Музей под открытым небом

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Гайворонский филиал муниципального бюджетного

образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №8

села Спасское Спасского района Приморского края




Исследовательская работа

Тема: «Музей под открытым небом»



выполнил: Филенко Анастасия

ученица 8 класса

куратор: Данченко Татьяна Николаевна

учитель биологии








2014 год

I. Введение

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей Малой родине. Воспитание этого предусматривает знакомство с историей родных мест, с их прошлым и настоящим, с окружающей природной средой.

Родная природа - это все то, что нас окружает, что не создано человеком и существует независимо от людей.
Во всей красоте и необъятности окружающего мира для каждого человека найдется место, которое будет для него родным уголком, родной природой.
Родная природа - это то, что всегда будет с тобой и то, что ты любишь, потому что оно принадлежит и тебе. Природа моего села - это река и все животные, которые водятся здесь, все растения, которые здесь произрастают. Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы о ней говорили и берегли её. Нас окружает огромный, интересный и постоянно меняющийся мир.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что в большой и сложной работе по охране природы необходимо участие всех слоев населения. Каждый человек должен знать окружающую среду в которой он живет, смотреть на природу не как потребитель её благ, а как рачительный хозяин. Воспитывать в человеке эти благородные качества призвано природоохранное просвещение.

Главной целью моей работы считаю: - привлечения внимания жителей села, района, администрации района к природному объекту. Для успешного достижения цели я поставила перед собой следующие задачи: - оценить красоту и достоинство природного объекта; - показать богатство биологического разнообразия обитателей Гайворонской сопки;

- изученить антропогенного воздействия на этот объект; - показать участие школьников в решении экологических проблем; - объяснять необходимость бережного отношения к природному объекту;

Исследовательская работа по изучению уникальности географического объекта «Гайворонская сопка» проводилась на территории села Гайворон с сентября 2013 года по октябрь 2014 года.

Я люблю свой край чудесный,

Где звучат стихи и песни.

Край родной, неповторимый:

Всюду лес, пейзаж любимый.

Лес кудрявый словно диво,

Много в нем зверей красивых:

Величавых, грациозных, нежных,

Ласковых и грозных.

(Филенко Анастасия)



  1. Физико-географическое описание

района исследований.


Наша сопка расположилась в селе Гайворон, в средней части Западно-Приморской равнины, на северо-западе Спасского района Приморского края на увале и в низменных местностях на левом берегу реки Спассовки, в нижнем её течении, среди разнотравно - вейниковых переувлажненных лугов, осоковых и тростниковых болот и рисовых систем древнеозерной котловины. Для нас характерен муссонный тип климата. Имеют место большие колебания сезонных и суточных температур воздуха, снежная зима и прохладная весна, теплое лето с большим количеством осадков, а также неравномерное выпадение осадков по временам года. Среднегодовая температура воздуха составляет около 20 С. Преобладающее направление ветров в течение года - южное и юго-западное. 1

Гайворонская сопка находится в живописном месте в 16 км от города Спасска - Дальнего, на северо-восточной окраине села Гайворон. Высота сопки -152,1 м, протяженность с юго - запада на северо-восток на 1,5 км. С северо-запада и с юго-востока по подножию сопки располагаются жилые постройки. У подножия сопки протекает реки Спассовка.Большая часть сопки и побережье реки Спассовка, которая протекает у подножия сопки являются участком охранной зоны специального назначения. (см. Приложение №1)





  1. Методы и методики исследования.


Для решения поставленных задач мною были использованы методы социологического исследования:

- разведывательный;

- описательный;

- аналитический.

Виды методов социологического исследования:

- экспертный опрос;

- социологическое наблюдение

Метод использованный для обработки материала - альтернативный анализ.











III. Основная часть

Все в природе для чего-то,

Так задумано, так надо!

Используя различные методы социологического исследования и его виды я пришла к выводу, что Гайворонская сопка - прекрасный живописный, уникальный уголок, который привлекает внимание не только нас, жителей села, но и иностранных гостей. Богатство нашей сопки изучают археологи и орнитологи, и биологи.

1. Археология.

