Урок биологии по теме Строение кожи (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Строение и функции кожи»

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.

Задачи урока:

• обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи;

• развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

• воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку, информационные листы, листы бумаги, маркеры.

Тип урока: усвоение новых знаний с использование технологии проблемного обучения мышления, ИКТ-технологии

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.

1.Организационный момент (2 мин)

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда начнем!

2.Наведенние на тему.

Скажите, какие системы органов человека вы уже изучили? А что такое система органов?

А сегодня мы изучим орган нашего организма, но какой, вы определите сами при помощи подсказок.

Это самый тяжелый орган нашего организма, его вес 2,7 кг.

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

-Этот орган постоянно умирает и рождается вновь.

-Этот орган от стыда - краснеет, а от страха - бледнеет.

Что же это за орган? Правильно это кожа!

«-Строение и функции кожи.»

(записываем тему урока в рабочий лист)

В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер.

Давайте представим себя на месте ученых, которым поручено выяснить причину смерти ребенка.

- Какие мысли у вас возникли по этому поводу? В чем причина гибели мальчика?

- Что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о гибели мальчика? (функции и строение).

-Сформулируйте тему нашего урока

Тема «Кожа - покровный орган. Строение и функции кожи»

(записываем тему урока в рабочий лист)

Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 - 2 кв.м. Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду от внешней.

-Актуализация знаний

-Прежде чем изучать строение кожи человека, давайте вспомним, какое строение имеет кожа некоторых позвоночных животных. Что вы можете сказать о строении кожи земноводных.

(Их кожа состоит всего из одного слизистого слоя эпителиальной ткани и дермы).

-У пресмыкающихся?

У пресмыкающихся кожа становится двухслойной: снаружи ороговевший эпителий, под ним дерма или собственно кожа.

У птиц и млекопитающих? 3 слоя эпидермис, дерма, гиподерма.

- А к какому классу относится человек? ( Млекопитающие)

-Значит сколько слоев в коже человека? (три), Какие слои ? эпидермис, дерма, подкожная клетчатка)

-Покажите их на таблице ( ребята показывают)

-Наружный слой эпидермис, средний слой - дерма или собственно кожа и внутренний слой - гиподерма или подкожная жировая клетчатка.

(Запишем в рабочий лист)

-Давайте рассмотрим каждый из этих слоев.

- В начале урока вы услышали, что кожа, это орган, который постоянно умирает и рождается вновь? Но в полной мере эту фразу я могу отнести именно к эпидермису.

-Предположите, какие клетки образуют наружный слой кожи?

- Значит наружный слой клеток эпидермиса образован мертвыми ороговевшими клетками, а внутренний - живыми, способными постоянно делиться.

-Давайте посмотрим видеофрагмент, как выглядят клетки наружного слоя по электронный микроском ( демонстрация видео)

-То, что на поверхности нашей кожи находятся мертвые клетки, это возможно имеет какое-то значение.., но об этом позже.

Эпидермис образован многослойным эпителием, насчитывающим до 100 слоев. Толщина его неодинакова в различных частях тела. 0,03-1,5 мм

-Скажите, чем отличается кожа представителя негроидной расы и европейца? (цветом)

-От чего зависит цвет кожи?

В эпидермисе содержится пигмент, который определяет цвет кожи, чем больше пигмента, тем темнее кожа, и наоборот. Под действием солнца количество пигмента в коже становится больше и она загорает.

- Дерма - средний слой, расположенный под эпидермисом, имеет толщину 1-2,5 мм откройте учебник на стр… 201 рис. 83 рассмотрите внимательно строение дермы покажите на таблице какие структуры входят в ее состав. (по анимации показываю, а дети называют)

-кровеносные сосуды, нервы, потовые железы, рецепторы, сальные железы, корни волос.

Слой дермы образован плотной соединительной тканью, состоящий из клеток и тесно переплетающихся волокон. Этот слой кожи намного толще эпидермиса, богато снабжен кровеносными сосудами и нервными окончаниями - рецепторами.

Сальные железы - мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

-И третий слой кожи подкожная жировая клетчатка

Гиподерма, образована жировой тканью, клетки которой способны накапливать жир.

(самостоятельная работа с учебником)

2. Функции кожи. Кожа - это не только сложный по строению орган, но и многофункциональный и вы сейчас в этом убедитесь.

Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент.

-А теперь поднесите руку ко рту и подышите на нее. Что вы чувствуете? -Тепло

-А теперь подуйте на руку. Что вы чувствуете? -прохладу.

(в коробке находится предмет)

-Опустите руку в короб, найдите предмет, ощупайте его и расскажите нам, что это за предмет.

