Конспект урока по биологии 7 класс. Тема: Пресмыкающиеся

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии 7 класс. Тема: ПресмыкающиесяКонспект урока по биологии 7 класс. Тема: ПресмыкающиесяКонспект урока по биологии 7 класс. Тема: ПресмыкающиесяКонспект урока по биологии 7 класс. Тема: ПресмыкающиесяКонспект урока по биологии 7 класс. Тема: ПресмыкающиесяТема: « Класс пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни.

Составитель урока: Казанцева Е.Ю.

Цель урока: изучить особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся и выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными.

Задачи урока:

1. Образовательные:

• Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни.

• Раскрыть особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.

2. Развивающая:

• Продолжить формирование умений работать с тестом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник биология 7 класс (Н.И. Сонин, стр. 196)

Технологии: продуктивного чтения, проблемного диалога, компьютерные технологии.

Ход урока:

  1. Организационно мотивационный момент;

  2. Изучение нового материала

    1. эволюция пресмыкающихся;

    2. систематика;

    3. особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся;

    4. причины широкого распространения пресмыкающихся.

  3. Обобщение изученного материала;

  4. Домашнее задание;

Организационно мотивационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.

Вы сами мне скажете представителей, какого класса мы будем изучать. Перед вами загадка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея).

Ребята отгадывают загадку и на экране высвечивается представитель пресмыкающихся.

? Ребята, может вы помните к какой группе животных относится змея?

О. к пресмыкающимся.

? А какие ещё животные входят в это класс?

О. ящерицы, крокодилы, черепахи…

Молодцы. Значит, какая тема сегодняшнего урока?

Ребята проговаривают тему и записывают её в тетрадях.

учитель знакомит учащихся с целью урока.

эволюция пресмыкающихся.

? А как вы, ребята, думаете, что отличает пресмыкающихся от земноводных?

? Что заставило выйти на сушу земноводных. (ребята высказывают своё предположение).

А кто же является древним предком пресмыкающихся, мы должны с вами разобраться.

Работа с текстом учебника.

Отвечая на вопросы учителя, ребята рисуют схему в тетрадях.

  1. когда появились древние пресмыкающиеся?

  2. Кто является древним предком пресмыкающихся?

Стегоцефалы

290 млн. лет назад

Современные пресмыкающиеся

Древние пресмыкающиеся

Современные земноводныеможет, вы знаете, кто является представителем древних пресмыкающихся?



систематика

Используя текст учебника на стр. 196 и материал ранее изученных тем ребята самостоятельно записывают систематику пресмыкающихся.

Царство

Животные

Под царство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Класс

Пресмыкающиеся

Отряды

представители

  1. Чешуйчатые (змеи, ящерицы, хамелеоны).

  2. Крокодилы (крокодилы и аллигаторы).

  3. Черепахи и клювоголовые (гатеррия) (см. рис. Стр.197.

особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

Изучая особенности внутреннего и внешнего строения пресмыкающихся наша задача выяснить, в чём произошло усложнение пресмыкающихся по сравнению с земноводными и как это отразилось на их образе жизни?

Перед вами таблица, в неё мы будем записывать только что нового появилось у пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Заполнение таблицы, с использованием электронной презентации.

СИСТЕМА ОРГАНОВ

УСЛОЖНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮС ЗЕМНОВОДНЫМИ

  1. кожа

Плотная и сухая кожа содержит пахучие железы.

? какое значение выполняет роговой покров пресмыкающихся, с чем это связано?

  1. скелет

?Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что изменилось в скелете? Грудная клетка (рёбра и грудина) (у всех кроме змей), увеличение шейных позвонков.

  1. Нервная система

Полушария переднего мозга крупнее, появилась кора из серого мозгового вещества.

? как будет проявляться в поведении животных усложнение головного мозга.

О. сложное приспособительное поведение животных и формирование условных рефлексов.

  1. Кровеносная система.

  • Сердце трёх камерное с неполной перегородкой ( исключение крокодилы у них 4 - камерное);

  • Кровь более богата кислородом;

  • головной мозг омывается только артериальной кровью;

  1. Дыхание

Дыхание только лёгочное.

Дых. Пути - гортань - трахея - бронхи - лёгкие.

  1. Пищеварение

Рот - глотка - пищевод - желудок - кишечник - клоака

Печень, поджелудочная железа

Язык, зубы


  1. Выделительная система

Почки - мочеточник - мочевой пузырь - клоака

  1. Размножение

Внутреннее оплодотворение;

развитие зародыша в яйце с большим запасом питательных веществ;

Развитие без метаморфоза.

причины широкого распространения пресмыкающихся.

? посмотрите внимательно на таблицу скажите, какие прогрессивные черты позволили пресмыкающимся освоить сушу?

  • Появление коры головного мозга;

  • Дыхание только лёгочное;

  • Размножение и развитие не связано с водой, развитие в яйце богатом питательными веществами.

  • Появление рогового покрова.

? Что сближает пресмыкающихся с земноводными

О. пресмыкающиеся, как и земноводные холоднокровные и их температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Обобщение и закрепление изученного материала;

Тест можно провести устно, или письменно каждый в своих тетрадях, в зависимости от оставшегося времени)

Тестовые задания на стр. 202.

  1. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных - стегоцефалов?

  2. Пресмыкающиеся - это первые настоящие наземные позвоночные?

  3. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов?

  4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками?

  5. На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы?

  6. В шейном отделе рептилии один позвонок?

  7. У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка?

  8. В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора?

  9. Рептилии дышат лёгкими и кожей;

  10. Сердце пресмыкающихся трёхкамерное?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

Матрица ответов.

Домашнее задание: учебник стр. 202 - 203 ? устно, записи в тетради (индивидуальное - подготовить презентацию о динозаврах).

Всем спасибо, до новых встреч!!!!

© 2010-2022