Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8 урок 45

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Глоточные миндалины, их функция.

Демонстрация «Челюстной аппарат на черепе».

Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал».

Цель урока: охарактеризовать пищеварительные процессы, протекающие в ротовой полости.

Задачи урока:

- Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.

- Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

План урока:

  1. Орг.момент. Постановка целей и задач урока.

  2. Изучение новой темы:

Представим себе, что человеческий организм- это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)

- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

-Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»

Строение ротовой полости.

Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос?

Как устроена ротовая полость?

Рассмотрим строение ротовой полости: сверху она ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта. Вход в ротовую полость ограничивают зубы они покрыты очень тонкой кожей богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи и определении ее качества. Изнутри полость покрыта слизистой оболочкой - расположенные здесь железы выделяют слюну. В ротовой полости расположен язык и зубы, а так же жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг.

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Функции ротовой полости (беседа)

- Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)

- Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи)

- Какова роль языка? (апробация пищи)

Учитель: Ответьте на вопрос: сможете вы проглотить сухой комок хлеба? Что происходит, когда мы жуем? (слюна смачивает пищу, она вырабатывается слюнными железами.)

Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок. Самые крупные из них это: околоушные, подъязычные, подчелюстные. За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. Слюна состоит из 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. Соли щелочных металлов нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня. В слюне находятся ферменты амилаза и лизоцим. Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Ребята, мы часто наблюдаем, как животные зализывают свои раны. Как вы думаете, зачем они это делают? (в состав слюны входит фермент лизоцим, который обладает бактерицидным действием)

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Строение зубов.

Учитель: пословица гласит «Рот без зубов- все равно что мельница без жерновов»

Изучим строение и функции зубов.

Откройте стр. учебника, рассмотрите рис. и ответьте на вопросы:

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Сколько зубов у человека? Как дифференцируются зубы? Каково строение зуба?

Зуб - живой орган коронка покрыта тканью - эмалью. Острие сабли при ударе о нее тупиться. По твердости эмаль можно сравнить с кварцем. Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина, примерно по прочности близкого к чугуну. Прочность дентина зависит от минеральных солей. Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба.

Корень зуба покрыт цементом, он похож на обыкновенную кость.

Целостность зуба зависит от целости эмали. Не выдерживает эмаль резких смен температур, трение о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникать от нарушения питания, связанного с недостатком витаминов, минеральных солей, кальция, фосфора, фтора. Вредно давать зубам слишком большую нагрузку - например, грызть орехи с толстой скорлупой, нельзя ковырять в зубах вилкой или иглой.

(по ходу объяснения записать определения терминов)

  • Эмаль - … (внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека.)

  • Дентин - … (твердая ткань зуба, составляющая его основную часть.)

  • Пульпа - … (рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба, с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервов.)

Важные правила в уходе за зубами

- чистить зубы необходимо минимум 2 раза в день, но желательно очищать зубы после каждого приема пищи;

- ребенок чистит зубы под контролем взрослых, часто малышам приходится «дочищать» зубы;

- зубную щетку поможет подобрать стоматолог, но до консультации Вы можете приобрести щетку средней жесткости;

- головка щетки должна обеспечивать доступ ко всем поверхностям зубов и хорошо их очищать;

- обычно одной щеткой можно пользоваться не более 8-12 недель, своевременно меняйте щетку, когда её волос деформируется;

- кроме зубной пасты и щетки не забывайте использовать нити, специальные щетки для очистки межзубных поверхностей, ополаскиватели полости рта.

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости (8 класс)

Самым распространенным заболеванием зубов является кариес (от лат .кариес - гниль). При этом заболевании разрушается эмаль и дентин с последующим образованием полости. Воспаление зубной мякоти приводит к осложнению кариеса и образованию пульпита. При этом возникают сильные боли и если не принять меры и не обратиться к врачу, то может начаться воспаление надкостницы - периодонтит и наконец развиться остеомиелит (от греч. остео -кость и муепос - мозг)- воспаление кости, лечение которого требует вмешательства врача хирурга.

Здоровая пища, закаливание организма, физические упражнения и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.


  1. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»

Оборудование: кусок сухого бинта величиной с ладонь, крахмал, блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Порядок работы

1. В стакан с водой добавьте столовую ложку крахмала и размешайте.

2. Опустите в стакан марлю, затем ее высушите.

3. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

4. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин, а затем опустите в рас вор йода.

5. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

Отчетное задание:

Запишите в тетрадь результаты работы по плану:

  1. Оборудование

  2. Цель опыта.

  3. Ход опыта.

  4. Результат опыта.

  5. Вывод из опыта.

4)Подведение итогов урока.

5)Оценки за урок.

6)Д/з: № 44.

5


© 2010-2022