Элективный курс Решение генетических задач (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса разработана для обучающихся 11 класса. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» наиболее интересные и сложные в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9 и 10-11 классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике предусмотрено Стандартом биологического образования; кроме , такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ (задания №5 и №6 части С)

. .

Цель курса: развитие у обучающихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к предмету,

  2. ликвидация пробелов в знаниях учащихся,

  3. показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины,

  4. создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.

Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Общая характеристика учебного курса

Содержательным материалом для курса является блок «Основы генетики».

Разделы «Основы генетики» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний.

Межпредметные связи, реализуемые при изучении элективного курса:

Математика-умение производить простейшие вычисления, анализировать и прогнозировать результаты;

История- знание родословных основных персон мира для составления генеалогических древ при выполнении различных творческих работ;

Биологии - основ цитологии, молекулярной биологии, строения клетки.

Органической химии - строение углеводов, белков, аминокислот, нуклеиновых кислот.

Место элективного курса в учебном плане

Согласно учебному плану и календарному графику МОБУ СОШ с. Первомайское учебному плану на изучение элективного курса отводится 1 час в неделю в первом полугодии, всего 17 часов.

Результаты изучения элективного курса

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;

  • хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;

  • закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;

  • значение генетики для медицины.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;

  • давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;

  • приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;

  • применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приёмов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;

  • пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;

  • решать генетические задачи.

Содержание программы элективного курса

1. Введение - 1 ч. Предмет, задачи, объекты генетики

Раздел 1. Основы генетики человека.-29 часов

1.Закономерности наследственности и изменчивости человека-17 часов

История исследований генетики человека. менделеевская генетика человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека

Г.И. Мендель - основоположник науки генетики. Основные закономерности наследования. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1-й и 2-й законы Менделя. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Наследование признаков при дигибридном скрещивании - 2 ч. 3-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Наследование признаков при взаимодействии генов. Комплементарное действие генов. Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный эпистаз. Полимерное действие генов. Летальные гены и их наследование. Решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.

Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере. Решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Календарная дата

Планируемые результаты

Примечание

По плану

фактическая

1

Введение. Генетика-наука о наследственности и изменчивости

1час

3.09.

Знать основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.

Закономерности наследственности человека

20 ч


2,3

Гибридологический метод. Составление простейших схем скрещивания

2часа

10.09

17.09

Уметь правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

4,5

Моногибридное скрещивание.

2 часа

1.10

8.10

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.

6,7

Решение задач на моногибридное скрещивание

2 часа

15.10

22.10

Знать основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.

- решать типичные задачи

8

Дигибридное скрещивание

1час

29.10

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.

9,10

Решение задач на дигибридное скрещивание

2 часа

5.11

12.11

- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

- решать типичные задачи

11,12,13

Полигибридное скрещивание. Решение задач

3 часа

19.11

26.11

3.12

- решать типичные задачи

14

Решение задач на неполное доминирование

1час

10.12

- решать типичные задачи

- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

15,16

Кодоминирование

2 часа

17.12

24.12

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Ноутбук, проектор, компьютер, экран, микроскопы

Литература:

Для учителя:

  1. Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.

  2. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос . 1980.

  3. Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.

  4. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.

  5. В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. "Лицей" 2000г.

  6. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.

  7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Пр. 1981г.

  8. Журнал «Биология в школе» № 6, 1981г. стр. 35 - К обучению школьников решению задач по генетике.

  9. Журнал «Биология в школе» № 6, 1984г. стр. 47 - Как мы учим школьников решать задачи по генетике.

  10. Журнал «Биология в школе» № 6, 1984г. стр. 49 - Методика использования и решения задач по генетике.

  11. Журнал «Биология в школе» № 1, 1990г. стр. 31 - О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач.

  12. Журнал «Биология в школе» № 6, 1990г. стр. 37 - О составлении и использовании генетических задач.

Для учащихся:

  1. Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.

  2. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.

  3. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.

  4. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. "Готовимся к ЕГЭ" Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.

Электронные издания:


  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru km.ru/educftion


6

© 2010-2022