Программа по экологическому воспитанию школьников 5-9 классы

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРАЗОВА Любовь Александровна,

учитель биологии высшей категории,

лауреат районного конкурса

«Учитель года-96»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (Программа)


  1. Обоснование программы:

Издавна человек оказывал воздействие на окружающую среду, занимаясь животноводством, охотой, земледелием, строительством, вырубкой леса. Бурное развитие научно-технического прогресса привело к резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду, к возникновению новых или обострению ранее существовавших жизненных проблем. Комплекс экологических занятий призван содействовать пониманию школьниками всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении гло­бальных проблем современности.


  1. Цель программы:


  1. Дать учащимся, начиная с младших классов, элементарные экологические знания;

  2. Сформировать ответственное отношение школьников к окружающей среде и здо­ровью человека на основе воспитания экологического сознания;

  3. Использовать теоретические знания для выполнения практических заданий.


  1. Основные направления программы:

3. 1. «Я и природа»

  • тестирование учащихся с целью выявления уровня сформированности личностного отношения к природе;

  • серия классных часов на тему «Отношение человека к окружающей среде», «Мы чувствуем своё единство с природой», «Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю».


  1. «Экологический бумеранг»

  • изучение глобальных экологических явлений на уроках экологии в 5 и 9 классах;

  • семинар «Экологическая проблема номер один». Учащиеся готовят доклады и сообщения, где рассказывают о какой-либо местной экологической проблеме, и доказывают необходимость скорейшего её решения, предлагают свои проекты решения.

3.3 «За чистоту родного края»

  • постоянно действующие стенды «Юный эколог», «Сохраним нашу Землю голу­бой и зелёной», «Десять главных загрязнителей биосферы»;

  • школьный фитобар;

  • конкурсы листовок и экологических знаков;

  • экологический театр;

  • День Земли (международная акция), Марш Парков

3.4. «Экология и политика или ваше личное участие в охране природы»

  • зелёный патруль;

  • голубой патруль;

  • юные цветоводы (акции «Первоцветы», «Ландыш», «Новогодняя ёлочка»).

3.5. Туристско-краеведческая экспедиция отряда «Робинзоны».

  • поисковое задание: изучить растительный и животный мир Нового Курлака, провести перепись муравейников, изготовить гербарий лекарственных трав;

  • районная операция «Рекам - зелёный щит» и «Природа - среда обитания людей»;

  • областной смотр-конкурс «Цвети, Земля!»;

  • районный слёт туристов;

  • однодневные и многодневные походы.

Окружающая среда находится в опасности. Человек и природа пришли в противоречие. Члены всемирного научного сообщества предупреждают человечество о последствиях его поведения: «Если мы хотим избежать несчастий для себя и нашего глобального дома, мы должны коренным образом изменить пользование Землёй и саму нашу жизнь».

Одна из основных задач экологического образования в Новокурлакской средней школе состоит в том, чтобы закрепить понимание современных проблем окружающей среды и их актуальности для человечества.

Основой для этого являются уроки экологии в 5 и 9 классах. Главная цель уроков по экологии - развитие экологической культуры личности. Школьники получают разносторонние знания по окружающей среде, приобретают умения и опыт решения экологических проблем, а это, в свою очередь, проявляется в сознании, мышлении и поведении личности. Развивая у школьников критическое отношение к результатам человеческой деятельности в природе, я пытаюсь сосредотачивать внимание учащихся на анализе собственного поведения, личной ответственности за состояние окружающей среды. Этому в значительной мере содействует краеведческий подход к рассмотрению экологических проблем.

Наш знаменитый музей природы, созданный заслуженным учителем школ России Щербако­вым Акимом Ивановичем, оказывает неоценимую помощь в моих уроках как по биологии, так и по экологии.

Богатые стенды по истории развития жизни на Земле дают возможность детям ярко пред­ставить себе далёкую эпоху и понять, насколько всё в природе закономерно. Изучив на уроке геохронологическую таблицу и побывав на экскурсии в музее, учащиеся 10 класса пишут сказки с экологическим уклоном. Вот, например, сказка Лютиковой Марины:

«В стране Земля было 5 государств. Ими управляли 5 королей: Кайнозой, Мезозой, Палеозой, Протерозой и Архей. Жили они дружно, но никак не могли выбрать, кто же будет править всей страной. Между ними постепенно началась война.

