Урок по биологии на тему Значение кожи и ее строение

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

«Значение кожи и ее строение»

Радькова Ю.С., учитель биологии ГУО «средняя школа №32 г. Могилёва»

Цель: сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи.

Задачи:

1)Образовательная:


  • развивать понятия о единстве строения и функции кожи;

  • закрепить знания об органах мочевыделения, а также их роли в обмене веществ.

2)Развивающая:

  • работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .

3)Воспитательная:

  • формировать бережное отношению к своему здоровью;

  • формировать основы экологического сознания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Кожа», презентация «Строение и значение кожи», лупы, микроскоп, микропрепараты эпителиальной ткани, лезвие, чашка с водой, набор предметов, 2 стакана воды теплая и холодная.

Методы: метод проектов, наглядные (таблицы, рисунки), словесные (монолог, беседы, выступления), практические (работа учащихся, кроссвордом, заполнение таблицы).

План урока:

  1. Функции кожи.

  2. Строение кожи.

  3. Строение ногтей и их значение.

  4. Строение волос и их значение.

На доске:

«Кожа - зеркало здоровья

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно

Это очень важно знать».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих. Подготовка рабочих мест.

II. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос:

Итак, вы знаете, что человек - это открытая система. Из окружающей среды в организм поступают кислород и питательные вещества, а обратно углекислый газ и продукты обмена.

1)какие органы выделения есть в нашем организме?

2)назовите функцию мочевыделительной системы?

3)перечислите составляющие мочевыделительной системы?

5)вспомните строение почек?

6)что является структурной единицей почек является?

7)вспомните строение нефрона?

8)назвать этапы образования мочи?

9)где находится центр мочеиспускания?

10)какими системами регулируется деятельность почек?

11)в чем заключается гигиена мочевыделительной системы?

2. Дополнить фразы:

  • - органы мочеобразования - это…, а органы мочевыделения - это …

  • - первичная моча отличается от вторичной тем, что …

  • - если в моче человека обнаружен белок, это признак того, что …

  • - наличие в моче сахара (глюкозы) свидетельствует о том, что …

  • - при недостатке воды в организме …

  • - жесткая вода отличается от мягкой …

3. Согласны ли вы с утверждением?

  • - почки человека поддерживают постоянство внутренней среды организма.

  • - в норме в моче человека могут содержаться лейкоциты и эритроциты.

  • - в мочевой пузырь поступает первичная моча.

  • - почки разделяют вещества, поступающие к ним.

  • - чем больше воды поступает в организм, тем лучше для него.


III. Изучение нового материала.

Ученики комментируют фразу: «У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?».

«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Ученики пытаются отгадать тему урока:

  • Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

  • Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

  • Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

  • Это платье данное природой человеку на всю жизнь.

Итак, тема урока «Значение кожи и ее строение».

«Кожа - зеркало здоровья!

Все недаром говорят.
Ты запомни это точно.
Это очень важно знать».

Кожа - покровный орган, служащий границей между организмом и окружающей средой. Масса этого органа у взрослого человека в среднем весит 2,7 кг. Площадь 1,5 - 2 метра квадратных.

Давайте вспомним, что вы знаете о кожи из курса зоологии, жизненных наблюдений. Подумайте, какие функции выполняет кожа?


  • Защитную функцию (от механических повреждений; проникновения твердых частиц, микроорганизмов; темный пигмент кожи меланин, защищает организм от избытка солнечных ультрафиолетовых лучей).

  • Выделительную функцию (состоит в участии в обмене веществ, около 0,5л воды и солей выделяется через кожу в сутки, а также пот).

  • Рецепторную или чувствительную функцию (т. к. богата нервными окончаниями).

  • Терморегулирующую функцию ( в капиллярах кожи содержится 1л крови, за сутки выделяет от 900 мм до 12 л пота).

  • Запасающую функцию (в подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества).

  • В коже образуется витамин «Д», препятствующий развитию рахита у детей.

  • Дыхательную (через кожу осуществляется газообмен).


