Рабочая программа по биологии (Пасечник, 10 класс, 1 час в неделю)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании кафедры

учителей естественно-математических наук

Протокол № ___ от ____________

Руководитель кафедры: _______ Курганова И. А.


Согласовано

зам. директора

____________ Нурдавлетова Р.Р

Утверждаю

директор МАОУ «Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак РБ

____________ Шишкина В.И.

Введено в действие

Приказ № _______от _________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 А КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель биологии МАОУ «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан Камалова Светлана Байрасовна

Рабочая программа составлена на основе: Программы по биологии 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М. Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник Биология(общая биология) 10-11 классы. Учебник общеобразовательной школы. - М.: Дрофа, 2008. - 367с.


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Закона РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.

2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М. Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011, учебник Биология. Общая биология. 10-11 кл. А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник М.: Дрофа, 2008.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цели.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие учащихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

  • Задачи освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.


Общая характеристика содержания учебного предмета


В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 34 часов в год (1 час в неделю), количество лабораторных работ - 3

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.




Информация об используемых технологиях, методах и приемах обучения, формах уроков


Преподавание биологии в 10 а, классе осуществляется по технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также таких методов обучения, как: частично-поисковый, научно-исследовательский, проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.

Виды и формы промежуточного и итогового контроля


В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль - тестовая работа;

- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,

диктанты (используется текст с ошибками),

анализ схем, таблиц,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

лабораторные работы

- итоговый контроль - тестовая работа.

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Содержание учебного предмета


Введение -2ч

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин. Цели и задачи курса. Биологические направления вузов РБ.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии -14

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные источники РБ. Органические вещества: углеводы, белки. Достижения ученых РБ в области иммунологии. Липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке.

Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Производство витаминов в РБ.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Распространение и профилактика СПИДа в РБ.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и его значение в биосфере. Регулирование процессов фотосинтеза в тепличных хозяйствах РБ. Хемосинтез. Уникальность курорта «Красноусольск».

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения вещества и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -4ч

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фразы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.

Практическая работа

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Основы генетики-10ч

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулегальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторная работа

Изучение фенотипов растений.

Практические работы

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Генетика человека - 4ч

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Генетические службы РБ.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии выпускник должен

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО БИОЛОГИИ В 10 А КЛАССЕ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания

Лабораторные работы

Материалы к уроку

Домашнее задание

По плану

По факту

10 А

10 А

Ведение -2ч

1

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Биология как наука. Место биологии в системе наук.

1

Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология. Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы.

Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого. Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов.

Изучить § 1-4 ответить на вопросы на стр. 8., выполнить одно из заданий на стр. 12.

2

Общая биология - наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. Биологические направления вузов РБ.

1

.

Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи.

Таблицы «Условия прорастания семян», «Фотосин

тез», схемы

Изучить § 2 ответить на вопросы

Основы цитологии -14ч

3

Методы цитологии. Клеточная теория.

Особенности химического состава клетки.

1

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов,используемых в цитологических исследованиях.

Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов.

Изучить § 5-6 ответить на вопросы на стр. 25.

4

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные источники РБ.

1

Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества.

Неорганические ионы,буферная система.

Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблиц ца химических элементов.

Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов.

Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31.

Изучить § 8.

5

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры. Липиды, воска, фосфолипиды.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции. моно-и полисахаридов

Изучить § 9-10 ответить на вопросы на стр. 37.

6

Строение и функции белков. Достижения ученых РБ в области иммунологии. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Белки,протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная>третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Нуклеиновая кислота, нуклеотид, де-зоксирибонуклеи-новая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, ци-тозин, тимин, ура-цил,транспортная РНК, информационная РНК, рибо-сомная РНК.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков.

Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Изучить § 11, стр. 43-47.

Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53.

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

Аде нозинтри фосфат (АТФ), адено-зиндифосфат (АДФ), аденозинмонофос-фат (АМФ), макро-эргическая связь.

Таблица с изображением строения АТФ.

Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54.

8

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Цито п л азматиче-ская мембрана, эн-доцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

Лабораторная работа№

1. Наблюдение плазмолиза и деплазмо-

лиза в клетках эпидермиса лука.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической

клетки».

Изучить § 14.

9

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1. «Наблюдение плазмолиза и деплазмо-

лиза в клетках эпидермиса лука»

1

.

Цитоплазма,гиало-плазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты.

Изучить § 15, продол-жить заполне-ние

таблицы «Строение и функции органе-и до в клетки».

10

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

.

1

Эдоплазматичес-кая сеть (гладкая,

шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения.

Изуч*ить § 16.

11

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток»

1

Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.

Лабораторная работа№2 Строение эукариотических и прока-

риотических клеток.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель- аппликация «Строение клет¬ки».

Микроскопы, микропрепара-

ты, влажные препараты рас-

тительных клеток.

Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75.

12

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 3. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»

1

Сзпротрофы, пара-

зиты, симбионты, гифы

Лабораторная работа№3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках

Таблицы по общей биологии,

иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки.

Изучить § 19,

ответить на вопросы на стр. 78.

13

Неклеточные формы жизни. Вирусы и

бактериофаги. Вирус СПИДа. Распространение и профилактика вируса СПИДа в РБ.