Архей вывел своих воинов - бактерий и одноклеточных водорослей. Но они были слабые, поэтому сразу же сдались. У Протерозоя были воины посильнее, чем у Архея. У него были Хордовые воины, но бесчерепные.

Король Палеозой был постарше и побогаче. Он имел большое войско, командовать которым назначил шестерых главнокомадующих: Кембрия, Ордовика, Силурия, Девона, Каменноугля и Пермь, Ордовик и Кембрий посоветовали Палеозою вывести на войну морских беспозвоночных и трилобитов. Силурий выпустил на поле битвы бесчелюстных позвоночных. Девон снарядил кистеперых рыб. Каменноуголь не поскупился и ввёл в военные действия пресмыкающихся, а Пермь оснастил своих пресмыкающихся грозным оружием - зубами.

Долго шла война. Погибли трилобиты, исчезли леса.

Хитрый Мезозой имел только три главных командира: Триаса, Юра и Мела. Триас вывел на войну млекопитающих, Юр - археоптерикса, а Мел - настоящих птиц.

Жестокая борьба началась за жизнь. Но самым сильным был король Кайнозой. Его главнокомандующие: Палеоген, Неоген и Антропоген - были молоды, но опытны. Палеоген вывел на войну хвостатых лемуров, долгопятов, парапитеков, дриопитеков; Неоген - млекопитающих и птиц, оснащённых самыми разнообразными доспехами. Особенно ярыми воинами были отряды Хищников. Антропоген вывел самого сильного воина - человека. Он постепенно уничтожал воинов других королей.

В этой войне победил Кайнозой. Но человек продолжал уничтожать зверей и птиц.

Только совсем недавно он одумался, но оказалось, что слишком поздно, потому что некоторые воины исчезли без следа и вернуть их невозможно.

Давайте не повторять ошибок воина-человека!».

Перечень уроков биологии и экологии в музее.


Тема урока

Класс

Материалы музея

1

Природа живая и неживая.

Взаимосвязи в природе. Изменения в природе

Экология,

5 класс.

Отдел геологии, отдел природы.

Стенды «Развитие жизни на Земле».

2

Роль зелёных растений в

биосфере.

Экология,

5 класс

Гербарий растений Хреновского бора, торф, окаменелости папоротника, уголь, нефть, растения пустынь.

3

Значение воды для живой природы. Состав вод.

Экология,

5 класс

Бутылочка с морской водой. Стенды по лодочной экспедиции по рекам Курлак и Битюг.

4

Почва как среда обитания. Влияние деятельности человека на ландшафт.

Экология,

5 класс,

9 класс

Виды почв. Керны.

5

Понятие о климате. Экологические проблемы климата

Экология,

5 класс

Стенды по наблюдению за природой.

6

«Полезные» и «вредные» растения

Экология,

5 класс

Каменный уголь, торф, нефть, хлопок, продукты переработки хлопка, древесные породы растений, продукты переработки

сахарной свёклы.

7

Редкие и исчезающие

растения Воронежской обл.

Экология, 5 класс,

9 класс

Гербарий растений Хреновского бора

8

Многообразие животных.

Экология,

5 класс,

7 класс.

Стенды «Развитие жизни на Земле», «Местные птицы», «Местные звери». Коллекция насекомых, коллекция ракообразных, раковин моллюсков, иглокожих кораллов, китовый ус, остатки мамонта.

9

Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.

Ботаника,

6 класс

Спилы деревьев

10

Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу.

Ботаника,

6 класс

Гербарий, растения пустыни, степей

11

Водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Ботаника,

7 класс

Морские водоросли

12

Мхи. Строение, размножение мха сфагнума.

Ботаника

7 класс

Мох и торф

13

Древние папоротникообразные

Ботаника, 7 класс

Стенд «Развитие жизни на Земле», отпечаток древнего папоротника, каменный

уголь (отпечаток спор), нефть

14

Сельскохозяйственные растения.

Ботаника, 7 класс

Гербарий, хлопок и его переработка, крапива и её использование, сахарная

свёкла и её переработка

15

Экскурсия в музей «Основные этапы развития растительного мира»

Ботаника, 7 класс

Стенды «Развитие жизни на Земле»

16

Многообразие животного

мира.

