Рабочая программа по учебному курсу Юные исследователи окружающей среды

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа учебного курса «Юные исследователи окружающей среды» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта обучающихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы «Юные исследователи окружающей среды» имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.


Цель программы учебного курса «Юные исследователи окружающей среды»:

активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.

Задачи:

- расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;

- способствовать популяризации биологических знаний;

- знакомить с биологическими специальностями;

- способствовать участию обучающихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;

- развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;

- развивать навыки общения и коммуникации;

- способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Место данного курса в учебном плане


Программа имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана для обучающихся 5 класса на 19 часов, 1 час в неделю.



Ценностные ориентиры содержания программы


В результате освоения программы учебного курса «Юные исследователи окружающей среды» обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- получат возможность осознать своё место в мире;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Формы занятий: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.






Планируемые результаты изучения учебного курса

«Юные исследователи окружающей среды»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


  • ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


  • способность к самооценке на основе критериев успешности;


  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • использование справочной и дополнительной литературы;

  • подбор и группировка материалов по определенной теме;


  • составление планов различных видов;


  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;


  • составление тезисов, конспектирование;


  • владение цитированием и различными видами комментариев;


  • использование различных видов наблюдения;


  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;


  • проведение эксперимента, использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы учебного курса:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;


  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;


  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Регулятивные УУД:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности обучающихся:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.














Содержание учебного курса


«Юные исследователи окружающей среды»

1. Введение (1 ч)

Цели и задачи, план работы. Знакомство с техникой безопасности на занятиях.

2. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч)

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

3. Мир малых величин (2 ч)

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории - туфельки.

4. Удивительные растения (4 ч)

Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

5. Мир животных (4 ч)

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых - о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.

6. Исследовательская работа (5 ч)

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.

7. Подведение итогов (1ч)

Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.

Материально-техническое обеспечение учебного курса


  1. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.

  2. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 1999. - 366с.

  3. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ - Ярославль: «Академия развития» - 192с.;

  4. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. - Саратов: Лицей, 2002. - 144с.

  5. Аспиз М.Е. Разные секреты. - М.: «Детская литература», 1988.-64с.

  6. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,2007.

  8. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

  9. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  10. Интернет-ресурсы

  11. sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.

  12. wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы (WWF).

  13. edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  14. forest.ru - интернет-портал Forest.ru - всё о российских лесах.

  15. kunzm.ru - кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

  16. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.










© 2010-2022