- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по учебному курсу Юные исследователи окружающей среды
Рабочая программа по учебному курсу Юные исследователи окружающей среды
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина И.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Юные исследователи окружающей среды» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта обучающихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы «Юные исследователи окружающей среды» имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Цель программы учебного курса «Юные исследователи окружающей среды»:
активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.
Задачи:
- расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;
- способствовать популяризации биологических знаний;
- знакомить с биологическими специальностями;
- способствовать участию обучающихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;
- развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;
- развивать навыки общения и коммуникации;
- способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Место данного курса в учебном плане
Программа имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана для обучающихся 5 класса на 19 часов, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания программы
В результате освоения программы учебного курса «Юные исследователи окружающей среды» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Формы занятий: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Юные исследователи окружающей среды»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-
использование справочной и дополнительной литературы;
-
подбор и группировка материалов по определенной теме;
-
составление планов различных видов;
-
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
-
составление тезисов, конспектирование;
-
владение цитированием и различными видами комментариев;
-
использование различных видов наблюдения;
-
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
-
проведение эксперимента, использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы учебного курса:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
-
умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
-
осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.
Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности обучающихся:
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Содержание учебного курса
«Юные исследователи окружающей среды»
1. Введение (1 ч)
Цели и задачи, план работы. Знакомство с техникой безопасности на занятиях.
2. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч)
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
3. Мир малых величин (2 ч)
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории - туфельки.
4. Удивительные растения (4 ч)
Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.
5. Мир животных (4 ч)
Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых - о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.
6. Исследовательская работа (5 ч)
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.
7. Подведение итогов (1ч)
Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.
Материально-техническое обеспечение учебного курса
-
Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.
-
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 1999. - 366с.
-
Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ - Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
-
Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. - Саратов: Лицей, 2002. - 144с.
-
Аспиз М.Е. Разные секреты. - М.: «Детская литература», 1988.-64с.
-
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
-
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,2007.
-
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном
-
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
-
Интернет-ресурсы
-
sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.
-
wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы (WWF).
-
edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
-
forest.ru - интернет-портал Forest.ru - всё о российских лесах.
-
kunzm.ru - кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
-
ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.