Зоология, 7 класс

Отдел геологии, отдел природы

17

Многообразие кишечнополостных.

Зоология,

7 класс

Кораллы

18

Лабораторная работа «Строение раковин различных моллюсков».

Зоология,

7 класс

Набор раковин речных и морских

19

Многообразие ракообразных.

Зоология, 8класс

Омар, краб

20

Экскурсия в природу и в музей «Разнообразие и роль насекомых в природе».

Зоология,

8 класс

Стенды музея, коллекция насекомых

21

Происхождение пресмыкающихся, древние пресмыкающиеся.

Зоология,

8 класс

Стенд «Развитие жизни на Земле», окаменелости, скелеты древних пресмыкающихся

22

Роль птиц в природе и жизни человека.

Зоология,

8 класс

Витрина «Местные птицы»

23

Отряды млекопитающих.

Зоология,

8 класс

Грызуны, насекомоядные, хищные, копытные, киты, чучела, кости, скелеты, китовый ус, стенд «Развитие жизни на Земле»

24

Доказательства исторического развития животного мира.

Зоология,

8 класс

Стенд «Развитие жизни на Земле» и приложения к нему

25

Экскурсии «История развития жизни на Земле» «Происхождение человека от животных».

Биология,

9-10 кл.,

Общая биология,

10 класс

Стенд «Развитие жизни на Земле»

26

Живое вещество и его функции.

Общая биология,

11 класс

Отдел геологии

27

Возникновение жизни на Земле.

Общая биология

11 класс

Стенд «Архейская эра»

28

Практическое значение средообразующей деятельности организмов.

Экология,

9 класс

Отдел геологии

29

Лабораторная работа «Жизненные формы организмов».

Экология,

9 класс

Коллекция насекомых и других животных

30

Ритмика внешней среды.

Экология,

9 класс

Стенды наблюдений за климатом и

погодой

31

Цепи питания в экосистемах.

Экология, 9 класс

Стенды «Вредители с\х культур»

32

Экскурсия в музей «История развития экологических связей человека.

Экология,

9 класс

Отделы геологии, природы, истории

края

Сопричастность каждого ребёнка к окружающей среде, как к родному дому, - вот основная мысль всех кружковых занятий в 5-9 классах. Для пятиклашек очень трудны такие понятия, как биосфера, биоценоз, экосистема. Но в игровой форме мы постигаем не столько умом, сколько сердцем, что родную природу надо беречь. С какой любовью рисуют дети свои любимые цветы и, животных. Подыскивают стихи и песни, короткие рассказы и сказки. Особой популярностью у нас в школе пользуется экологический театр. Основная цель представления - показать всем зрителям, насколько важно беречь всё живое. В спектакле заняты дети 5 и 9 классов. В те­чение 15 лет театр ставит спектакли для учащихся школы, для детского сада, для родителей, ходим мы и в соседние школы.

Это детское театральное творчество очень близко ребёнку. Образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, в стремление к дейст­вию. Всё в детской постановке сделано их руками и их воображением. Высшей наградой за спектакль для наших детей - юных экологов - является удовольствие от подготовки к спектаклю и от самой игры, которая всегда нравится зрителям. Наверное, поэтому наши дети любовно ухаживают за комнатными цветами в школе, с удовольствием работают на пришколь­ном участке, проводят туристические экспедиции, принимают активное участие в акциях по охране окружающей среды, в конкурсах листовок и экологических знаков, пишут доклады и рефераты, проводят маленькие научные исследования: учёт грачиных семей, изучение загрязнения атмосферы; наблюдали за перелётом лебедей. Каждый школьник изготовил зимой кормушку для птиц, многие смастерили скворечники.

Юные экологи ведут широкую просветительскую работу. Редакция «Аннинских вестей» предложила нам в 1997 году вести страничку «Календарь природы», где печатались рассказы, сказки, сочинения наших школьников.

В смотре-конкурсе «Цвети, Земля!», посвященном 80-летию юннатского движения, Новокурлакская средняя школа заняла 2 место и награждена дипломом.

