Рабочая программа биология 9 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными-правовыми документами: -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 ; -Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 13.Общие  требования к реализации образовательных  программ, Статья 28.Компентенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7)...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными-правовыми документами:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 ;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 13.Общие требования к реализации образовательных программ,

Статья 28.Компентенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7), Статья 66.Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.2,5);

-Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г № 196 с изменениями от 10.03.2009 г.№ 216 ст.41;

-Федеральный базисный учебный план основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 ;

- Федеральный перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год № 253 от 31.03.2014;

-Примерная программа основного общего образования по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии;

- Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор - составитель В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа», 2010 г.

-Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2014-2015 учебный год (приказ № 81 от 21.08.2014)

-Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Ишпарсово (приказ № 74 от 30.08.2013г.)

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2011. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и реализует авторскую программу В.В.Пасечника. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на 66 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Формы контроля: устный опрос, проверочные работы, тестирование. Предусмотрены: 5 контрольных работ, 3 лабораторные работы, 3 экскурсии.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;

  • развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
















Содержание программы


№ п/п

тема

количество

часов


Введение.

1

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Тема 1. Молекулярный уровень

10ч

2

Тема №2.Клеточный уровень

11ч

3

Тема №3. Организменный уровень

14ч

4

Тема №4. Популяционно-видовой уровень

3 ч

5

Тема №5. Экосистемный уровень

6

Тема №6. Биосферный уровень

7

Раздел 2. Эволюция органического мира

Тема №7. Основы учения об эволюции

8

Тема №8. Возникновение и развитие жизни на Земле




9

Тема №9. Организм и среда

10

Тема №10. Биосфера и человек







Введение (2часа)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Тема 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 2. Клеточный уровень (11 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

Тема 3. Организменный уровень ( 14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (3ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»

Тема 5. Экосистемный уровень (3ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 6. Биосферный уровень (2ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Тема 7. Основы учения об эволюции (8ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей,отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей

Тема 9. Организм и среда (6ч)

Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.

Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

Тема 10. Биосфера и человек (2ч)

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека.













Календарно - тематическое планирование

№ п/п урока

наименование темы

дата проведения

примечание

по плану

фактич.

Введение (2часа)

1

Инструктаж по ТБ. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

3.09

2

Сущность жизни и свойства живого.

5.09

Раздел 1. Уровни организации живой природы (43часа)

1. Молекулярный уровень (10часов)

3

Молекулярный уровень: общая характеристика

10.09

4

Углеводы

12.09

5

Липиды

17.09

6

Состав и строение белков

19.09

7

Функции белков

24.09

8

Нуклеиновые кислоты

26.09

9

АТФ и другие органические соединения клетки

1.10

10

Биологические катализаторы

3.10

11

Вирусы

8.10

12

Контрольная работа №1 по теме: «Молекулярный уровень организации жизни»

10.10

2. Клеточный уровень (11часов)

13

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

15.10

14

Ядро

17.10

15

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

22.10

16

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

24.10

17

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

29.10

18

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

5.11

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Гетеротрофы.

7.11

20

Фотосинтез и хемосинтез.

12.11

21

Синтез белков в клетке.

14.11

22

Деление клетки. Митоз.

19.11

23

Контрольная работа №2 по теме: «Клеточный уровень организации жизни»

21.11

3. Организменный уровень (14часов)

24

Размножение организмов

26.11

25

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

28.11

26

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

3.12

27

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

5.12

28

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

10.12

29

Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание»

12.12

30

Дигибридное скрещивание

17.12

31

Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана

19.12

32

Взаимодействие генов

24.12

33

Инструктаж по ТБ (повторный). Генетика пола

26.12

34

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

16.01

35

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

21.01

36

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

23.01

37

Контрольная работа №3 по теме: «Организменный уровень организации жизни»

28.01

4. Популяционно-видовой уровень (3часа)

38

Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия»

30.01

39

Популяции

4.02

40

Биологическая классификация

6.02

5. Экосистемный уровень (3часа)

41

Сообщество, его состав, структура. Экосистема, биогеоценоз.

11.02

42

Потоки вещества и энергии в экосистеме

13.02

43

Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Экскурсия в биогеоценоз.

18.02

6. Биосферный уровень (2часа)

44

Биосфера. Среды жизни.

20.02

45

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

25.02

Раздел 2. Эволюция органического мира (23часа)

7. Основы учения об эволюции (8часов)

46

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин

27.02

47

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие и его нарушение в популяциях. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

4.03

48

Борьба за существование и естественный отбор

6.03

49

Формы естественного отбора

11.03

50

Изолирующие механизмы.

13.03

51

Видообразование.

18.03

52

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

20.03

53

Контрольная работа №4 по теме: «Основы учения об эволюции»

1.04

8.Возникновение и развитие жизни на Земле (5часов)

54

Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна.

3.04

55

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

8.04

56

Эра древней жизни. Жизнь в протерозое и палеозое. Экскурсия в краеведческий музей.

10.04

57

Жизнь в мезозое и кайнозое.

15.04

58

Контрольная работа №5 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

17.04

9. Организм и среда (6часов)

59

Экологические факторы. Условия среды.

22.04

60

Общие закономерности влияния экологических факторов на организм.

24.04

61

Экологические ресурсы

29.04

62

Адаптация организмов к различным условиям существования

6.05

63

Межвидовые отношения организмов.

8.05

64

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

13.05

10. Биосфера и человек (2часа)

65

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

15.05

66

Основы рационального природопользования

22.05



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток

и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем

и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,

дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот

веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Перечень учебно - методического обеспечения

Список литературы

1. Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: Тематическое и

поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2002.

3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии.

9 класс. - М.: «ВАКО» 2006.


Дополнительная литература и средства обучения

1. Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. - Изд-во Казанского университета, 1988.

  1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного

экзамена в 2011 г. - М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.

3. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

4. ЕГЭ 2007 - 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. - Саратов:

Изд-во «Лицей», 2007.

6. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. - М.: Творческий центр, 2000.


Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997 - 240 с.

  2. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2002.

  4. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

  5. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  6. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998.

Электронные ресурсы на компакт-дисках

1. CD Прилежаева Л.Г., Стефанова Е.С., Панина Т.Л., Андрианова С.К., Ключникова Н.М., Ключникова М.А. Интерактивный курс: «Биология. 10 - 11 классы» - М.: Просвещение, 2003.

2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: Просвещение, 2001.






© 2010-2022