- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковешникова О.С. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Поэтому при изучении биологии на профильном уровне ставятся следующие цели:
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Поставленные цели решаются посредством следующих задач:
-
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;
-
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
-
формирование научного миропонимания как компонента научного и
природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
-
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
Рабочая программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:
-
культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
-
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;
-
концепция компетентностного подхода в обучении;
-
концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;
-
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;
-
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
-
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
-
Федеральный базисный учебный плана, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
-
СанПиН 2.4.2. 2821- 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка;
-
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по биологии (профильный уровень): Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 176с. (Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова и др.)
Обоснование выбора программы
Рабочая программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи; ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.
Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год, 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка на 2014-2015 учебный год.
Формы организации образовательного процесса
Урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Виды и формы контроля
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Информация об используемом учебнике
Для реализации рабочей программы используется базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. /Под ред. Пономаревой И.Н. Биология (профильный уровень) 11, Вентана-Граф, 2013.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н . И . Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И . Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
-
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
-
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-
решать задачи разной сложности по биологии ;
-
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
-
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
грамотного оформления результатов биологических исследований;
-
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература и средства обучения
Для учителя
-
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана- Граф, 1997.
-
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. - Саратов: Лицей, 2001.
-
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.
-
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., СимоноваЛ.В. Биология 10 класс профильный уровень . Методическое пособие - Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.
-
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Скулкин И.М. Введение в биологию. - Ек-г: УрГПУ, 2003.
-
Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.
-
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.
Для учащихся
-
Учебник «Биология» 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011.
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.
-
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.
-
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.
-
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.
-
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.
-
Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: Просвещение, 1991.
-
Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
1
Организменный уровень организации жизни
45ч
1.1. Живой организм как биологическая система
8ч
1.2. Размножение и развитие организмов
5ч
1.3. Основные закономерности наследования признаков
11ч
1.4. Основные закономерности изменчивости
8ч
1.5. Селекция и биотехнология на службе человека
6ч
1.6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение
7ч
2
Клеточный уровень организации жизни
26ч
2.1. Строение живой клетки
16ч
2.2. Процессы жизнедеятельности клетки
10ч
3
Молекулярный уровень проявления жизни
31ч
3.1. Молекулярный состав живых клеток
11ч
3.2. Химические процессы в молекулярных системах
13ч
3.3. Время экологической культуры
6ч
3.4. Заключение.
1ч
Итого в 11 классе
102
Содержание рабочей программы
Раздел V. Организменный уровень жизни (45 ч)
Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
-
Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.
-
Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.
Практические работы:
№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».
№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа - изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
-
Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
-
Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).
Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.
Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов - вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).
Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 ч)
Строение живой клетки. Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов).
-
Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли) и эукариот (растения, животного, гриба).
-
Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука).
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
-
Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.
-
Исследование проницаемости растительных и животных клеток.
-
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Практические работы:
№6 Решение задач «Мейоз, митоз».
Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни(31ч)
Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.
Химические процессы в молекулярных системах.
Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.
Молекулярный уровень жизни и его особенности.
Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура - важная задача человечества.
.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.
2.Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.
Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».
-
Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.
-
Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.
Практические работы:
№7. Решение задач «Молекулярная биология».
Календарно-тематический план
Дата проведения уроков
№№
Разделы, темы, уроки.
Количество часов
Наглядные и практические методы.
Основные виды учебной деятельности
Знания, умения, навыки.
Региональный компонент
Задание на дом.
план
факт
Организменный уровень жизни - 45 ч
1.Живой организм как биологическая система (8 ч)
1.1.
Организм как биосистема
1
Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие объекты живой природы из различных систематических групп.
Фронтальные:
самостоятельная работа с текстом учебника.
Сформировать понятие об организме, органе, органоиде.
§1
1.2.
Организм как открытая биосистема
1
Таблицы по О.Б., ЦОРы, СД «Биологический словарь».
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Сформировать понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»;
охарактеризовать организм как открытую биосистему.
§2
1.3.
Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов
1
Таблица «Многообразие живых организмов», ЦОРы, видеофрагменты.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Систематизиро
вать и обобщить знания о свойствах одноклеточных организмов.
§3
1.4.
Свойства многоклеточных организмов.