Проведены следующие мероприятия:

  1. Месячник по озеленению:

  2. 11 класс посадили памятную берёзовую аллею вокруг стадиона;

  3. 6 класс посадили аллею кустарников вокруг стадиона;

  4. благоустроили территорию школы, детского садика, сквера около обелиска, братскую могилу, сквер у памятника в с. Моховое;

  5. 22 апреля провели общешкольный спортивно-экологический праздник. В программе было:

    1. Спортивные соревнования.

    2. Состязания юных знатоков лекарственных трав, юных медиков, художников.

    3. Соревнования туристских отрядов. Проводили в парке. Юные туристы показали своё умение разводить костёр, ставить палатки, умение приготовить обед, умение развлекаться.

    4. Спектакль экологического театра «Суд в лесу».

    5. Массовое вовлечение школьников к мероприятиям конкурса по темам:

  • Какие мы хозяева на этой Земле

    • Оформление и уход за цветами у главного входа.

    • Благоустройство хозяйственного двора.

    • Уход за защитными полосами на пришкольном участке.

  • «Природа - среда обитания людей».

    • Посадка аллей.

    • Охрана лесопарков.

    • Охрана обелисков, братских могил. III.

  • «Твоя школа - твой дом».

    • Оформление цветников на участке и у главного входа.

    • Озеленение внутри здания.

Школьный фитобар.

Цель: Экологическое воспитание учащихся, пропаганда здорового образа жизни, изучение биологии лекарственных растений, опытническая работа на школьном учебно-опытном участке, фитотерапия: витаминные чаи, тонизирующие чаи, успокаивающие чаи.

Объяснительная записка

В самых первых дошедших до нас письменных источников содержится описание лекарственных растений и указания о том, как их применять. Древние высоко ценили искусство врачевания травами. Постепенно, от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию накапливалась сокровищница «зелёной аптеки». В наши дни, несмотря на успехи органического синтеза лекарственных веществ, растительный мир остаётся одним из основных источников получения лекарственных средств. Флора нашей страны располагает большим количеством видов лекарственных растений. Сотни лекарственных растений помимо витаминов содержат микроэлементы в соотношениях весьма полезных при некоторых заболеваниях, например, при заболеваниях сердечнососудистой и нервной систем.

Учащиеся Новокурлакской СОШ выращивают на учебно-опытном участке множество растений, обладающих целебными свойствами: тыкву, лук, морковь, столовую свёклу, чеснок, землянику, аронию черноплодную, малину, липу, шиповник, мяту перечную и садовую, чабрец, зверобой.

Высокие темпы сегодняшней жизни, напряжённость трудового процесса и стрессы предъявляют повышенные требования к деятельности всех органов человеческого организма. В восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства. Специалистам умственного труда, всем работающим с людьми, необходимо положительные психологические воздействия. Ароматы некоторых трав служат биолокаторами нервного возбуждения. Чабрец, мята, душица, шалфей, резеда. Из них готовят настои и опрыскивают помещения для сна. Внутрь эти растения применяют в виде чая, напитков и компотов.

Двенадцать лет назад возникла идея создать свой школьный фитобар. Лекарственные травы выращиваем на участке или собираем в парке. Сырьё экологически чистое, Чашка чая в школьной столовой, выпитая учеником - гарантия высокой трудоспособности на уроке. Всех гостей нашей школы приглашаем, прежде всего, в фитобар, где угощаем различными целебными напитками и вареньем из ягод и плодов со школьного участка.

Сценарий чаепития в школьном фитобаре

Оборудование: Столы, покрытые белой скатертью, самовары, чайные

чашки, розетки с вареньем, музыкальный центр с тихой музыкой «для души».

Бармены: Юноши в белых рубашках, галстук - бабочка, чёрные брюки. Девушки в белых блузках, черная юбка, белые фартуки и наколки.

Бармен 1:

Добрый день, частные гости!

Заходите, мы вас просим.

Фитобар для вас открыт,

Здесь богатый стол накрыт.

Бармен 2:

Нынче жизнь сплошные стрессы,

Негативные процессы

Наш напиток снимет в раз.

Поспешайте сей же час.

Бармен 3:

Липа, мята, зверобой

Аромат у них такой!

Мы, уверены, едва ли

Вы ещё где-то встречали.

Бармен 4:

Все таблетки и микстуры

Скажем прямо - лишь халтура.