Наша сопка является исторической ценностью. В 1981 году геолог А.Д.Боровский обнаружил поселение древних людей на северо-восточной окраине с. Гайворон на площадке эрозионного останца берега реки Спассовки. В 1984 году геологи А.Д.Боровский и Б.И. Павлюткин при бурении скважин месторождения воды в Гайвороне вскрыли древнее поселение эпохи неолита третьего тысячеления до н. э.2 Историческая ценность места на котором я живу было доказано так же группой археологов под руководством методиста краеведческого музея ПИППКРО г. Владивостока Надток Андреем Анатольевичем. Во время археологических экспедиций были обнаружены находки поселений Зайсановской культуры, которые датируются 3500+/- 103 лет до н.э. Поселение мохесцев располагались на восточном склоне Гайворонской сопки. На поселении обнаружено много обломков керамики в том числе миниатюрной, служившей , видимо, детскими игрушками, глиняное пряслице, обломки костяных и каменных наконечников, зернотерка, куранты , обломки каменных бус. Подобраны кости различных животных: свиней, собак , а так же когти медведя. (см. Приложение № 2) 3

Сейчас на месте поселения карьер, и оно практически полностью уничтожено его разработкой.

2. Их стихия - небо

Богатства нашей сопки привлекает внимание орнитологов и биологов. На сопке и прилегающим к ней территориям обитает множество животных, птиц и произрастают растения, занесенные в Красную книгу.

Орнитологи и биологи: Глущенко Юрий Николаевич- кандидат биологических наук, профессор кафедры зоологии УГПИ, старший научный сотрудник,

Сурмач Сергей Григорьевич - сотрудник биолого-почвенного института

(см. Приложение № 3) обнаружили и изучили 152 вида птиц, из них в Красной книге Приморского края - 9 видов, а в Красной книге РФ- 8 видов.

(см. Приложение № 4)

Ими так же были изучены : 5 видов земноводных,1 вид пресмыкающихся и 28 видов млекопитающих. (см. Приложение №5)



3. Зеленые друзья.


Я вместе со своим руководителем Данченко Татьяной Николаевной за период с марта 2014 года по октябрь 2014 года изучила флору Гайворонской сопки. ( см. Приложение № 6 )

В результате исследований стало известно о богатстве растительного мира сопки .

За весенний период мы увидели редчайшие весенние первоцветы

(см. Приложение № 7).

За летний период мы убедились, что на ней произрастают огромное разнообразие широколиственных пород деревьев (см. Приложение № 8), различные кустарники и лианы, (см. Приложение № 9).

Природную ценность нашему уголку придают растения ,занесенные в Красную книгу Приморского края и Российской Федерации.(см. Приложение № 10) Но они не все встретились на нашем пути исследования. А научный сотрудник заповедника ФГУ «ГПБЗ» «Ханкайский» Мазурок Наталья Николаевна которая занималась изучением флоры Гайворонской сопки. (см. Приложение № 6) помогла нам дополнить список растений произрастающих на Гайворонской сопке.


4. Рядом с нами.


Я хочу ещё рассказать и о людях, которые живут и работают рядом с нами. Которым тоже небезразлична судьба нашего заповедного уголка и которые неравнодушны к проблеме сохранения тигров для будущих поколений. Они прославляют наши места не только в Приморском крае и в России, но и на всех континентах земли.

Вот уже более 14-ти лет на Гайворонской сопке существует зоологический центр, созданный известным дальневосточным ученым-биологом, старшим научным сотрудником биолого-почвенного института ДВО РАН, кандидатом биологических наук В.Г. Юдиным. Уникальность этого центра в том, что он создан специально, для изучения и охраны амурского тигра. Для того чтобы полностью посвятить себя изучению тигров Юдин переехал из Владивостока в Гайворон, обустроили там на 2-х гектарах леса вольер, чтобы тигрята могли жить и развиваться почти так же, как и их собратья в дикой природе.

Главный помощник Виктора Георгиевича - его жена, ведущий инженер института Юдина Елена Васильевна. (см. Приложение№ 11)

В гостях у тигров побывали многие ученые-биологи, исследователи, путешественники из России, Германии, США, Японии, Голландии, Швейцарии, Польши. В том числе всемирно известные российские путешественники В.М.Песков и Ю.А.Сенкевич.4

Выводы ученых В.Г. Юдина и Е.В. Юдиной об особенностях биологии тигра, их мнения и оценки в этой области относятся к числу наиболее авторитетных и являются уникальным вкладом в российскую науку. Виктор Георгиевич занимается научной и экопросветительской деятельностью. Отдав столько лет жизни изучению и охране тигров, ученый не может оставаться равнодушным к другим животным.

