Рабочая программа по биологии 11 класс

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне. На изучение курса отведено 70 часов (2 часа в неделю). Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, по...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА

.

Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»..

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010г.

  3. Учебный план на 2012-2013 учебный год.

.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии - эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды - определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.

Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

В соответствии с БУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем края: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в районе, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных края. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:

Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Формы и средства контроля:

  • -устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы-2

  • контрольные работы-3

  • тесты,

  • зачётно-обобщающие уроки -5

  • Лабораторные работы- 10

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По базисному учебному плану, согласно ФГОС, Примерной программе

По рабочей программе

1.

Вид

32

32

  1. История эволюционных идей

2

2

  1. Современное эволюционной учение

16

16

  1. Происхождение жизни на Земле

6

6

  1. Происхождение человека

8

8

2.

Экосистемы

22

22

  1. Экологические факторы

6

6

  1. Структура экосистем

8

8

  1. Биосфера - глобальная экосистема

4

4

  1. Биосфера и человек

3

4

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

15

16

Итого

68

70

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой

Тематическое планирование



урока

тема

Количество

часов

Из них

Прак.

Лабор.

Экск.

Раздел Вид (32 ч.)


Тема 1. История эволюционных идей (2 ч.)


1

.Развитие эволюционных представлений.

1

2

. Значение эволюционной теории

1


Тема 2. Современное эволюционное учение (16 ч.)


3

. Вид. Критерии вида.

1

4

Популяция как элементарная единица эволюции.

1

/р № 1. Описание вида по морфологическому критерию [

5

Элементарные факторы эволюции.

1

Л/р № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида

6

Элементарные факторы эволюции.

1

7

Борьба за существование.

1

8

Естественный отбор

1

9

Взаимосовязь движущих сил эволюции.

1

10

Приспособления организмов к среде обитания

1

11

Результаты эволюции

1

Л/р № 3. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

12

Синтетическая теория эволюции.

1

13

Образование новых видов в природе.

1

14

Макроэволюция.

1

15

Направления эвовлюции органического мира.

1

16

Пути достижения биологического прогресса.

1

17

Доказательства эволюции органического мира.

1

18

Обобщение и систематизация знаний по теме "Эволюционное учение" К/р № 1

1

1

19

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (6 ч.)


20

Происхождение жизни.

1

21

Отличительные признаки живого

1

Л/р № 4. Анализ и оценка разлиных гипотез происхождения жизни

22

Многообразие организмов

1

23

История развития жизни на Земле

1

24

История развития жизни на Земле

1

25

Обобщение знаний по теме "Происхождение жизни на Земле" С/р "Развитие жизни на Земле"

1


Тема 4. Происхождение человека (8 ч.)


26

Гипотезы происхождения человека

/р № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

27

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

28

Этапы эволюции человека

1

29

Этапы эволюции человека

1

30

Движущие силы антропогенеза.

1

31

Расы человека

1

32

Биосоциальная природа человека.

1

33

Обобщение и систематизация знаний по теме "Происхождение человека" К/р № 2 "Развитие жизни на Земле. Антропогенез"

1

1

Раздел Экосистемы (22 ч.)


Тема 1. Экологические факторы (6 ч.)


34

Среда обитания.


35

Экологические факторы

1

36

Абиотические факторы

1

37

Биотические факторы

1

38

Антропогенные факторы.

1

39

Выявление антропогенных зменений в экосистемах своей местности.

1

Л/р № 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.[O]

Тема 2. Структура экосистем (8 ч.)


40

Экосистемы.

1

41

Цепи питания.

1

Л/р № 7. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания). [O]

42

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

1

43

Решение экологических задач

1

Л/р № 8. Решение экологических задач

44

Причины устойчивости экосистем.

1

45

Причины смены экосистем.

1

Л/р № 9. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

46

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

1

Л/р № 10. Сравнительная характеристика природных экосистем и агро-экосистем своей местности.

47

Обобщение знаний по темам "Экологические факторы", "Структура экосистем". С/р "Основы экологии"

1


Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема (4 ч.)


48

Биосфера - глобальная экосистема.

1

49

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

1

50

Роль живых организмов в биосфере.

1

51

Эволюция биосферы.

1


Тема 4. Биосфера и человек (4 ч.)


52

Биосфера и человек.

1

53

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1

54

Правила поведения в природной среде

1

55

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Экосистемы". К/р № 3 по курсу общей биологии 11 класса

1

1

Обобщение знаний по курсу общей биологии (16 ч.)


56

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

1

57

Клеточная теория. Строение клетки.

1

58

Строение клетки. Вирусы.

1

59

Деление клеток. Воспроизведение организмов.

1

60

Онтогенез.

1

61

Метаболизм клетки. Энерге-тический обмен и фотосинтез.

1

62

Метаболизм клетки. Реакции матричного синтеза

1

63

Закономерности наследственности и изменчивости.

1

64

Решение задач по генетике.

1

65

Генетика человека.

1

66

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

1

67

Резерв

1

68

Резерв

1

69

Резерв

1

70

Резерв

1


Содержание изучаемого курса биологии в 11 классе:

Раздел - Вид (32ч)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Раздел - Экосистемы (22ч)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения правил поведения в природной среде.

Раздел - Обобщение знаний по курсу Общей биологии (16ч)

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Вирусы - неклеточные формы жизни.

Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.

Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Реакции матричнрго синтеза белка.

Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Задачи по генетике.

Гигиена человека. Факторы здороья и риска.

Мутагены.

Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».


Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Литература :


  • В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Общая биология,10-11. Базовый уровень. М., Дрофа, 2008.

  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.

  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.

  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.

  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,1982.

  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 1993.

  • Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 1992.

  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 1990.

  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 1988.

  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.


© 2010-2022