Чтоб здоровым вечно быть,

Чай на травах надо пить.

Затем каждый бармен представляет свой чай, рекламируя целебные свойства зеленого сырья, пропагандируя здоровый образ жизни и использование лекарственных трав в повседневной жизни.

Особой популярностью в Новокурлакской общеобразовательной школе пользуется экологический театр. Уже пятнадцатый год юные артисты радуют зрителей своими выступлениями. В спектакле заняты учащиеся 5-го класса, которые начали изучать новый предмет - экология. Каждый имеет свою роль. С большим энтузиазмом и светлой душой стараются дети донести до зрителей свою любовь к своей земле призыв сберечь ее. Старшие экологи, ученики 9-го класса готовят костюмы, рисуют декорации и билеты, подбирают музыку. Зрительская аудитория самая разнообразная. Премьера по традиции проходит на большом школьном празднике День Земли. Затем идут в соседние школы в Моховое и Старый Курлак, в детский садик, выступают перед родителями на родительском собрании. Зрители увидели такие спектакли, как «Робинзон на обитаемом острове», «Рассказ старого вяза», «Баранкин, будь человеком!», «Суд в лесу», «Волшебные семена», «Живая сказка», «Аленушкин сон» и др.

Обычно после спектакля зрители могут посетить школьный фитобар. Юные бармены угостят ароматным чаем, настоянном на душистых травах, расскажут о его целебных свойствах, угостят вкусным вареньем.

Очень близка детям театральное творчество или драматизация. Это объясняется тем, что драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В нашей постановке все - от занавеса и до игры в спектакле сделано руками и воображением детей. Вокруг постановки организуются самые разнообразные виды детского творчества: технического, декоративно-изобразительного, словесного. Детская постановка всегда имеет определенную установку: освещение того или иного экологического события, подытоживания природо-охранной работы за год, эстетическое воспитание.

С 1984 года в школе действует экспедиционный отряд «Робинзоны». Поисковое задание по теме «К тайнам природы». Цель: изучить растительный и животный мир Нового Курлака, Провести перепись муравейников, изготовить гербарий лекарственных трав, принять участие в районной операции «Рекам - зелёный щит», акциях "Первоцветы", "Вторая жизнь пластиковой бутылки" и "Природа - среда обитания людей». Ежегодно отряд совершает однодневные и многодневные походы, регулярно проводит экскурсии в природу. На районных слётах ' неоднократно занимает первые места.

Срок реализации данной экологической программы долговременный, с целью, чтобы каждый ученик начиная с пятого класса по одиннадцатый в той или иной мере принял участие в экологической работе. Занятия по секциям в течение учебного года. Группы мобильные, можно заниматься в разных секциях одновременно. Результаты работы в форме практических отчетов:

  1. Участие в областном слете трудовых объединений школьников.

  2. Проведение международных акций «День земли» и «Марш парков».

  3. Участие в областной научно-практической конференции с исследовательской работой.

  4. Благоустройство школы и пришкольной территории.

  5. Участие в районных акциях «Родник», «Сохраним Воронежский чернозем», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Зеленые острова» и т. п.

  6. Фитопрофилактика.

Тематический план секции «Зеленый патруль»


Тема

Всего

В том числе

теоретич

практич

Вводное занятие

1

1

-

Охрана природы - важнейшая государственная задача

2

1

1

Знакомство с природой родного края

4

1

3

Природоохранная работа осенью

4

1

3

Природоохранная работа зимой

4

1

3

Охрана атмосферного воздуха

3

1

2

Природоохранная работа весной

4

1

3

Охрана вод

3

1

2

Охрана рыбных запасов (Голубой патруль)

2

1

1

Охрана насекомых

3

1

2

Охрана естественной растительности (Зеленый патруль)

2

-

2

Охрана памятников природы

3

1

2

Итого:

35

11

24

Содержание программы секции «Зеленый патруль»


  1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы и задачами кружка в области охраны природы.

  2. Охрана природы - важнейшая государственная задача. Значение охраны природы. Охрана природы в России. Чем могут помочь школьники в деле охраны природы.

Практическая работа: выяснение главных природоохранных проблем района, родного села. Сбор материала по охране природы для экспозиций школьного музея

  1. Знакомство с природой родного края. Физико-географическая характеристика местности. Живой и растительный мир.