1
Таблицы по О.Б. «Фотосинтез», «Синтез белка», «Типы питания», «Обмен веществ и превращение энергии», ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с текстом учебника.
Сформировать понятия «симбионты», «эндобионты», систематизировать знания об обмене веществ и превращении энергии в организме.
§4
1.5.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
1
Аквариумные рыбки, дождевой червь, моллюски.
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Особенности многоклеточных организмов, способы добывания пищи животными, способы передвижения живых организмов.
К § 4
1.6.
Транспорт веществ в живом организме
1
Таблицы по О.Б., объекты живой природы из различных систематических групп.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Транспорт веществ у позвоночных и беспозвоночных животных., внутренняя среда организма.
§5
1.7.
Системы органов многоклеточного организма
1
Таблицы «Опорно - двигательная система», «Дыхательная, выделительная, половая системы», ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант.
Строение и функции систем органов животных и растений, целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятель
ности.
§6
1.8.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов
1
Таблицы «Нервная система», «Строение цветкового растения», «Одноклеточные организмы», ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Нейрогуморальная регуляция.
§7
1.9.
Обобщающий урок по теме: «Живой организм как биологическая система».
1
Таблицы по О.Б., анатомии человека, зоологии, объекты живой природы из различных систематических групп, ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Строение и функции систем органов растений и животных; регуляция процессов жизнедеятельности организмов, организм как открытая биосистема, свойства организмов.
§ 1- 7
2.Размножение и развитие организмов (5 ч)
2.1.
Размножение организмов
1
Таблицы по О.Б., СД«Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Размножение, оплодотворение,
зигота,ген.
§8
2.2.
Оплодотворение и его значение
1
Таблицы: «Двойное оплодотворение растений», «Оплодотворение»ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант
Оплодотворение
§9
2.3.
Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез
1
Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Дробление, бластула, гаструла, дифференциация, зародыш.
§10
2.4.
Рост и развитие организма
1
Таблицы по О.Б., «Типы размножения организмов», схемы циклов развития растений и животных, СД «Энциклопедия животных» (изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Рост и развитие организма
§11
2.5.
Контрольный урок №1 по теме «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов».
1
Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие живой организм как биосистему, рост и развитие организмов.
Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий.
Термины и понятия темы «Живой организм как биосистема, размножение и развитие организмов».
§1 - 11
3. Основные закономерности наследования признаков (11ч)
3.1.
Генетика - наука о наследовании свойств организмов.
1
Таблицы по О.Б., ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Генетика, наследственность.
§12
3.2.
Гибридологический метод исследования наследственности.
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант.
Скрещивание, гибрид, гибридологии
ческий метод.
§13
3.3.
Генетические закономерности Г.Менделя.
Практическая работа №1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, моногибридное скрещивание.
§14
3.4.
Наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Дигибридное скрещивание, закон независимого расщепления.
§15
3.5.
Практическая работа №2. Решение элементарных задач по генетике
«Дигибридное скрещивание».
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, дигибридное скрещивание.
§15
3.6.
Наследование при взаимодействии генов.
1
Таблицы по О.Б.: «Законы наследственности», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель
§16
3.7.
Практическая работа №.3. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель.
§16
3.8.
Ген и хромосомная теория наследственности. Практическая работа №4. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, сцепленное наследование, локус.
§17
3.9.
Генетика пола. Практическая работа №5. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
1
Таблицы по О.Б., иллюстрирующие законы Г.Менделя. изображение и гербарий гороха посевного, СД «Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по генетике.
Генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, аутосома, пол, половые хромосомы..
§18
3.10.
Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики.
1
Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Деление клетки», презентация «Наследственные заболевания человека,СД «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Кариотип человека, наследственные аномалии в организме человека.
§19 - 20
3.11.
Факторы, определяющие здоровье.
1
Таблицы: «Кариотип человека», «Строение ДНК», «Строение животной клетки», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Здоровье человека, здоровый образ жизни.
§21
4.Основные закономерности изменчивости.(8 ч)
4.1.
Изменчивость - важнейшее свойство организмов.
1
§22
4.2.
Многообразие форм изменчивости у организмов.
1
§23
4.3.
Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость».
