• Преподавателю
  • Биология
  • Методические рекомендации по теме Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии

Методические рекомендации по теме Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема выступления: Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии

Новикова Татьяна Анатольевна, учитель биологии высшей категории

МАОУ «СОШ №111»

Статистические данные последних лет показывают, что в школах России постоянно увеличивается число детей с задержкой психического развития. И этому есть объяснение: во-первых, появилось огромное количество вредных факторов (экологическое состояние территорий Российской Федерации, продукты питания, социальный образ жизни родителей и др.), усиливающих проявление различных заболеваний у детей; во-вторых, школьные образовательные программы из года в год все усложняются и становятся непосильными для ряда школьников.
С увеличением количества детей, с различной степенью проявления задержки психического развития, острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной педагогической помощи для данной категории детей. Проблема оказания помощи детям с отклонениями в развитии многие годы является актуальной в школе №111. Мы имеем большой опыт работы с детьми с ЗПР у условиях коррекционного класса, но по данным анкетирования родителей в 2013 году выяснилось, что 70%родителей не удовлетворены уровнем знаний детей и считают , что в общеобразовательном классе дети с ЗПР имели бы равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг. Поскольку на 1 сентября 2014года в школе было 48 детей с ЗПР, и обучались они не только в коррекционных, но и общеобразовательных классах. Было принято решение об открытии инклюзивных классов. В связи с этим перед учителями биологии встала проблема обучения детей с ЗПР на уроке в инклюзивном классе.

Успешная деятельность учителя биологии с инклюзивными детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом.

Наиболее адекватными для данной категории детей по нашему мнению являются: Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

1) Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

2) Уровня развития логического мышления.

3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.

4)Развитие речи.

5)Развитие приемов учебной деятельности.

6)Развитие личностно-мотивационной сферы.

7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.


Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках биологии:
1)Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.

2)Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.

3)Предложение учащимся посильного учебного материала.

4)Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.

5)Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

6)Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.

7)Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений.

8)Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

Наибольший эффект на уроках дают специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:
1. Карточки - таблицы.
2. Карточки - схемы (законченные и незаконченные)
3. Карточки для устного опроса.
4. Карточки - биологические диктанты.
5.Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.
6. Карточки с рисунками.
7. Карточки - тесты.
Цели применения коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1.Снятие эмоционального напряжения.
2.Создание ситуации успеха.
3. Возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
4.Коррекция аффективных форм поведения


Виды коррекционно-развивающих упражнений:
Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
1. Цветная аппликация.
2. Штриховка.
3. Копирование изображения по образцу.
4. «Узнай по контуру»
5. «Кусочки целого»

Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
1. «Запомни и нарисуй»
2. «Составь слово»
3. «Найди смысловые связи»
4. «Бессмысленные слова»
5. «Буквенные шифры»
6. «Один лишний»
7. «Память на слова»
8. «Мысленные образы»
9. «Ассоциации»
10. «Раздели на группы»

Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

1.«Найди по алфавиту или слова-загадки»
2. «Номер буквы по алфавиту»
3.« Высокий, средний, низкий»
4.«Слова по алфавиту


Спектр применения упражнений:
1.Повторение изученного материала.
2.Закрепление.
3.Обобщение и систематизация знаний.
4.Контроль знаний.
5.Активизации имеющегося у учащихся опыта.
6.Домашние задания.

Результат:
1.Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2.Обогащение содержания личностных контактов.
3.Повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету.
4. Положительный эмоциональный настрой на урок

Примерные виды заданий

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»

Цель: развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и прочное закрепление ранее пройденного.

Задание: Запомни и нарисуй растительную клетку и ее части, подпиши их 5 класстема «Клетка»


2. УПРАЖНЕНИЕ « КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ОБРАЗЦУ»

Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы ребенка, повышение уровня возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, А так же умения ориентироваться на образец.

Задание: Срисуй с учебника диаграмму, отражающую количество химических элементов на земном шаре. Поле окончания работы предлагается проверь все ли верно. Можно исправить если заметил неточности.

Ошибками являются:
неправильно изображенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие элемента, разрывы между линиями, в тех местах где, они должны быть соединены, сильный перекос рисунка.
Упражнение можно проводить ,как фронтально так и индивидуально.

3. УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ»

Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и уровня речевого развития.

Задание: Перечислить части клетки в алфавитном порядке.

Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.

ТЕРМИНЫ


№ по алфавиту


Оболочка


4


Цитоплазма


7


Ядро


8


Хлоропласт


6


лизосома


3


Клеточный сок


2


Вакуоль


1


Поры


5



4. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ»

Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.

Задание №1 : Даны термины и к ним ответы в неправильном соответствии. Задача ученика , найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке пример: В каких агрегатных состояниях находится вода в природе?

Ответы учащихся


Лед

твердая


Пар

газообразная


Дождь


жидкая


Снег


твердая


Снежинки


твердая


Айсберг


твердая



Задание №2:

В задании дан один термин и несколько определений. Задача ученика соединить стрелками термин и соответствующие ему определения (функции).

ТЕМА « КЛЕТКА: СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Карточка-задание в виде таблицы.


ЯДРО
и ядрышко.


Синтез белка


Хранение наследственной информации


Придает форму клетке


Размножение клетки


Передача наследственных признаков


Создание рибосом




7. УПРАЖНЕНИЕ «БЕССМЫСЛЕННЫЕ СЛОВА».

Цель: Коррекция и развитие основных свойств внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание , относящееся к данной теме.
Задание проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования.

5 .УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ вещества»

Цель: Развитие и коррекция моторики руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального напряжения.
Задание: На предложенных карточках изображены вещества, нужно разделить карточки на группы
6. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)

Цель: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).

Задание: ИЗ предложенного перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-8 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.
Пример №1. В предложенном перечне 1 объект лишний.
береза

яблоко

кошка

зерно

камень

собака

Возможности использования разных заданий на уроках биологии для инклюзивных детей огромны. Мною приведено лишь несколько примеров. Материальная база кабинета биологии позволяет работать практически при изучении каждой темы в наглядным дидактическим практическим материалом. Результат усвоения детьми изучаемого материала напрямую зависит от нестандартного подхода учителя к планированию урока для детей с ЗПР и его внутренней позиции по отношению к особым детям.


© 2010-2022