Практическая работа:

  • поход или экскурсия для сбора данных у старожилов по истории природы края;

  • подборка экспонатов для школьного музея. Рациональное использование природных объектов (обустройство уголков отдыха);

  • составление карт природных объектов края, памятников природы села, подлежащих охране. Участие в акции «Сохраним зеленые острова».

  1. Природоохранная работа осенью. Характеристика осеннего сезона. Особенности природоохранной работы осенью.

Практическая работа:

  • осенние работы по озеленению;

  • закладка питомников лекарственных трав для школьного фитобара;

  • заготовка кормов для зимней подкормки птиц.

  1. Природоохранная работа зимой. Характеристика зимнего сезона года. Особенности природоохраны зимой.

Практическая работа:

  • экскурсия в природу с целью ознакомления с жизнью животных зимой;

  • подкормка птиц; изготовление и развешивание кормушек;

  • наблюдение за школьным садом, отаптывание снега вокруг стволов;

  • перед новогодними праздниками участие в операции «Елочка»
    (охрана объектов от незаконной вырубки).

  1. Охрана атмосферного воздуха. Значение воздуха в жизни человека, животных, растений. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружающей среде.

Практическая работа:

  • борьба с разведением костров во дворах и на улицах;

  • проведение наблюдений по выявлении растений, наиболее устойчивых к загрязнению воздуха и применение этих растений для озеленения помещений классных комнат.

  1. Природоохранная работа весной. Характеристика весеннего периода года. Особенности природоохранной работы в весеннее время.

Практическая работа:

  • наблюдение за миграцией птиц;

  • развеска новых искусственных гнездовий, озеленение;

  • работа на учебно-опытном участке, в дендрарии, уборка кладбищ, мемориалов, братских могил.

  1. Охрана вод. Вода в жизни природы. Причины сокращения запасов пресной воды.

Практическая работа:

  • выявление и картирование источников загрязнений вод;

  • выявление и охрана родников;

  • участие в операции «Родник», «Рекам зеленый щит».

  1. Охрана рыбных запасов. Рыбные запасы рек Курлак, Битюг. Источники вреда для рыбных запасов.

Практическая работа:

  • изучение видового состава и состояния запасов местных видов рыб;

  • работа «голубого патруля»: выявление источников загрязнения рек, борьба с заморами рыб.

  1. Охрана насекомых. Роль насекомых в жизни природы и человека. Опылители и создатели почвы.

Практическая работа:

  • экскурсия в природе для знакомства с разнообразием местного видового состава;

  • картирование муравейников;

  • участие в операции «Муравей»;

  1. Охрана естественной растительности. Значение растений в жизни и хозяйстве человека, роль растений в природе.

Практическая работа:

  • выявление редких и исчезающих видов растений;

  • изучение полезных свойств местных растений;

  • проведение пропагандистской работы по охране растений.

  • спектакль экологического театра и экологической бригады «Колокола тревоги».

  1. Охрана памятников на территории района. Участие школьников в их охране.

Практическая работа:

  • участие в охране, восстановление и озеленение памятников историко-революционной славы (уход за мемориалами в селах Новый Курлак, Моховое, Старый Курлак, братской могилой 19 красноармейцев в с. Новый Курлак, могилой героя афганца в с. Старый Курлак).

  • выращивание растений для проведения этих работ.

Тематический план секции «Цветоводы»


Тема

Всего часов

В том числе

Теорет

Практич

1.


Вводное занятие

1

1


2.



Цветочно-декоративные растения

2

1

1(экскурсия)

3.




Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

2

1

1

4.


Сбор и хранение семян

2

1

1

5.




Биологические особенности комнатных растений

1

1


6.



Уход за комнатными растениями

8

1

7

7.



Размножение комнатных растений

3

1

2

8.


Выращивание рассады однолетников

2

1

1

9.



Высадка рассады и посев семян

5

1

4

10.




Летние работы на цветочно-декоративном участке

8

1

7

11.



Праздник «Твоя школа - твой дом»

1

-

1

Итого:

35

10

25


Содержание программы секции «Цветоводы».


  1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы секции, с массовыми мероприятиями, в котором будут участвовать школьники.