Послушайте историю, которая произошла много лет назад.

Жил- был на свете герцог.
Богатый герцог был.
И он в старинном замке
Со своей семьёю жил.

Задумал он устроить пир
И удивить гостей
Он мальчика у бедняка
Купил за горсть гиней.

Хотел он в этом мире слыть
Богаче всех людей
И краской золотой покрыть
Велел его скорей.

Покрыли краской бедняка
От головы до пят.
И бал прошёл удачно так
Был герцог очень рад.

Но мальчик что-то занемог,
Его пронзил озноб.
Врача позвали, но и врач
Ему помочь не смог.

Пытались краску ту отмыть.
Но не могли никак.
Погиб мальчонка золотой,
А что же герцог,- герцог тот
Известен стал в веках.

Как вы думаете, почему это произошло?

Через кожу за сутки при температуре +30˚C выводится 7-9 г углекислого газа и поглощается 3-4 г кислорода. Это составляет 2% всего газообмена в организме.

Некоторые ученые полагают, что кожное дыхание осуществляется через потовые железы. Здесь кислород воздуха растворяется в воде и диффундирует в капилляры стенок потовой железы. Углекислый газ перемещается в обратном направлении.

Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на ее строении.

2.Строение кожи (таблица на доске).

Состоит из трех слоев:

1. Эпидермис.

2. Дерма.

3. Подкожная жировая клетчатка.

Как воспринимаются кожей различные раздражения?

Раздражения (тепло, прикосновение, укол, холод, давление) воспринимаются рецепторами кожи. Если бы не было возможности воспринимать раздражители и вовремя на них отреагировать, то мы бы не почувствовали бы боли при порезах и ударах. Не смогли бы отдернуть руку, дотронувшись до горячей плиты. Бесконечно бегали бы по улице в сильный мороз, не думая о том, что нужно потеплее одеться. Наличие рецепторов защищает от опасностей окружающего мира. Они расшифровывают ощущения боли, температуры и давления.

Что вы знаете об азбуке Брайля?

Алфавит, созданный Луизом Брайлем (1809-1852) в 1837 году, в котором каждая буква представлена в виде определенного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые нащупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми сегодня.

Как расположены болевые рецепторы в коже по отношению к другим видам рецепторов? Почему йоги, располагаясь на доске, утыканной гвоздями, не чувствуют боли? Можно ли управлять болью?

Болевые как и тепловые рецепторы ближе всех расположены к поверхности кожи. Йоги длительное время тренируются управлять болью при помощи медитации (внушения). Врачи изучают это явление с целью использования в будущем этой методики борьбы с болью вместо лекарственных препаратов.

Можно ли обмануть рецепторы, воспринимающие холод?

Опустите руку вначале в сосуд с «ледяной» водой и держите ее там около минуты, а затем быстро опустите эту же руку в сосуд с прохладной водой. Какие ощущения возникли?

При прикосновении льда к коже человек вздрагивает. После переноса руки из сосуда с ледяной водой в сосуд с прохладной водой вода во втором сосуде кажется теплой.

Производные эпидермиса -

  • волосы,

  • ногти,

  • сальные

  • потовые железы

Железы кожи.

В коже человека находится 2 вида желез - потовые и сальные.

Потовые железы - встречаются почти во всех участках кожи. Больше всего их на коже подушечек пальцев рук и ног, ладоней и подошв, в подмышечных складках.

Железы состоят из выводного протока и длинного концевого отдела, закрученного в виде клубочка.

Сальные железы - наибольшего развития достигают в период полового созревания. В отличии от потовых желез сальные железы почти всегда связаны с волосами. Только там, где нет волос (губы) они лежат самостоятельно. Больше всего сальных желез на голове, лице и верхней части спины. На подошвах и ладонях они отсутствуют. Секрет сальных желез (кожное сало) служит жировой смазкой для волос и эпидермиса.