1
Таблицы: «Виды изменчивости»,
Листья березы, каштана, белой акации, вишни, плоды каштанов, линейка.,СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Формы изменчивости, норма реакции, модификационная изменчивость, вариационный ряд, вариационная кривая.
§23
4.4.
Наследственная изменчивость и её типы.
1
Таблицы: «Виды изменчивости», «Мутации». СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Мутагенез, мутант, мутаген, наследственная изменчивость, типы наследственной изменчивости.
§24
4.5.
Многообразие типов мутаций.
1
Таблицы: «Пространственная организация нуклеиновых кислот», «Схема репликации ДНК», «Мутации», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Мутация, генная мутация, хромосомная мутация, геномная мутация, соматичекая мутация.
§25
4.6.
Мутагены и их влияние на живую природу.
1
Таблицы: «Строение ДНК», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Мутаген, мутагенез, спонтанный мутагенез, индуцированный мутагенез.
§61
4.7.
Развитие знания о наследственной изменчивости.
1
Таблицы: «Закон гомологических рядов», «Центры происхождения животных», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Онтогенетическая изменчивость.
§27
4.8.
Контрольный урок № 2 по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».
1
Таблицы «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».
Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий
Термины и понятия по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков».
§12 - 27
5.Селекция и биотехнология на службе человечества (6ч)
5.1.
Генетические основы селекции.
1
Таблицы: «Сорта с\х растений». «Породы домашних животных», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Селекция, гибридизация, искусственный отбор, полиплоидия, гетерозис, методы селекции.
§28
5.2.
Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
1
Таблицы: «Центры происхождения растений и животных». СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Центр происхождения растений и животных.
§29
5.3.
Достижения селекции растений и животных.
1
Таблицы: с изображением культурных растений и пород животных. СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Инбридинг, аутбридинг, сорт, порда, штамм.
§30
5.4.
Биотехнология её направления и значение.
1
Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Биотехнология, генная инженерия.
§31
5.5.
Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
1
Таблицы: «Многообразие микроорганизмов», «СтроениеДНК», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Генетически модифицированные культуры, клон, клонирование.
§32
5.6.
Обобщающий урок по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества».
1
Таблицы по теме: «Селекция и биотехнология на службе человечества».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия темы: «Селекция и биотехнология на службе человечества».
§28 - 32
6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение (7ч)
6.1.
Неклеточные организмы - вирусы.
1
Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант.
Вирус,
вирион,
бактериофаг.
§33
6.2.
Строение и свойства вирусов.
1
Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», «Строение вирусов», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг.
§34
6.3.
Вирусные заболевания.
1
Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение животной клетки», СД«Энциклопедия животных» и «Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.
Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг.
§35
6.4.
Вирусные заболевания человека(СПИД).
1
Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение вирусов», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
ВИЧ- инфекция, «СПИД», профилактические прививки.
§35
6.5.
Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений».
1
Таблицы по теме: «Вирусы и бактериофаги», «Строение СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.вирусов»,
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Вирус,
вирион, капсид,
бактериофаг.
§35
6.6.
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
1
Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Уровни организации жизни.
§36
6.7.
Обобщающий урок по теме: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение».
1
СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия темы: «Царство Вирусы, его разнообразие и значение».
§33 - 36
Раздел II. Клеточный уровень жизни - 26ч
7. Строение живой клетки (16ч)
7.1.
Из истории развития науки о клетке.
1
Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Цитология, клетка.
§37
7.2.
Клеточная теория, её основные положения.
1
Таблицы по О.Б., СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна, единство органического мира.
§38
7.3.
Современные методы цитологических исследований.
1
СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Методы исследования клетки живого, клеточные культуры.
§39
7.4.
Основные части клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант.
Эукариоты, прокариоты.
§40
7.5.
Поверхностный комплекс клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Поверхностный комплекс клетки, биологическая мембрана, клеточная стенка, плазмалемма.
§41
7.6.
Цитоплазма и её структурные компоненты.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Цитоплазма, органы, органоиды.
§42
7.7.
Немембранные органоиды клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Микротрубочки, микрофиломенты, механизм транспорта веществ в живой клетке.
§43
7.8.
Мембранные органоиды клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть.
§44
7.9.
Двухмембранные органоиды клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Особенности строения пластид, митохондрий.