  2. Цветочно-декоративные растения и их значение. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми для ознакомления.

Практическая работа: экскурсия на учебно-опытный участок и местный парк.

  1. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Значение обработки почвы.

Практическая работа: внесение удобрений. Перекопка почвы и разбивка участка.

  1. Сбор и хранение семян. Признаки созревания плодов и семян. Правила сбора. Правила сушки и хранения.

Практическая работа: сбор семян, их сушка и очистка. Подготовка семян и плодов для кружка «Флористика».

  1. Биологические особенности комнатных растений. Знакомство с комнатными растениями. Паспортизация растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.

  2. Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению, виды ухода и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями и временем года.

Практическая работа:

  • Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре.

  • Поливка, опрыскивание, обмывание листов, рыхление почвы в горшках.

  • Приготовление почвенных смесей.

  • Проведение работ по перевалке и пересадке растений.

  • Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Закладка биологических опытов по заданию учителя биологии.

  • Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями.

  • Выращивание комнатных растений на разных почвах.

  1. Размножение комнатных растений. Значение размножения черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков.

Практическая работа:

  • Черенкование комнатных растений.

  • Наблюдение за укоренением черенков. Пересадка укоренившихся черенков.

Выращивание рассады однолетников. Условия, необходимые для выращивания рассады.

Практическая работа: посев семян. Уход за посевами. Пикировка.

  1. Высадка рассады и посев семян в грунт. Сроки и способы посева семян цветочно-декоратиных растений в грунт. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практическая работа:

  • Распределение клумб, рабаток, грядок. Подготовка почвы.

  • Подготовка рассады и высадка ее в грунт на постоянное место.

  • Выращивание рассады однолетников для озеленения улиц, детского садика, амбулатории, администрации сельского совета, мемориалов.

  • Размножение комнатных растений для озеленения школы.

Летние работы на цветочно-декоративном участке. (в рамках графика прохождения практики). Правила ухода за однолетними и многолетниками.

Практическая работа:

  • Полив, прополка, подкормка.

  • Наблюдение за ростом и развитием растений.

  • Изготовление наглядных пособий

  • Изготовление фотомонтажей.

11. Праздник «Твоя школа - твой дом». Подготовка экспонатов на выставку, оформление панно из засушенных растений, поделок из природного материала, фотовыставок. Подготовка выступлений к празднику.


Методическое обеспечение программы

Секция «Зеленый патруль»


Форма занятия

Оснащение

Подведение итогов

Беседа

План работы секции

Утверждение плана, обсуждение задач в области охраны природы родного края.

    Лекция

    Собрание учащихся «История охраны природы». Анкета учащихся

    «В чем я вижу экологическую проблему своего села»

    Анализ анкет. Практическая работа «Выявление главных природоохранных проблем»

      Беседа. Экскурсия в музей. Походы по родному краю.

      Стенды музея по геологическому прошлому села. Отчеты о походах краеведов 60-х - 80-х годов 20 века.

      Отчет о походе. Составление карты памятников природы подлежащих охране.

        Лекция. Практическая работа.

        Сообщения учащихся об особенностях осеннего сезона.

        1. Озеленение памятника «Жертвам репрессий» посадка аллеи елей.

        2. Сбор семян сорных растений.

          Беседа. Фенологические наблюдения.

          Знакомство с произведениями поэтов, писателей и художников по наборам открыток, чтение стихов и прозы.

          Экскурсия в природу.

          • Развешивание кормушек;

          • Подкармливание птиц;

          • Операция «Елочка»

            Лекция.

            Сообщения учащихся о главных источниках загрязнения воздуха.

            Практическая работа «Озеленение классных комнат и рекреаций школы»

              Беседа. Фенологические наблюдения.

              Календарь природы в кабинете биологии. Изготовление гнездовий. Работа на учебно-опытном участке.

              Участие в акциях

              1. Сохраним зеленые острова.

              2. Марш парков.

              3. День земли.

              4. Экологический десант «За чистоту родного села».

                Лекция.

                Картирование источников загрязнения. Выявление и охрана родников.

                Участие в операциях:

                1. Родник - обустройство родников в с. Моховое и Новый Курлак.

                2. Рекам зеленый щит - посадка черенков ивы по берегам реки Курлак от с. Моховое до с. Старый Курлак.