Волос как дерево делится на ствол (стержень) и корень. Стержень волоса - это его видимая часть, торчащая над поверхностью кожи и создающая столь неповторимый облик каждого из нас. Корень волоса находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке. В совокупности с окружающими его тканями образует волосяной фолликул (волосяную луковицу). Эти ткани формируют наружное и внутреннее корневые влагалища и волосяно-железистый комплекс.

Ногти - это роговые пластинки на тыльной поверхности фаланг пальцев. Различают свободный край, тело и корень ногтя. Поверхность его гладкая, блестящая. Ногтевая пластинка располагается на ногтевом ложе, которое состоит из эпителия (под ногтевой пластинкой) и соединительной ткани. Ногтевое ложе с боков и у основания ограничено ногтевыми валиками. Участок ногтевого ложа, на котором лежит корень ногтя, называется матрицей. В ней постепенно происходит размножение и ороговение клеток. Образующиеся здесь роговые чешуйки смещаются в ногтевую пластинку, которая из-за этого увеличивается в длину - происходит рост ногтя.

Физкультминутка:

Учащиеся закрывают глаза, представляют себя на берегу океана и под шум волн и крики чаек выполняют упражнения на расслабление мышц шеи и глаз.

Сообщение ученика:

«ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ ПО НОГТЯМ»

Дактилоскопия - раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника



IV Первичное закрепление знаний:

Разгадайте кроссворд:

Урок по биологии на тему Значение кожи и ее строение

1)Наружный слой кожи

2)Второе название кожи

3)Заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос?

4)Раздел медицины, изучающий строение и функции кожи?

5) «Апельсиновая корка» на коже

6)Самая тонкая кожа располагается на …

Заполните таблицу:

Название слоев кожи

Особенности строения

Функции

Эпидермис

Наружный слой кожи, образованный эпителиальной тканью. Клетки наружного слоя мертвы, внутренние - живые, в них содержится пигмент. (Наружный слой постоянно слущивается и обновляется, за счет размножения более глубоко расположенных клеток.)

-Защитная, не пропускает твердые частицы, газы.
-Пигмент защищает организм от лучей солнца.

Дерма

Образована соединительной тканью, а между ними особое волокнистое вещество, которое придает коже упругость и прочность. Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды, чувствительные нервные волокна и их окончания - рецепторы.

-Выделительная,
-рецепторная или чувствительная,
-секреторная,
-терморегулирующая,
-содержится пигмент.

Гиподерма (подкожная жировая клетчатка)

Подкожная жировая клетчатка

- Защитная, защищает от ушибов, переохлаждения. Это своего рода «подушка безопасности», смягчающая удары, теплоизоляционный слой, сохраняющий температуру тела и склад питательных веществ - на случай голодания.
-Запасающая, откладываются запасные питательные вещества - жиры.

V Закрепление:

В задании А выберите один правильный ответ.

В задании В несколько правильных ответов.

Задание А:

1.Из скольких слоев состоит кожа?

А) из одного

Б) из двух

В) из трех

Г) их четырех

2. В каком слое находятся сальные, потовые железы?

А) эпидермис

Б) дерма

В) гиподерма

3. В каком слое накапливается пигмент меланин?

А) эпидермис

Б) дерма

В) гиподерма

Задание В:

1. Какие ткани образуют кожу?

А) нервная

Б) мышечная

В) соединительная

Г) эпителиальная

2. В чем выражается терморегуляция кожи?

А) испарение пота,

Б) расширение сосудов

В) сужение сосудов

Г) дрожание кожи

3. Какие функции выполняет кожа?

А) выведение воды с минеральными солями и мочевиной,

Б) терморегуляция,

В) защита органов,

Г) ориентации

Д) дыхание

VI. Рефлексия

Подведение итогов, выставление оценок, впечатления.

VII Домашнее задание: §47, стр. 139-143

По желанию:

1. Составить кроссворд по теме.

2. Написать стихотворение о пользе закаливания.

3. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:

«Закаливание организма»;

«Заболевание кожи»;

«Дактилоскопическое исследование».

9


© 2010-2022