Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа по биологии составлена для 11 класса профильного (естественно-научного) уровня. Рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), с использованием учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Лощилиной Т.Е. /Под ред. Пономаревой И.Н. Биология (профильный уровень) 11, Вентана-Граф, 2013. Рабочая программа  по биологии для 11 класса (профильный уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному на...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Поэтому при изучении биологии на профильном уровне ставятся следующие цели:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Поставленные цели решаются посредством следующих задач:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

  • овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного и

природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

Рабочая программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:

  • культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;

  • концепция компетентностного подхода в обучении;

  • концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;

  • тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный плана, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;

  • СанПиН 2.4.2. 2821- 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка;

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.



Сведения о программе

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по биологии (профильный уровень): Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 176с. (Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова и др.)





Обоснование выбора программы

Рабочая программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи; ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.

Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.

Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год, 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год.







Формы организации образовательного процесса

Урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Виды и формы контроля

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.





Информация об используемом учебнике

Для реализации рабочей программы используется базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. /Под ред. Пономаревой И.Н. Биология (профильный уровень) 11, Вентана-Граф, 2013.

































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н . И . Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И . Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии ;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Литература и средства обучения

Для учителя

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана- Граф, 1997.

  2. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. - Саратов: Лицей, 2001.

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  4. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., СимоноваЛ.В. Биология 10 класс профильный уровень . Методическое пособие - Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.

  6. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004.

  7. Скулкин И.М. Введение в биологию. - Ек-г: УрГПУ, 2003.

  8. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.

Для учащихся

  1. Учебник «Биология» 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.

  8. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: Просвещение, 1991.

  9. Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.































Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Организменный уровень организации жизни

45ч

1.1. Живой организм как биологическая система

1.2. Размножение и развитие организмов

1.3. Основные закономерности наследования признаков

11ч

1.4. Основные закономерности изменчивости

1.5. Селекция и биотехнология на службе человека

1.6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение

2

Клеточный уровень организации жизни

26ч

2.1. Строение живой клетки

16ч

2.2. Процессы жизнедеятельности клетки

10ч

3

Молекулярный уровень проявления жизни

31ч

3.1. Молекулярный состав живых клеток

11ч

3.2. Химические процессы в молекулярных системах

13ч

3.3. Время экологической культуры

3.4. Заключение.

Итого в 11 классе

102





























Содержание рабочей программы

Раздел V. Организменный уровень жизни (45 ч)

Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».

  1. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.

  2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.

Практические работы:

№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».

№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».

№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».

№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».

Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа - изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».

  1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).

  2. Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).

Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.

Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов - вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.


Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 ч)

Строение живой клетки. Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов).

  1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли) и эукариот (растения, животного, гриба).

  2. Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука).

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».

  1. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.

  2. Исследование проницаемости растительных и животных клеток.

  3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Практические работы:

№6 Решение задач «Мейоз, митоз».

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни(31ч)

Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.


Химические процессы в молекулярных системах.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура - важная задача человечества.

.

Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».

1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.

2.Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.

Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».

  1. Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.

  2. Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.

Практические работы:

№7. Решение задач «Молекулярная биология».









Календарно-тематический план



Дата проведения уроков

№№

Разделы, темы, уроки.

Количество часов

Наглядные и практические методы.

Основные виды учебной деятельности

Знания, умения, навыки.

Региональный компонент

Задание на дом.

план

факт

Организменный уровень жизни - 45 ч

1.Живой организм как биологическая система (8 ч)



1.1.

Организм как биосистема

1

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие объекты живой природы из различных систематических групп.

Фронтальные:

самостоятельная работа с текстом учебника.

Сформировать понятие об организме, органе, органоиде.


§1

1.2.

Организм как открытая биосистема

1

Таблицы по О.Б., ЦОРы, СД «Биологический словарь».

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Сформировать понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»;

охарактеризовать организм как открытую биосистему.

§2



1.3.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

1

Таблица «Многообразие живых организмов», ЦОРы, видеофрагменты.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Систематизиро

вать и обобщить знания о свойствах одноклеточных организмов.


§3



1.4.

Свойства многоклеточных организмов.

1

Таблицы по О.Б. «Фотосинтез», «Синтез белка», «Типы питания», «Обмен веществ и превращение энергии», ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с текстом учебника.

Сформировать понятия «симбионты», «эндобионты», систематизировать знания об обмене веществ и превращении энергии в организме.


§4



1.5.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».

1

Аквариумные рыбки, дождевой червь, моллюски.

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Особенности многоклеточных организмов, способы добывания пищи животными, способы передвижения живых организмов.

К § 4



1.6.

Транспорт веществ в живом организме

1

Таблицы по О.Б., объекты живой природы из различных систематических групп.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.

