Урок по биологии на тему Витамины (8 класс)

Урок по биологии на тему "Витамины" к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" 8 класс. Урок содержит тестовые задания для проверки знаний. Учащиеся проводят взаимопроверку. Конспект урока содержит историческую справку об открытие витаминов. Есть задания для самостоятельной работы с учебником.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2 (42).

Витамины - эликсиры жизни.

«Эликсир жизни - чудодейственный, волшебный напиток, способный сохранить молодость, влияющий на бодрость, желание жить».

( по С.И.Ожегову)

  1. Цель: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с группами витаминов и их ролью в обмене веществ.

  • Развивающая: развитие устной речи и логического мышления.

  • Воспитательная: соблюдение правил гигиены.

Форма: урок.

Методы: обьяснительно-иллюстративный, решение проблемных задач, рассказ учителя, тестирование.

Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов», презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка знаний.

Тестирование.

Тест с выбором одного правильного ответа.

  1. Процесс поступление веществ из внешней среды в организм, их превращение и удаление продуктов распада - это:

а) выделение;

б) всасывание;

в) питание;

г) обмен веществ.

2. Окисление органических веществ с освобождением энергии происходит:

а) в клетках тела;

б) в ротовой полости;

в) в желудке;

г) в полости кишечника.

3. В организме человека не может происходить превращение:

а) аминокислот в белки;

б) глюкозы в гликоген;

в) глюкозы в белки;

г) белков в жиры.

4. Обмен веществ в клетке составляют:

а) пищеварение и всасывание;

б) рост и размножение;

в) поглощение кислорода и выделение углекислого газа;

г) пластический и энергетический обмен.

5. Вещества, которые образуются в клетках при расщеплении и окислении жиров - это:

а) глицерин и жирные кислоты;

б) вода и углекислый газ;

в) аминокислоты;

г) глюкоза и гликоген.

6. Роль обмена веществ в организме:

а) способствует переносу питательных веществ;

б) регулирует процессы жизнедеятельности;

в) обеспечивает организм веществами для клеток и энергией для процессов жизнедеятельности;

г) способствует делению клеток.

7. В организме человека освобождается энергия:

а) при поступлении кислорода в кровь;

б) в процессе пищеварения;

в) при образовании в клетках сложных органических веществ;

г) при окислении и распаде в клетках тела белков жиров и углеводов.

8. Белки расщепляются до:

а) глицерина и жирных кислот;

б) воды и углекислого газа;

в) аминокислот;

г) глюкозы и гликогена.

9. Внутренняя среда человека содержит воды до:

а) 70%;

б) 90%;

в) 60%;

г) 100%.

10. Пластический обмен - это:

а) превращение энергии;

б) биологическое окисление;

в) совокупность реакций биосинтеза;

г) транспортировка питательных веществ.

Взаимопроверка.

Ответы: 1 - г; 2 - а ; 3 - в; 4 - г; 5 - а; 6 - в; 7 - г; 8 - в; 9 - б ; 10 - в.

Подвести итоги по тестированию.

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Все живые организмы (вирусы, бактерии, растения, животные и человек) питаются. Без пищи наступает смерть от голода.

- Чем является пища для организма?

Верно, пища - источник строительного материала и энергии, но достаточно ли для рационального сбалансированного питания только белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды?

Конечно, для организма недостаточно поступления только белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

-Почему недостаточно? (Необходимы ещё витамины)

Доказательством этого являются опыты и наблюдения учёных.

Прослушайте внимательно историческую справку и ответьте на следующие вопросы?

- Какие опыты произвёл Н.И. Лунин?

- Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Историческая справка (слайд 3)

XIX век.

В 1880 г. русский врач Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни.

Эту же взаимосвязь между природной пищей и жизнью пронаблюдал и голландский учёный Эйкман.

- Что же находилось в рисовых отрубях?

Загадка рисовых отрубей была раскрыта польским биохимиком К.Функом, который первым получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики, тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы вылечить птиц от бери - бери и сохранить жизнь. Он же и назвал содержащиеся в них вещества витаминами. «Vita» - жизнь.

  1. Витамины

Витамины - биологически активные вещества, необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организмов.

Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ. В настоящее время известно более 50 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т. д. Некоторые из них образуют группы, например, витамины группы В. Для того, чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру, например витамин В1, В12.

Все витамины делятся на 2 большие группы водорастворимые и жирорастворимые.

(слайд 4)

Витамины

Водораствориимые Жирорастворимые

С А

В Д

Е

и др. и др.

За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Действие витаминов специфично, нельзя вместо одного недостающего витамина употреблять другой.

3.Заболевания.

(Записать в тетрадь)

  1. Гиповитаминоз - болезненное состояние, связанное с пониженным содержанием витаминов

  2. Авитаминоз - полное отсутствие в организме каких - либо витаминов.

  3. Гипервитаминоз - избыток витаминов.

4.Заполнить таблицу «Азбука витаминов»

Самостоятельная работа с книгой.

Стр. 189 - 1911. 1.Прочитать статью «Водорастворимые витамины».

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз - цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Витамины группы В содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления т. к. витамин В1 окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Витамин Д образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Задача 1. Во время морских экспедиций моряки страдали цингой. Почему? (ответы детей: недополучение витамина С, не могли во время плавания добывать свежие овощи и фрукты)

Задача 2. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему? (Ответ Авитаминоз Д возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.)

5.Суточные нормы витаминов. (Работа с таблицей)

(Вывод): Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

6. Рациональное использование витаминов. (слайд 8)

О правилах приготовления пищи. Стр. 192 статья «Рациональное использование витаминов» (Ответы учащихся)

(Вывод): Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

IV. Рефлексия.

Тестирование (Тест на соответствие)

Установите соответствие между витамином и авитаминозом, развивающимся при отсутствии в организме данного витамина.

Витамин Авитаминоз

А) витамин Д 1) бери - бери

Б) витамин А 2) куриная слепота

В) витамин С 3) цинга

Г) витамин В 1 4) злокачественная анемия

5) рахит

6) пеллагра

А

Б

В

Г


Объясните понятия

  1. Витамины

  2. Авитаминоз

  3. Гипервитаминоз

  4. Гиповитаминоз

V Итог урока:

Каждый учащийся говорит по одному предложению о том

- Что интересного и полезного узнали на уроке?

Вывод: если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: изучить пр. 37; заполнить табл. «Жирорастворимые витамины».

Творческое задание сообщение «Азбука витаминов».

Список использованной литературы:

  1. Биология. Справочник абитуриента, под редакцией З.А. Власова - М: Филологическое общество «Слово» -2000. - 640 стр.

  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: Учеб. для 8 кл.- М.:Дрофа, 2008. - 336 стр.

  3. Биология человека. В таблицах и схемах. Резанова Е.А., АнтоноваИ.П., Резанов А.А. - М.: «Издательство школа 2000» - 208 стр.

  4. Энциклопедический словарь юного биолога, сост. М.Е. Аспиз. М.:Педагогика, 1986. -352 стр.

  • Интернет ресурсы.

© 2010-2022