§45
7.10.
Ядерная система клетки.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ядро, ядерная система клетки.
§46
7.11.
Хромосомы, их строение и функции.
1
Таблица «Строение клетки растений и клетки животных», разборная модель эукариотической клетки, СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Хромосома, кариотип.
§47
7.12.
Особенности клеток прокариот.
1
Таблица «Строение эукариотической клетки», «Строение клетки бактерий», «Разнообразие бактерий», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Прокариоты.
§48
7.13.
Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.
1
Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Гипотеза, эукариоты.
§49
7.14.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
1
Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растите
л ьная и животная клетки», «Ткани», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Ароморфозы клеточного уровня.
§50
7.15.
Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток».
1
Таблица «Строение эукариотической клетки», «Растител СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы ьная и животная клетки», «Ткани»,
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов.
Термины и понятия темы: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли».
§50
7.16.
Обобщающий урок по теме: «Строение живой клетки».
1
Таблицы по теме: «Строение живой клетки».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия по теме: «Строение живой клетки».
§37 - 50
8. Процессы жизнедеятельности клетки (10 ч)
8.1.
Клеточный цикл.
1
Таблица и аппликация «Деление клетки», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Клеточный центр, интерфаза, митоз.
§51
8.2.
Деление клетки - митоз.
1
Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
§52
8.3.
Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки».
1
Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
§52
8.4.
Мейоз - редукционное деление клетки.
1
Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет - ресурсов.
Фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
§53
8.5.
Практическая работа № 6. Решение задач «Мейоз, митоз».
1
Таблица и аппликация «Деление клетки», «Строение ДНК», «Кроссинговер», презентация «Митоз и мейоз», СД«Большая энциклопедия»(изд.ООО «Кирилл и Мефодий»), ЦОРы
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза.
Интерфаза,фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
§53
8.6.
Образование мужских гамет- сперматогенез.
1
Таблицы «Митоз»,» ООО «Кирилл«Мейоз и митоз», СД «Большая энциклопедия и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Гаметогенез, сперматогенез.
§54
8.7.
Образование женских половых клеток -оогенез.
1
Таблица «Мейоз», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Гаметогенез, оогенез.
§55
8.8.
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
1
Таблицы «Растительная и животная клетки», «Деление клетки», модели аппликации деления клетки, Ки СД «Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий», ЦОРы
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
«Клеточный уровень организации Понятие живой материи».
§56
8.9.
Обобщающий урок по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки».
1
Таблицы по теме: «Процессы жизнедеятельности клетки».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни».
§51 - 56
8.10.
Контрольный урок № 3 по теме: «Клеточный уровень организации жизни».
1
Таблицы по теме: «Клеточный уровень организации жизни».
Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий
Термины и понятия по теме: «Клеточный уровень организации жизни».
§37 - 56
Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни - 31ч.
9. Молекулярный состав живых клеток (11ч)
9.1.
Основные химические соединения живой материи.
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Макроэлементы, микроэлементы.
§57
9.2.
Химические соединения в живой клетке.
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Неорганические вещества клетки, органические вещества клетки.
§58
9.3.
Органические соединения клетки - углеводы.
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции углеводов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Моносахарид, полисахарид.
§59
9.4.
Липиды и белки.
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Белки, липиды, фосфолипиды.
§59
9.5.
Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки».
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки».
§60
9.6.
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота.
§61
9.7.
Практическая работа №7. Решение задач по теме «Молекулярная биология».
1
Таблицы «Содержание химических элементов в клетке», «Строение молекулы ДНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Индивидуальные:
самостоятельная работа по решению элементарных задач по делению клеток путем митза и мейоза.
Нуклеотид, дезоксирибоза, антипараллельность, спирализация, рибонуклеиновая кислота.
§61
9.8.
Компакизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.
1
Таблицы по О.Б. «Содержание химических элементов в клетке», «Строение ДНК», «Структура и функции белков», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Дезоксирибонуклеопротеид, спирализация, хроматин, компактизация, нуклеосома.
§62
9.9.
Рибонуклеиновые кислоты: многообраие, структура и свойства.
1
Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Рибонуклеиновая кислота, рибоза.
§63
9.10.
Наследственная информация, её хранение и передача.