Жители Спасского района и всего Приморского края зачастую передают в Гайворонский зоологический центр найденных детенышей. Так у В.Г. Юдина медведи, лисицы, енотовидные собаки, косули и т.д.



























IV. Вывод

Чтобы открыть что-то новое для себя, необязательно отправляться в дальние страны, достаточно внимательно посмотреть вокруг себя, всмотреться в ближайшую лужицу, или задуматься о полете пролетающей бабочки. Мир вокруг нас удивительно интересен, надо только научиться его видеть, слушать и понимать.

Когда я работала над своим исследованием, мне пришлось общаться со многими людьми, которые помогли мне показать и доказать, что маленький уголок родной природы является уникальным природным объектом, что каждый человек не взирая на его возраст, статус, занимаемую должность должен быть предан тем местам в которых родился и живет и относиться к ним с уважением.

Учащиеся нашей школы в 2009 году участвовали в экологическом десанте по высадке саженцев кедра на склонах Гайворонской сопки. Было высажено около 200 саженцев. Ребята постоянно следят за состоянием молодых деревьев, их ростом, ведут учет их количества. С 2009 г. по 2013 г. количество саженцев сократилось 4 раза. Мы выяснили, что главной причиной является человек. Весной 2013 года наши школьники провели еще экологический десант по высадке саженцев кедра у подножия и на склонах сопки. (см. Приложение № 12)

31 октября 2013 года наши ребята: ученики 7 класса Хилай Надежда, Данченко Анастасия; ученик 5 класса Хилай Александр, Артюх Владимир; ученик 3 класса Зернушкин Николай помогли в ликвидации пожара на территории сопки, прилегающей к зоологическому стационару. За совершенный поступок ребятам была объявлена благодарность в СМИ. (см. Приложение № 13, фото сделано В.И.Юдиным)

Педагоги нашей школы вместе с учащимися проводили информационную работу среди населения:

  • публиковали и распространяли листовки по пожарной безопасности, сохранению биологического разнообразия сопки и прилегающих к ней территорий; - проводили экологические праздники;

- являемся активными участниками экологических акциях;

- проводим традиционные ежегодные школьные научно-практические конференции;

- принимаем участие в конкурсах экологической направленности различных уровней. (см. Приложение № 14)







V. Заключение

Воздействие человека на природу возрастает и приобретает все более наступательный, агрессивный характер. И наш уникальный уголок природы страдает от человеческого равнодушия - пожары, вырубка леса, загрязнение сопки и прилегающих к ней территорий твердыми бытовыми отходами, браконьерство.

Что же необходимо сделать, чтобы планета остановилась в своем движении к самоуничтожению, чтобы люди стремились к гармонии во взаимоотношениях с природой и сохранению жизни на Земле? Что надо сделать, чтобы понять и сохранить то, что находится у нас под ногами и вокруг нас - эти красивые заповедные уголки нашей природы ?

А надо совсем немного:

1. Озелененять территории.

2. Осторожно обращаться с огнём и помогать в ликвидации пожаров.

3. Проводить информационную работу среди населения:

4. На территории села необходимо установить щиты, сигнализирующие, что территория находится в охранной зоне специального назначения.

5.Соблюдать этнические принципы:


- Принцип единства - все мы являемся частью природы.


- Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие

этого права не зависит от степени его полезности для нас.


- Принцип любви,заботы и радости - лучшее в жизни-не материальное.


- Принцип охраны природы-недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких - либо видов, существующих в природе.


- Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края,живите в согласии с ней.









VI. Список использованных источников и литературы.



1. Алексеев С.В.Экология: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.-СПб.: «СМИО Пресс»,2000, с.204


2. Архивный материал заповедник «Ханкайский»


3. Бачурин А.М. Паспорт исторического свидетельства села Гайворон Спасского муниципального района. - администрация Спасского муниципального района, 2006,с.36


4. Бакланов П.Я. География Приморского края 8-9 кл., ГУПИПК «Дальпресс», 200, с.178

5. Глущенко Ю.Н. - кандидат биологических наук, профессор кафедры зоологии УГПИ, старший научный сотрудник. Фотоматериал.