1


Таблицы с изображением ви-

русов и бактериофагов, науч-

но-популярная литература о

вирусах.

Изучить § 20,

ответить на

вопросы на

стр. 81.

14

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

1

Вирус, капсид, бактериофаг.

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена.

Изучить § 21-22 ответить на вопросы на стр. 83.

15

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Уникальность курорта «Красноусольск»

1

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент. По д гото вите л ь-н ы й этап (фосфорили-рова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание.

Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; таблицы с изображением зелёных растений, бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов. Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений.

Изучить § 23-24 ознакомиться с текстом на стр. 89.

16

Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

Питание, автотро-

фы, гетеротрофы. Световая и темновая фаза фотосинтеза.

Таблица «Строение ДНК», модель -аппликация синтез белка. Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу.

Изучить § 26.

Изучить § 27, ответить на вопросы.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -4 ч.

17

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Жизненный цикл клетки. Митоз и мейоз.

1

.

Жизненный цикл клетки, митотический цикл клетки, апоптоз,интерфаза, пресинтетический период, постсинтетический период, репликация. Кариокинез, цитокенез, веретено деления, амитоз.

Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-апликация «Деление клетки»

Модель ДНК, таблица иллюстрирующая фазы митоза, модель-апликация «Деление клетки»

Изучить § 28,29 повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр.59-60)ответить на вопросы стр.113.

18

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

1

Бесполое и вегетативное размножение. Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

Таблицы, иллюстрирующие

бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений.

Изучить § 31-32 ответить на вопросы на стр. 118.

19

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

Гаметогенез, ооге-нез, сперматогенез, направительные тельца. i

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза. )

Изучить § 33-34 ответить на вопросы на стр. 124.

20

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

1

Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента,

Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».

Изучить § 35-37 ответить на вопросы на стр. 131.

Основы генетики-10ч

21

История развития генетики. Гибридологический метод.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии

Аллельныегены, гомозиготы, гетеро-зиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков.

Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя».

Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142.

Изучить § 39.

*•

22

Множестве иные аллели. Анализирующее скрещивание.

Закрепление темы: моногибридное скрещивание.

1

Множественный аллелизм, кодоми-нирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида.

Аллельные гены, гомозиготы, гетеро-зиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей.

Таблица «Моногибридное скрещивание»

Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149.

Изучить § 38-40, решить задачу в тетради.

23

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Хромосомная теория наследственности.

1

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, -генетические карты.

Таблицы, иллюстрирующие закнкы наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя».

Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности.

Изучить § 41, подготовить ответы на вопросы на стр.

150.

Изучить § 42, изучить стр. 154.

24

Взаимодействие неаллельных генов.

1

До п ол н ител ьное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм.

Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов.

Изучить §43, ответить на вопросы на стр. 157.

25

Цитоплазматическая наследственность Генетическое определение пола.

1

Цитоплазматиче-ская наследственность. Признаки, сцепленные с полом; ауто-сомы, половые хромосомы, гетеро~ гаметныи пол, гомогаметный пол.

Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности. Таблица «Генетическое определение пола».

Изучить §44-45 повторить § 17.

26

Изменчивость. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость.

1

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, ком-бинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

Изучить §46.

27

Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №4 «Описание фенотипов растений»

1

Управление доминированием.

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, ком-бинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Лабораторная работа: 4 Описание фенотипов растений.

Комнатные растения, гербар-ные экземпляры растений.

Изучить записи.

Повторить § 46.

28

Комбинативная изменчивость.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 5. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1

Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комби нативной изменчивости.

Лабораторная работа: № 5.Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Таблица «Вариационный ряд

и вариационная кривая», семена различных с/х культур.

Изучить записи.

29

3акон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1


Изучить записи.

30

Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, де-леция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия.

Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе.

Изучить § 47, повторить § 46.

31

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье человека.

1

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяцион-ный, близнецовый, цито генетический, биохимический. Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцепленное с полом наследование, хромосомные болезни.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека. Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний.

Изучить § 49-50

32

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №6. «Составление родословных.

Проблемы генетической безопасности»

1

Медико-генетическое консультирование

Схема генеалогического дерева.

Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека.

Оформить лабораторную работу.

Изучить § 51, стр. 183-184.

33

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровня (обобщающий урок)

1

Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.

34

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровня (обобщающий урок)

1

Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник - М: Дрофа, 2008

Методическая литература для учителя. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.

Учебно-методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2007

Селевеко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий:

В 2т.М.: НИИ школьных технологии,2006

Дополнительная литература для учителя Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet

Оборудование и приборы 1.Микроскоп

2.Микропрепараты: клетки растений, животных, грибов, бактерий

3.Таблица «Зародыши млекопитающих»

4.Гербарии местных растений (одного вида, разных видов, различных экологических групп)

5.Аквариум

Перечень компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: 1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. и др. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 (2 СD).

2.Ресурсы internet (сайты и пр.), презентации.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

1.ПК учителя, м/м проектор.

2. Видеомагнитофон, ОУО- проигрыватель.

3. Видеоматериалы, записанные с телепрограмм центрального телевидения

4. Видеоматериалы

Литература для учащихся

1. Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник - М: Дрофа, 2008

2.Общая биология: учеб. Для 10-11 кл, общеобр. учреждений/ под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица - М.: Просвещение, 2005

Дополнительная литература для учащихся Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet



© 2010-2022