- Преподавателю
- Биология
- Программа педагогической мастерской «Информационные технологии - новый элемент коррекционно-развивающей работы, способствующей социализации детей с ОВЗ»
Программа педагогической мастерской «Информационные технологии - новый элемент коррекционно-развивающей работы, способствующей социализации детей с ОВЗ»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Файрушина Е.П. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УР Директор
__________И.В. Кижапкина _______ Н.А. Доценко
«__»_____2013 г. «___»______2013 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Информационные технологии - новый элемент коррекционно-развивающей работы, способствующей социализации детей с ОВЗ»
(срок действия: 1 учебный год)
Авторская мастерская
творческой группы педагогов
Черногорск
2013; 2014
АВТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ (АМТГП):
-
Кижапкина И.В., ЗДУР.
-
Файрушина Е.П., учитель социально-бытовой ориентировки.
-
Шалаганова Л.И., учитель начальных классов.
-
Суховилова Е.Я., учитель социально-бытовой ориентировки.
-
Байзан Т.Я., учитель начальных классов.
-
Василенко О.М., учитель профессионально-трудового обучения.
-
Большакова С.В., учитель профессионально-трудового обучения.
-
Федорова М.И., учитель начальных классов.
-
Тишкина О.А., учитель географии.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ - учителя, воспитатели специальных (коррекционных) школ.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - методика использования ИКТ в образовательном процессе, а именно:
-
разработка педагогических основ проектирования урока с компьютерной поддержкой (определение дидактических возможностей ИКТ в коррекционно-развивающей работе, критериев целесообразности их использования, структуры учебной деятельности, условий организации и проведения урока);
-
методика использования презентаций на уроке;
-
методика компьютерного контроля;
-
использование на уроке ИНТЕРНЕТ - ресурсов для проведения коррекционно-развивающей работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Концепция модернизации образования требует от общеобразовательного учреждения, включая специальное (коррекционное), сформированности у школьника компетенций, необходимых для успешной адаптации и социализации в обществе. Внедрение в практику современных педагогических технологий призвано сыграть гуманную роль: их задача не в том, чтобы «выжимать» из ученика больше сил овладения знаниями, а в том, чтобы облегчить учебный труд, сделать познавательный процесс желанным. Это влечёт за собой необходимость активного внедрения ИКТ в образовательную практику. Актуальность данной проблемы очевидна. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы коррекционно-развивающей работы, формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
Педагогическая мастерская поможет педагогам систематизировать знания по проблеме обучения школьников с ОВЗ при использовании ИКТ, вооружить педагогов теоретическими и практическими навыками работы в этом направлении.
ПРОБЛЕМА
Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя. Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности при обучении, устранении познавательных недостатков у детей с нарушением интеллекта? На сегодняшний день в ОУ наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Каждый педагог должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, коррекции и развитии познавательных возможностей, оценки результатов деятельности, обеспечения участия школьников в творческих конкурсах, связанных с компьютерными программами и др.
ЦЕЛЬ: совершенствование работы педагогов по применению информационных технологий для решения педагогических задач, обеспечивающих социализацию школьников с ОВЗ.
ЗАДАЧИ:
-
Расширить сферу профессионального самосознания.
-
Обобщить опыт использования учителями школы приёмов, форм организации учебного процесса с ИКТ.
-
Уточнить, усовершенствовать навыки и систематизировать знания, необходимые педагогам для проведения уроков с ИКТ.
-
Разработать предметные уроки и воспитательные занятия с использованием информационных технологий.
-
Апробировать разработанные методические материалы в процессе коррекционно-развивающей работы.
-
Разработать общие рекомендации по использованию ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
-
Осуществить структуризацию информатизации по данной теме.
ГИПОТЕЗА
В современных условиях образовательного пространства школы систематическое внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, привести к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса, но и полностью изменить существующие формы обучения, способствующие социализации обучающихся с ОВЗ. Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности при организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ заключается в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения при использовании ИКТ.
ЗОНА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
-
Интернет и образование.
-
Сеть творческих учителей.
-
Методическая поддержка педагогических кадров.
ЗОНА ПРАКТИКУМА
1. План проведения педагогической мастерской
№
Мероприятие
Содержание
Ответственный
Дата (возможна корректировка)
Лекция «Интернет - площадка как средство расширения методических средств»
Совершенствование педагогического опыта через участие в Интернет-конкурсах, распространение опыта через педагогические сообщества
Кижапкина И.В.
15.09.13
22.09.14
Мастер-класс «Создание видеофайла»
Представление опыта по созданию видеофайлов
Суховилова Е.Я., Файрушина Е.П.
09.04.13
19.10.13
15.03.15
Семинар «Информационные технологии - новый элемент коррекционно-развивающей работы»
Возможности проведения коррекционно-развивающей работы при использовании ИКТ.
Творческая группа
21.12.13
20.04.15
Мастер-класс «Требования к экранной презентации»
Представление опыта по созданию презентаций.
Тишкина О.А., Шалаганова Л.И.
26.10.13
17.12.14
Мастер-класс «Интерактивная доска SMART Board»
Организация обучения с помощью интерактивной доски. Знакомство с технологическими возможностями использования интерактивного оборудования на уроке.
Большакова С.В.,
Федорова М.И.
11.12.13
13.04.15
Практикум
Разработка рекомендаций по использованию ИКТ
Творческая группа
02.02.14
02.02.15
Круглый стол «Вспомнить всё. Интернет-ресурсы!»
Обсуждение опыта. Проведение коррекционно-развивающей работы при использовании Интернет-ресурсов
Творческая группа
25.03.14
20.05.15
2. Выступления:
№
ФИО педагога
Должность
Тема выступления
Уровень
Дата
Кижапкина И.В.