                  Беседа.

                  Сообщения учащихся. Практическая работа «Голубого патруля»

                  Альбом для музея с описанием видового состава рыб реки Курлак.

                    Лекция.

                    Диафильм о роле насекомых в жизни человека и природы. Слайды, открытки.

                    Экскурсия в природу. Участие в операции «Муравей»

                      Устный журнал

                      Сообщения учащихся о Красной книге района и области, о лекарственных растениях и их пользе.

                      Работа школьного фитобара. Спектакль экологического театра.

                        Беседа

                        Экскурсия к объектам, подлежащим охране.

                        Уход за памятниками природы и историко-революционной славы. Выступление экологической агитбригады «Колокола тревоги»


                        Секция «Цветоводы»


                        Форма занятия

                        Оснащение

                        Подведение итогов

                        1.

                        Беседа.

                        План работы секции.

                        Утверждение плана и массовых мероприятий в рамках общешкольного плана.

                        2.

                        Лекция.

                        Знакомство с цветочно-декоративными растениями

                        Экскурсия на участок и в парк.

                        3.

                        Лекция.

                        Виды почв, стенды с разрезами почв в музее.

                        Работа на пришкольно-опытном участке.

                        4.

                        Беседа.

                        Коллекция плодов и семян.

                        Сбор семян и очистка. Сбор коллекции семян для кружка «Флористика».

                        5.

                        Конференция.

                        1. Сообщения уч-ся о комнатном растении.

                        2. Справочная литература.

                        3. Определители комнатных растений.

                        Составление паспортов на комнатные растения в кабинете биологии.

                        6.

                        Работа со справочным материалом.

                        Практические работы, опыты.

                        Проведение игры «Поле чудес» в рамках недели биологии.

                        7.

                        Лекция.

                        Практическая работа по черенкованию растений.

                        Посадка укоренившихся черенков, озеленение учительской, кабинета ОБЖ, столовой.

                        8.

                        Беседа.

                        Практическая работа.

                        Выращивание рассады для школьных клумб, для амбулатории и административных учреждений.

                        9.

                        Изучение правил посева семян в грунт.

                        Справочная литература. Практические работы.

                        Озеленение школы мемориалов, улиц с. Новый Курлак.

                        10.

                        Инструктаж по правилам ухода за растениями.

                        Практические работы по поливу, прополке, уходу за растениями.

                        Изготовление наглядных пособий для кабинета биологии. Фотовыставка.

                        11.

                        Организация общешкольного праздника.

                        Экспонаты на выставку

                        -панно,

                        -поделки,

                        -фотомонтаж.

                        Праздник «Твоя школа- твой дом». Реализация проекта «Гражданин Воронежского края - Гражданин России» по теме «Благоустройство родной школы»

                        Список литературы.


                        1. Александров Б.А. «В стране зеленой» М. «Просвещение», 1973 г.

                        2. Банников А.Г. «По заповедникам Советского Союза» М. Мысль. 1974 г.

                        3. Верзилин Н.М. «Путешествие с домашними растениями» Л. Детская литература. 1978 г.

                        4. Воронцов В.В. «Уход за комнатными растениями». М. «Юридическая литература» 1987 г.

                        5. Демина С.А. «Закон на страже природы». М. «Юридическая литература » 1987 г.

                        6. Дорогань Л.В., Филлиппов В.П. «Экологический практикум» Воронеж. 1994 г.

                        7. Дорогань Л.В., Филлиппов В.П. «Экология» Воронеж. 1995 г.

                        8. Курасова А.Т., Олейник Т.Ф. «Школьный учебно-опытный участок». Воронеж, 1997 г.

                        9. Науменко Е.Н., Синицын Е.М., Олейник Т.Ф. «Методические рекомендации по семенному и вегетативному размножению декоративных деревьев и кустарников в ЦЧР» Воронеж. 1981 г.

                        10. Негробов О.П. «Природа Аннинского района» Воронеж «ЭкоДон». 1999 г.

                        11. Межова Л.А., Луговской А.М. «Методика проведения экологических исследований в природе» Воронеж. 1996 г.

                        12. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. «Экология и мир». М. «Новая школа» 1994 г.



                        © 2010-2022