1
Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Наследственная наследственность.
§64
9.11.
Молекулярные основы гена и генетический код.
1
Таблицы по О.Б. «Строение ДНК», «Строение РНК», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ген, генетический код.
§65
10. Химические процессы в молекулярных системах (13ч)
10.1.
Биосинтез белков в живой клетке.
1
Таблицы по О.Б : «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Биосинтез, матрица, транскрипция, оперон.
§66
10.2.
Трансляция как этап биосинтеза белков.
1
Таблицы по О.Б : «Структура и функции белков», «Структура и функции нуклеиновых кислот», «Синтез белка», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологи
ческий диктант.
Трансляция, триплет.
§67
10.3.
Молекулярные процессы синтеза у растений.
1
Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Фотосинтез, пигмент, антенный комплекс, электрон - транспортная цепь.
§68
10.4.
Энергетический этап фотосинтеза у растений.
1
Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Фотосистема, реакционный центр, фосфорилирова
ние.
§69
10.5.
Пути ассимиляции углекислого газа.
1
Таблицы по О.Б : «Строение растительной клетки», «Фотосинтез», СД «Большая энциклопедия» «Кирилл и Мефодий», ЦОРы.
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Темновая фаза фотосинтеза, цикл Кальвина.
§70
10.6.
Лабораторная работа № 7 «Ферментативные процессы в клетке».
1
Таблицы по О.Б. «Ферментативные процессы в клетке».
Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская
деятельность с применением интернет - ресурсов
Термины и понятия темы: «Органические вещества клетки».
§70
10.7.
Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.
1
Таблицы по О.Б : «Строение бактериальной клетки», «Фотосинтез», «Хемосинтез», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Бактериальный фотосинтез, хемосинтез.
§71
10.8.
Молекулярные энергетические процессы.
1
Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Биологическое окисление, клеточное дыхание, гликолиз.
§72
10.9.
Кислородный этап биологического окисления.
1
Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Цикл Кребса, окислительное фосфорилирова
ние.
§73
10.10.
Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.
1
Таблицы по О.Б. «Метаболизм», «Строение АТФ», «Обмен веществ и превращение энергии», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Ассимиляция, диссимиляция, обмен веществ.
§74
10.11.
Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе.
1
Таблицы «Уровни организации живого», «Строение ДНК», «Структура и функции углеводов», «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Молекулярный уровень организации живого.
§75
10.12.
Обобщающий урок по теме «Химические процессы в молекулярных системах».
1
Таблицы по теме «Молекулярный уровень организации жизни».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия по теме: по теме «Химические процессы в молекулярных системах».
§61 - 75
10.13.
Контрольный урок №4 «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».
1
Таблицы по О.Б. по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».
Индивидуальные:
контрольная работа, с использованием тестовых заданий
Термины и понятия по теме: «Молекулярный состав живых клеток. Химические процессы в молекулярных системах».
§57 - 75
11. Время экологической культуры (6 ч) + 1ч заключение
11.1.
Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни живых организмов.
1
Таблицы «Биосфера», «Цепи питания», «Кругоророт углерода», «Круговорот азота», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Химические элементы оболочек Земли.
§76
11.2.
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
1
Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные самостоятельная работа- составление опорных схем и таблиц по тексту учебника.
Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование.
§77
11.3.
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
1
Таблицы «Действие факторов среды на живые организмы», «Биосфера», «Цепи питания», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Глобальная проблема, устойчивое развитие, экологическое образование.
§77
11.4.
Структурные уровни организации живой материи.
1
Таблицы «Уровни организации живого», «Строение клетки», «Многообразие живых организмов», «Строение экосистемы», «Биосфера», СД «Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий».
Фронтальные:
с использованием интернет ресурсов.
Разнообразие уровней жизни.
§78
11.5.
Обобщающий урок по теме «Время экологической культуры».
1
Таблицы по теме «Время экологической культуры».
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия по теме «Время экологической культуры».
§76 - 78
11.6.
Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса.
1
Фронтальные:
проектная деятельность (составление презентации по теме урока).
Термины и понятия за курс 11 класса.
§1 -
75
11.7.
Заключение.
1
Итого:
102ч
К.Р. - 4
П.Р.- 7
Л.Р. -7