ЗДУР
Методическая поддержка педагога в области использования ИКТ
Педсовет-пресс-конференция «Деятельность, успехи, проблемы школы»
27.08.13
27.08.14
Файрушина Е.П.
учитель социально-бытовой ориентировки.
Интернет - площадка как средство повышения эффективности образовательных процессов.
Методика компьютерного контроля на уроке.
Расширенное заседание
12.02.14
25.11.14
Тишкина О.А.
учитель географии
УМК, созданный средствами Microsoft Office - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения.
Расширенное заседание
17.10.13
19.01.15
Федорова М.И.
учитель начальных классов
Использование ИКТ при обучении в начальной школе.
«Использование информационных технологий в процессе развития сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида»
Расширенное заседание
Республиканский семинар
25.01.14
25.01.15
24.11.14
Шалаганова Л.И.
Большакова С.В.
учитель профессионально-трудового обучения
Работа с программным обеспечением
Интерактивной доски SMART BOARD
Расширенное заседание
16.12.13
10.02.15
Василенко О.М.
учитель профессионально-трудового обучения
Развитие информационного пространства школы.
Расширенное заседание
02.11.13
14.11.14
Байзан Т.Я.
учитель начальных классов
Методика использования электронной презентации на уроке.
«Использование ИКТ на уроках развития речи в начальных классах»
Расширенное заседание
Республиканский семинар
10.10.13
16.02.15
23.04.12
Суховилова Е.Я.
учитель социально-бытовой ориентировки
Возможности работы в программе PowerPoint
Суховилова Е.Я.
Файрушина Е.П.
учителя социально-бытовой ориентировки
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Республиканский
семинар «Использование ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
23.04.12
3. График открытых уроков, внеклассных мероприятий с использованием ИКТ:
№
ФИО педагога
Предмет
Тема
Класс
Дата
Файрушина Е.П.
Суховилова Е.Я.
СБО
«Идем в гости». Диплом конкурса Фестиваля медиауроков
«Стирка носового платка»
9
5
12.12.13
10.02.15
Тишкина О.А.
география
«Страны Восточной Европы»
«Глобус»(интегрированный урок ИЗО+география)
9
6
23.03.14
21.05.14
Большакова С.В.
профессиональное трудовое обучение
«Овощные культуры»
6
21.05.14
10.02.15
Василенко О.М.
профессиональное трудовое обучение
«Глобус»(интегрированный урок ИЗО+география)
6
21.05.14
Байзан Т.Я.
Шалаганова Л.И.
чтение и развитие речи
Внеклассное занятие « Страна сказок»
Коррекционное занятие
1-4
1-4
15.04.13
26.11.14
Федорова М.И.
математика коррекционное занятие
Открытый урок «Закрепление знаний таблицы умножения и деления трёх»
«Путешествие на поезде «Здоровье»
3
5
16.04. 14
26.09.2014
4. Публикации, конкурсы педагогов школы:
№
ФИО педагога
Должность
Тема публикации
Место публикации
Файрушина Е.П.
учитель социально-бытовой ориентировки
Методическая разработка урока СБО в 9 кл. «Хакасская кухня»
Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Сценарий медиаурока с компьютером (07.01.13)
Тишкина О.А.
учитель географии
Методическая разработка урока «Глобус-модель земного шара»
Дистанционный образовательный портал «Большая перемена», 2014 г.
Большакова С.В.
учитель профессионально-трудового обучения.
«Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках труда»
Дистанционный образовательный портал «ЗавучИнфо», 2014 г.
Дистанционный образовательный портал «Большая перемена», 2014 г.
Василенко О.М.
учитель профессионально-трудового обучения.
«Эффективное применение ТСО при использовании технологии сотрудничества»
Дистанционный образовательный портал «Продленка», 2014 г.
Байзан Т.Я.
учитель начальных классов.
Коррекционное занятие с использованием ИКТ «Развитие познавательной способности»
«Упражнения в написании слов с различными орфограммами»
Коррекционное занятие «Развитие речи», 4 кл.
Дистанционный образовательный портал «Продленка» февраль 2015 г
Дистанционный образовательный портал «Видеоурок»,2013
Диплом победителя международного смотра презентаций «Лучшая презентация к учебному занятию» апрель 2013г.
Суховилова Е.Я.
учитель социально-бытовой ориентировки.
Методическая разработка урока СБО в 9 кл. «Хакасская кухня»
Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «сценарий медиаурока с компьютером
Суховилова Е.Я.
Байзан Т.Я.
учитель социально-бытовой ориентировки
учитель начальный классов
Видеофильм «Иду по школьным коридорам…»
Видеофильм «Я и моя школа»
Лауреат 3 Республиканский педагогический марафон «Развитие профессионального культуры педагога как фактор повышения учительского потенциала» (09.12.12)
Шалаганова Л.И.
учитель начальных классов
«Использование информационно- коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Коррекционное занятие «Книга учит жить, книгой надо дорожить»
Международный сборник НПК «Новые образовательные технологии», 2012
2013г. - Дистанционный Образовательный портал «Продлёнка»
2014г. - Творческий конкурс для детей и взрослых «Талантоха - 7»,
Конкурс методических разработок и презентаций, лауреат
5. Информационные ресурсы Интернета по данной тематике:
youtube.com/watch?v=YtxVFdbXxn0
youtube.com/watch?v=apHesKEuUCs
youtube.com/watch?v=1jXWCHatexM
logozavr.ru
solnet.ee
logoped1965.narod.ru
detiseti.ru
teremoc.ru
lohmatik.ru
internetenok.narod.ru
nachalka.com
samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/
igraemsa.ru/igry-dlja-detej
teremoc.ru/game/gamee.htm