• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС. Авторы программы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС. Авторы программы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Линейный курс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Асмоловская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Заместитель директора по УВР МКОУ «Асмоловская средняя общеобразовательная школа»

__________/_____________/

«___» ___________201_ г


Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол от _______ №__


Утверждено

Приказ от «___»________201_ г .

№______


ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

5 КЛАСС

2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД





СОДЕРЖАНИЕ





1.Пояснительная записка ........................................................................................................3

2.Общая характеристика учебного предмета ……………….……………………………… .4

3. Место учебного предмета в учебном плане ………………………………… 5

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета...5

5. Содержание учебного предмета ………………...……………………….............................8

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………….............................................................................................11

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса …13

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета ....................................................20

1. Пояснительная записка

Программа по предмету БИОЛОГИЯ разработана для обучающихся 5 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Асмоловская средняя общеобразовательная школа».

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г).

Программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.И.Сонина, В.Б. Захарова. Биология. 5 - 9 классы /Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. М.: Дрофа, 2012.с.151.

Программа основного общего образования ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради:

Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Живой организм»).

Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию.5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс.- М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Живой организм»).

Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию является качество иллюстративного материала, использующегося авторами либо как пояснение к тексту, либо как источник информации.

Вопросы курса общей биологии в линейной системе распределены по всем разделам биологии 5 - 9 классов.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход, обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.



Цели:

  • Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей , накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей: призвание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательными, информационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными;

  • Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности к эмоционально - ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в 5 классе является логическим продолжением курса «Окружающий мир» начальной школы. В 5 классе обучающиеся глубже и шире изучают отличия живой и неживой природы; получают общие представления о культуре биологической науки, её истории и методах исследования; о Царствах живой природы, средах обитания организмов; нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях, и органах живых организмов; об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Вопросы курса общей биологии в линейной системе распределены по всем разделам биологии 5 - 9 классов. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в состав предметной области «Естественно - научные предметы». Программа рассчитана на 35 учебных недель ( 1 час в неделю).

Изменения при планировании: из резерва два часа идет на проведение обобщающих уроков тем №1 и №2.На проведение обобщающего урока по всему курсу биологии 5 класса отводится 1 час из темы «Среда обитания живых организмов» за счёт уплотнения материала.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Тема

Предметные

Метапредметные

Личностные

Живой организм:

строение и изучение


Обучающиеся должны знать:

основные признаки живой природы;

устройство светового микроскопа;

основные органоиды клетки;

основные органические и минеральные вещества,

входящие в состав клетки;

ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Обучающиеся должны уметь:

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

характеризовать методы биологических исследований;

работать с лупой и световым микроскопом;

узнавать на таблицах и микропрепаратах основные

органоиды клетки;

объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Обучающиеся должны уметь:

проводить простейшие наблюдения, измерения,

опыты;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

систематизировать и обобщать разные виды информации;

составлять план выполнения учебной задачи.

Проявлять ответственное отношение к обучению;

познавательные интересы и мотивы к обучению;

навыки поведения в природе, осознанное отношение к ценности живых объектов;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Многообразие

живых организмов


Обучающиеся должны знать:

существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

основные признаки представителей царств живой природы.

Обучающиеся должны уметь:

определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

различать изученные объекты в природе, на таблицах;

устанавливать черты приспособленности организмов

к среде обитания;

объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Обучающиеся должны уметь:

проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

использовать дополнительные источники информации

для выполнения учебной задачи;

самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Проявлять ответственное отношение к обучению;

познавательные интересы и мотивы к обучению;

навыки поведения в природе, осознанное отношение к ценности живых объектов;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры

Среда обитания

живых организмов


Обучающиеся должны знать:

основные среды обитания живых организмов;

природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать различные среды обитания;

характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

приводить примеры обитателей морей и океанов;

наблюдать за живыми организмами.

Обучающиеся должны уметь:

находить и использовать причинно-следственные связи;

формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать

их, ставить вопросы к тексту.

Проявлять навыки поведения в природе, осознание ценности живых объектов

Человек на Земле


Обучающиеся должны знать:

предков человека, их характерные черты, образ жизни;

основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Обучающиеся должны уметь:

объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

объяснять роль растений и животных в жизни человека;

обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

соблюдать правила поведения в природе;

различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Обучающиеся должны уметь:

работать в соответствии с поставленной задачей;

составлять простой и сложный план текста;

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами;

узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Проявлять ответственное отношение к обучению;

познавательные интересы и мотивы к обучению;

навыки поведения в природе, осознанное отношение к ценности живых объектов;

Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.