Транспорт веществ у позвоночных и беспозвоночных животных., внутренняя среда организма.


§5



1.7.

Системы органов многоклеточного организма

1

Таблицы «Опорно - двигательная система», «Дыхательная, выделительная, половая системы», ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант.

Строение и функции систем органов животных и растений, целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятель

ности.


§6



1.8.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

1

Таблицы «Нервная система», «Строение цветкового растения», «Одноклеточные организмы», ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Нейрогуморальная регуляция.


§7



1.9.

Обобщающий урок по теме: «Живой организм как биологическая система».

1

Таблицы по О.Б., анатомии человека, зоологии, объекты живой природы из различных систематических групп, ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Строение и функции систем органов растений и животных; регуляция процессов жизнедеятельности организмов, организм как открытая биосистема, свойства организмов.

§ 1- 7

2.Размножение и развитие организмов (5 ч)



2.1.

Размножение организмов

1

Таблицы по О.Б., СД«Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Размножение, оплодотворение,

зигота,ген.


§8



2.2.

Оплодотворение и его значение

1

Таблицы: «Двойное оплодотворение растений», «Оплодотворение»ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант

Оплодотворение


§9



2.3.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез

1

Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Дробление, бластула, гаструла, дифференциация, зародыш.

§10



2.4.

Рост и развитие организма

1

Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», схемы циклов развития растений и животных, СД «Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.

Рост и развитие организма


§11



2.5.

Контрольный урок №1 по теме «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов».

1

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие живой организм как биосистему, рост и развитие организмов.

Индивидуальные:

контрольная работа, с использованием тестовых заданий.

Термины и понятия темы «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов».



§1 - 11

3. Основные закономерности наследования признаков (11ч)



3.1.

Генетика - наука о наследовании свойств организмов.

1

Таблицы по О.Б., ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Генетика, наследственность.


§12



3.2.

Гибридологический метод исследования наследственности.

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант.

Скрещивание, гибрид, гибридологии

ческий метод.


§13



3.3.

Генетические закономерности Г.Менделя.

Практическая работа №1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, моногибридное скрещивание.


§14



3.4.

Наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Дигибридное скрещивание, закон независимого расщепления.


§15



3.5.

Практическая работа №2. Решение элементарных задач по генетике

«Дигибридное скрещивание».

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, дигибридное скрещивание.


§15



3.6.

Наследование при взаимодействии генов.

1

Таблицы по О.Б.: «Законы наследственности», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель


§16



3.7.

Практическая работа №.3. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель.


§16



3.8.

Ген и хромосомная теория наследственности. Практическая работа №4. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, сцепленное наследование, локус.


§17



3.9.

Генетика пола. Практическая работа №5. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».

1

Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД «Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.

Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, аутосома, пол, половые хромосомы..


§18



3.10.

Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики.

1

Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Деление клетки», презентация «Наследственные заболевания человека,СД «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Кариотип человека, наследственные аномалии в организме человека.


§19 - 20



3.11.

Факторы, определяющие здоровье.

1

Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Строение животной клетки», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.


Здоровье человека, здоровый образ жизни.


§21

4.Основные закономерности изменчивости.(8 ч)



4.1.

Изменчивость - важнейшее свойство организмов.

1





§22



4.2.

Многообразие форм изменчивости у организмов.

1





§23



4.3.

Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость».

1

Таблицы: «Виды изменчивости»,

Листья березы, каштана, белой акации, вишни, плоды каштанов, линейка.,СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Формы изменчивости, норма реакции, модификационная изменчивость, вариационный ряд, вариационная кривая.

§23



4.4.

Наследственная изменчивость и её типы.

1

Таблицы: «Виды изменчивости», «Мутации». СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.


Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Мутагенез, мутант, мутаген, наследственная изменчивость, типы наследственной изменчивости.


§24



4.5.

Многообразие типов мутаций.

1

Таблицы: «Пространственная организация нуклеиновых кислот», «Схема репликации ДНК», «Мутации», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Мутация, генная мутация, хромосомная мутация, геномная мутация, соматичекая мутация.

§25



4.6.

Мутагены и их влияние на живую природу.

1

Таблицы: «Строение ДНК», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.


Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Мутаген, мутагенез, спонтанный мутагенез, индуцированный мутагенез.

§61



4.7.

Развитие знания о наследственной изменчивости.

1

Таблицы: «Закон гомологических рядов», «Центры происхождения животных», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.


Онтогенетическая изменчивость.


§27



4.8.

Контрольный урок № 2 по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».

1

Таблицы «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».

Индивидуальные:

контрольная работа, с использованием тестовых заданий

Термины и понятия по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».


§12 - 27

5.Селекция и биотехнология на службе человечества (6ч)




5.1.

Генетические основы селекции.