(ребенок выполняет задание, рассказывает о предмете, достаем его и сравниваем с тем, что он сказал)

Какая структура кожи позволила ей все это почувствовать?

-Правильно рецепторы.

Способность кожи чувствовать , можно отнести к функциям? (Да)

Как бы вы назвали эту функцию.? (чувствительная)

Так вот одна из функций, которую выполняет кожа - рецепторная , помогает реагировать нам на различные раздражители.

-Давайте внесем эту функцию в таблицу на ваших листках.

-А хочу предложить вашему вниманию анимацию . Обратите внимание как работают рецепторы кожи. ( просмотр анимации)

-Какую информацию вы получили о рецепторах, просматривая анимацию? (На разные раздражители реагируют разные группы рецепторов.)

Многочисленные нервные рецепторы, расположенные в коже, служат для выполнения важной функции. Воспринимая разнообразные воздействия внешней среды, рецепторы передают импульсы в центральную нервную систему, где они трансформируются в различные ощущения (тепло, холод, боль, прикосновение, давление). Таким образом, кожа наряду с другими органами чувств (зрение, слух, обоняние) способствует правильной ориентировке человека в окружающей среде.

Метод кейса

Что рассмотреть следующую функцию я вам приведу пример.

-Несколько лет назад по телевиденью я услышала информацию о том, что в США родился ребенок, лишенный рецепторов. Скажите, опасно ли это для его жизни?

Правильно, рецепторы реагируя на различные раздражители, помогают защитить нас от неблагоприятных воздействий среды. Следовательно какую функцию выполняет кожа?

-Защитную.

-Какие еще структуры кожи, кроме рецепторов, выполняют защитную функцию?

(эпидермис и подкожная жировая клетчатка, которая смягчает удары, защищая внутренние органы)

Работа в группах (В рабочих листах проблемное задание я предлагаю вам поработать в парах и выполнить его и представить вариант ответа)

Задача. Представьте, что вы пришли с урока физкультуры, где в течении 45 минут активно занимались каким - то видом спорта, скажите как меняется внешний вид и состояние кожи и почему?

( кожа станет красной и на ней будет капельки пота)

-Объясните, почему это произошло?

При занятии спортом у нас повышается температура тела, и организм ее восстанавливает за счет расширения кровеносных сосудов и потоотделения, мы теряем тепло и наша температура приходит в норму.

Значит, какую функцию выполняет кожа? -Участвует в регуляции температуры тела.

Какая структура кожи еще будут участвовать в поддержании температуры тела? Подкожная клетчатка.

-Выделительная функция…..

Посмотрите на экран, здесь видно состав нашего пота (на презентации)

Видя состав пота, предположите, какую еще функцию выполняет кожа (Выделительная)

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.

Посмотрите, на рабочий лист, все ли функции кожи мы рассмотрели? Нет, а вот остальные функции вы изучите самостоятельно и заполните таблицу, это будет частью вашего домашнего задания

Ну, а теперь давайте вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. В чем же причина гибели мальчика? (у ребенка была нарушена терморегуляция)

Вот видите, нарушение всего одной функции органа, может привести к гибели организма.

Поэтому нужно относится к своему организму очень бережно.

Посмотрите на рабочие листы, какая информация о строении и функциях кожи вас сегодня удивила и заинтересовала?

3. Закрепление

Ну, а сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Задания 3 уровней 1- на 3, 2 -на 4, 3 на -5. Выберите то задание, которое вам по силам.( на выполнение 3 мин)Часть этих заданий из материалов ЕГЭ.

1 уровень - репродуктивный. (закрыть книги)

На рисунке кожи обозначить все цифры.

2 уровень - операционно-доказательный, частично - поисковый

3 уровень - творческий.

2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

Рассматривает картину. Что привлекает ваше внимание на этих картинах?

У здорового человека кожа очень красивая. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. И не только состоянию кожи, но и волос и ногтей. Ия не зря обратила внимание на ногти и волосы, ведь они являются производными кожи., производными эпидермиса.

Что значит производное? В словаре Ожегова это слово толкуется как образованное от.

То есть ногти и волосы образованы от эпидермиса.

Рефлексия.

Ребята, как бы вы оценили сегодня свою работу на уроке?

Кому бы вы поставили отметку за работу?

Как вы оцените работу класса в целом?

Д.З 39, заполнить таблицу.

Итог.

Спасибо вам за то . что вы сегодня помогали мне и друг другу, каждый в силу своих возможностей.

Я вам искренне желаю успехов. .



© 2010-2022