

VI этап.

Сейчас мы должны с вами перевоплотиться в ученых-исследователей:

  1. Работа с инструкциями по ТБ, правилами работы с микроскопом;

  2. Все ученые-исследователи ведут записи - работа с тетрадью.



© 2010-2022