1

Таблицы: «Сорта с\х растений». «Породы домашних животных», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Селекция, гибридизация, искусственный отбор, полиплоидия, гетерозис, методы селекции.


§28



5.2.

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

1

Таблицы: «Центры происхождения растений и животных». СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.


Центр происхождения растений и животных.


§29



5.3.

Достижения селекции растений и животных.

1

Таблицы: с изображением культурных растений и пород животных. СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Инбридинг, аутбридинг, сорт, порда, штамм.


§30



5.4.

Биотехнология её направления и значение.

1

Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Биотехнология, генная инженерия.


§31



5.5.

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

1

Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Генетически модифицированные культуры, клон, клонирование.


§32



5.6.

Обобщающий урок по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества».

1

Таблицы по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия темы: «Селекция и биотехнология на службе человечества».


§28 - 32

6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение (7ч)



6.1.

Неклеточные организмы - вирусы.

1

Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант.

Вирус,

вирион,

бактериофаг.


§33



6.2.

Строение и свойства вирусов.

1

Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», «Строение вирусов», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.

Вирус,

вирион, капсид,

бактериофаг.


§34



6.3.

Вирусные заболевания.

1

Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.


Вирус,

вирион, капсид,

бактериофаг.


§35



6.4.

Вирусные заболевания человека(СПИД).

1

Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение вирусов», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

ВИЧ- инфекция, «СПИД», профилактические прививки.


§35



6.5.

Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений».

1

Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.вирусов»,

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Вирус,

вирион, капсид,

бактериофаг.


§35



6.6.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

1

Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Уровни организации жизни.


§36



6.7.

Обобщающий урок по теме: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение».

1

СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия темы: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение».


§33 - 36

Раздел II. Клеточный уровень жизни - 26ч

7. Строение живой клетки (16ч)



7.1.

Из истории развития науки о клетке.

1

Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Цитология, клетка.


§37



7.2.

Клеточная теория, её основные положения.

1

Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна, единство органического мира.


§38



7.3.

Современные методы цитологических исследований.

1

СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Методы исследования клетки живого, клеточные культуры.


§39



7.4.

Основные части клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант.

Эукариоты, прокариоты.


§40



7.5.

Поверхностный комплекс клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Поверхностный комплекс клетки, биологическая мембрана, клеточная стенка, плазмалемма.


§41



7.6.

Цитоплазма и её структурные компоненты.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Цитоплазма, органы, органоиды.


§42



7.7.

Немембранные органоиды клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Микротрубочки, микрофиломенты, механизм транспорта веществ в живой клетке.


§43



7.8.

Мембранные органоиды клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть.


§44



7.9.

Двухмембранные органоиды клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Особенности строения пластид, митохондрий.


§45



7.10.

Ядерная система клетки.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Ядро, ядерная система клетки.


§46



7.11.

Хромосомы, их строение и функции.

1

Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Хромосома, кариотип.


§47



7.12.

Особенности клеток прокариот.

1

Таблица «Строение эукариотической клетки», «Строение клетки бактерий», «Разнообразие бактерий», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Прокариоты.


§48



7.13.

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

1

Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Гипотеза, эукариоты.


§49



7.14.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растите

л ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Ароморфозы клеточного уровня.


§50



7.15.

Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток».

1

Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы ьная и животная клетки», «Ткани»,

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов.

Термины и понятия темы: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли».


§50



7.16.

Обобщающий урок по теме: «Строение живой клетки».

1

Таблицы по теме: «Строение живой клетки».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия по теме: «Строение живой клетки».


§37 - 50

8. Процессы жизнедеятельности клетки (10 ч)



8.1.

Клеточный цикл.

1

Таблица и аппликация «Деление клетки», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Клеточный центр, интерфаза, митоз.


§51



8.2.

Деление клетки - митоз.

1

Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


§52



8.3.

Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки».

1

Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


§52



8.4.

Мейоз - редукционное деление клетки.

1

Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет - ресурсов.

Фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


§53



8.5.

Практическая работа № 6. Решение задач «Мейоз, митоз».

1

Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза.

Интерфаза,фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


§53



8.6.

Образование мужских гамет- сперматогенез.

1

Таблицы «Митоз»,» ООО «Кирилл«Мейоз и митоз», СД «Большая энциклопедия и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Гаметогенез, сперматогенез.

§54



8.7.

Образование женских половых клеток -оогенез.

1

Таблица «Мейоз», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Гаметогенез, оогенез.


§55



8.8.

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1

Таблицы «Растительная и животная клетки», «Деление клетки», модели аппликации деления клетки, Ки СД «Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий», ЦОРы

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

«Клеточный уровень организации Понятие живой материи».


§56



8.9.

Обобщающий урок по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки».

1

Таблицы по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни».


§51 - 56



8.10.