6. Надток А.А.,Тригуб Ф.П. Древнейшая история Спасского района. - РРИО ОАО «Спасскцемент г. Спасск-Дальний,1999, с.71


7. Пробудись:Журнал.-1997.











































VII. Приложение с иллюстративным

материалом.































П



риложение №1



Географическое положение Гайворонской сопки.



Музей под открытым небом



Музей под открытым небом- Участок охранной зоны специального назначения.



Приложение №2

Находки поселений Зайсановской культуры.



Музей под открытым небом



Приложение №3

Музей под открытым небомСурмач Сергей Григорьевич





Музей под открытым небомГлущенко Юрий Николаеви





Приложение№4

«Их стихия-небо»
птицы Гайворонской сопки

Музей под открытым небом













Приложение № 5

В мире животных

Музей под открытым небом



















Приложение № 6



Музей под открытым небом

Мазурок Наталья Николаевна -

научный сотрудник заповедника

ФГУ «ГПБЗ» «Ханкайский»

Музей под открытым небом



Данченко Татьяна Николаевна -

руководитель исследования

Приложение № 7

Весенние первоцветы.

Музей под открытым небомАдонис амурский

Музей под открытым небомХохлатка изменчивая

Музей под открытым небомЛандыш Кейзке

Музей под открытым небомИрис одноцветковый

Музей под открытым небомБудра длиннотрубковая

Музей под открытым небомВороний Глаз мутовчатый









Приложение № 8

«Зеленые друзья»



Клен приречный;

клен моно (мелколистный);

клен негундо (американский), ясенелистный;

Липа амурская; липа маньчжурская;

Вяз (ильм) мелколистный (низкий);

Дуб монгольский - Quercus mongolica Fisch. ex Ledeb.;

Оре́х маньчжу́рский;

Бархат амурский;

Оси́на дрожа́щая ( Pópulus trémula);

Маакия АМУРСКАЯ - Maackia amurensis Rupr. et 5Maxim.













Приложение № 9

Музей под открытым небомЖимолость Рупрехта





Музей под открытым небомБарбарис амурский








Приложение № 10

Венерин башмачок настоящий

КМузей под открытым небомрасная книга Приморского края и Российской Федерации

Музей под открытым небомДиоскорея ниппонская-Красная книга Приморского края







Пион молочноцветковый-Красная книга Приморского края и Российской Федерации

Музей под открытым небом



















Приложение № 11

Музей под открытым небомЮдин Виктор Георгиевич

Музей под открытым небомЮдина Елена Васильевна







Приложение № 12

Экологический десант по высадке саженцев кедра на склонах Гайворонской сопки и исследование за их состоянием.



Музей под открытым небом



Музей под открытым небомМузей под открытым небом





Приложение № 13

Ребята, которые помогали в ликвидации пожара на сопке

(фото сделал В.Г.Юдин)



Музей под открытым небом



















Приложение № 14

Учащиеся нашей школы проводят информационную работу среди населения:

Публикация и распространение листовок.

Музей под открытым небом

Уважаемые жители

села Гайворон!

Призываем вас к сохранению девственной природы сопки!Музей под открытым небом

Музей под открытым небом

Акция «Сделай свое село чище»

Музей под открытым небомМузей под открытым небом









Праздники, посвященные Дню тигра



Музей под открытым небомМузей под открытым небом

Экологический семинар «Три клада у природы есть»

Музей под открытым небом





КМузей под открытым небомонференция «Письмо природе матери»

Музей под открытым небом







Трудовой десант: « По лесной тропе»

Музей под открытым небом

Музей под открытым небом

1География Приморского края 8-9 кл. П.Я.Бакланов, - ГУПИПК «Дальпресс», 2000,стр. 31

2 Бачурин А.М. Паспорт исторического свидетельства села Гайворон Спасского муниципального района. - администрация Спасского муниципального района, 2006,с.1


3 Надток А.А.,Тригуб Ф.П. Древнейшая история Спасского района. - РРИО ОАО «Спасскцемент г. Спасск-Дальний,1999, с.16


4 Бачурин А.М. Паспорт исторического свидетельства села Гайворон Спасского муниципального района. - администрация Спасского муниципального района, 2006,с.35-36



© 2010-2022