5.Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч.)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение; сходный химический состав; обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие. Раздражимость, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт) измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

Клетка элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клети. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы и их значение. Различия в строении растительной животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: белки, жиры, нуклеиновые кислоты, их роль в жизнедеятельности клеток. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Лабораторная работа №2.Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Лабораторная работа №3. Строение клеток кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа №4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2.Многообразие живых организмов (15 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периола4 расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии Растения, Грибы, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч.)

Наземно - воздушная, водная, почвенная среды обитания живых организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные различных материков ( знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов - определителей, чучел, гербариев и др.).

Практическая работа №1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

Раздел 4. Человек на Земле (5ч.) + 1 час

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №6. Измерение своего роста и массы тела.

Практическая работа №2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи







6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

5. Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся





Живой организм:

строение и изучение


Что такое живой организм. Наука о

живой природе. Методы изучения

природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели


Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют

существенные признаки живых организмов.

Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в

развитие биологии и других естественных наук

Многообразие

живых организмов


Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.

Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе

и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека


Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют

отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных.

Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид

природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с

учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.


Среда обитания

живых организмов


Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах


Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих

их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные

особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред

Человек на Земле


Как человек появился на Земле. Как

человек изменил Землю. Жизнь

под угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека и безопасность

жизни


Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды

растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья




8. Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарт основного общего образования по биологии

2

Стандарт среднего общего образования по биологии (базовый уровень)

4

Примерная программа основного общего образования по биологии

5

Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по биологии

7

Авторские рабочие программы по разделам биологии

8

Общая методика преподавания биологии

9

Книги для чтения по различным разделам курса биологии

10

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

11

Определитель водных беспозвоночных

12

Определитель насекомых

14

Определитель птиц

15

Определитель растений

16

Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

17

Учебники по всем разделам (баз.)

2.

Печатные пособия


Таблицы

6

Портреты ученых-биологов

7

Правила поведения в учебном кабинете

8

Правила поведения на экскурсии

10

Развитие животного и растительного мира

13

Строение, размножение и разнообразие животных

14

Строение, размножение и разнообразие растений

15

Схема строения клеток живых организмов


Карты

3

Зоогеографическая карта мира

4

Зоогеографическая карта России

6

Природные зоны России


Атласы

2

Беспозвоночные животные

3

Позвоночные животные

4

Растения. Грибы.

3.

Информационно-коммуникационные средства

1

Электронное приложение к учебнику БИОЛОГИИ 5-6 КЛАССОВ на WWW/ drofa.ru




5.

Модели


Модели объемные

1

Модели цветков различных семейств


Модели остеологические

1

Скелет человека разборный

2

Скелеты позвоночных животных

3

Череп человека расчлененный

6.

Натуральные объекты


Гербарии (иллюстрируют морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп)


Влажные препараты

1

Внутреннее строение позвоночных животных (по классам)


Микропрепараты

1

Набор микропрепаратов по ботанике

2

Набор микропрепаратов по зоологии

3

Набор микропрепаратов по общей биологии

5

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

6

Набор микропрепаратов по разделу «Человек»

7

Набор микропрепаратов по разделу «Животные»


Коллекции

1

Вредители сельскохозяйственных культур

2

Ископаемые растения и животные


Живые объекты

1

Комнатные растения по экологическим группам

2

Тропические влажные леса

3

Влажные субтропики

Сухие субтропики

4

Пустыни и полупустыни

5

Водные растения

6

Беспозвоночные животные

7.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


  1. Приборы, приспособления

1

Барометр

3

Весы учебные с разновесами

5

Комплект для экологических исследований

6

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

7

Комплект оборудования для комнатных растений

10

Лупа ручная

12

Микроскоп школьный ув.300-500

14

Термометр наружный

10.

Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся

4

Пресс гербарный

5

Рулетка

6

Сачок водный

7

Сачок энтомологический

11.

Технические средства обучения

2

Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью подключения к интернет: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками

Компьютер Pentium {R} Dual - Core - CPU 3.00 :Гц, 3.00 ГБ ОЗУ

Система Microsoft Windows XP Professional версия 2002 Servise Pack 3

Нетбуки для обучающихся Aquarlus Cmp NE 410

Интерактивная доска UB - Т 580 Panaboard.

3

Копировальный аппарат

Принтер Samsung SCX - 3205

4

Мультимедийный проектор NEC V 300X





8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.







20


© 2010-2022