Контрольный урок № 3 по теме: «Клеточный уровень организации жизни».

1

Таблицы по теме: «Клеточный уровень организации жизни».

Индивидуальные:

контрольная работа, с использованием тестовых заданий

Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни».


§37 - 56

Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни - 31ч.

9. Молекулярный состав живых клеток (11ч)



9.1.

Основные химические соединения живой материи.

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Макроэлементы, микроэлементы.


§57



9.2.

Химические соединения в живой клетке.

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Неорганические вещества клетки, органические вещества клетки.


§58



9.3.

Органические соединения клетки - углеводы.

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции углеводов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Моносахарид, полисахарид.


§59



9.4.

Липиды и белки.

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Белки, липиды, фосфолипиды.


§59



9.5.

Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки».

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки».


§60



9.6.

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота.


§61



9.7.

Практическая работа №7. Решение задач по теме «Молекулярная биология».

1

Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Индивидуальные:

самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза.

Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота.


§61



9.8.

Компакизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

1

Таблицы по О.Б. «Содержание химических элементов в клетке», «Строение ДНК», «Структура и функции белков», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Дезоксирибонуклеопротеид, спирализация, хроматин, компактизация, нуклеосома.


§62



9.9.

Рибонуклеиновые кислоты: многообраие, структура и свойства.

1

Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Рибонуклеиновая кислота, рибоза.


§63



9.10.

Наследственная информация, её хранение и передача.

1

Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Наследственная наследственность.


§64



9.11.

Молекулярные основы гена и генетический код.

1

Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Ген, генетический код.


§65

10. Химические процессы в молекулярных системах (13ч)



10.1.

Биосинтез белков в живой клетке.

1

Таблицы по О.Б : «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Биосинтез, матрица, транскрипция, оперон.


§66



10.2.

Трансляция как этап биосинтеза белков.

1

Таблицы по О.Б : «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи

ческий диктант.

Трансляция, триплет.


§67



10.3.

Молекулярные процессы синтеза у растений.

1

Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Фотосинтез, пигмент, антенный комплекс, электрон - транспортная цепь.


§68



10.4.

Энергетический этап фотосинтеза у растений.

1

Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Фотосистема, реакционный центр, фосфорилирова

ние.


§69



10.5.

Пути ассимиляции углекислого газа.

1

Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Темновая фаза фотосинтеза, цикл Кальвина.


§70



10.6.

Лабораторная работа № 7 «Ферментативные процессы в клетке».

1

Таблицы по О.Б. «Ферментативные процессы в клетке».

Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет - ресурсов

Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки».


§70



10.7.

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

1

Таблицы по О.Б : «Строение бактериальной клетки», «Фотосинтез», «Хемосинтез», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Бактериальный фотосинтез, хемосинтез.


§71



10.8.

Молекулярные энергетические процессы.

1

Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Биологическое окисление, клеточное дыхание, гликолиз.


§72



10.9.

Кислородный этап биологического окисления.

1

Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Цикл Кребса, окислительное фосфорилирова

ние.


§73



10.10.

Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.

1

Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Ассимиляция, диссимиляция, обмен веществ.


§74



10.11.

Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе.

1

Таблицы «Уровни организации живого», «Строение ДНК», «Структура и функции углеводов», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.


Молекулярный уровень организации живого.


§75



10.12.

Обобщающий урок по теме «Химические процессы в молекулярных системах».

1

Таблицы по теме «Молекулярный уровень организации жизни».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия по теме: по теме «Химические процессы в молекулярных системах».


§61 - 75



10.13.

Контрольный урок №4 «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».

1

Таблицы по О.Б. по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».

Индивидуальные:

контрольная работа, с использованием тестовых заданий

Термины и понятия по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».


§57 - 75

11. Время экологической культуры (6 ч) + 1ч заключение



11.1.

Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни живых организмов.

1

Таблицы «Биосфера», «Цепи питания», «Кругоророт углерода», «Круговорот азота», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Химические элементы оболочек Земли.


§76



11.2.

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1

Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.

Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование.


§77



11.3.

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1

Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование.


§77



11.4.

Структурные уровни организации живой материи.

1

Таблицы «Уровни организации живого», «Строение клетки», «Многообразие живых организмов», «Строение экосистемы», «Биосфера», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».

Фронтальные:

с использованием интернет ресурсов.

Разнообразие уровней жизни.


§78



11.5.

Обобщающий урок по теме «Время экологической культуры».

1

Таблицы по теме «Время экологической культуры».

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия по теме «Время экологической культуры».


§76 - 78



11.6.

Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса.

1

Фронтальные:

проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Термины и понятия за курс 11 класса.


§1 -

75



11.7.

Заключение.

1









Итого:

102ч

К.Р. - 4

П.Р.- 7

Л.Р. -7







© 2010-2022