• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по естествознанию по теме Характеристика физических тел и веществ. Диффузия (5 класс)

Конспект урока по естествознанию по теме Характеристика физических тел и веществ. Диффузия (5 класс)

Данный урок проводится в пятом классе в разделе "Тела и вещества в природе". Учащиеся уже знают, что такое физическое тело, какими инструментами производят измерение тел, единицы измерения. Данный урок позволит формирование у учащихся понятия о характеристике физических тел; формирование понятия «диффузия». На уроке используются практические приемы. Это позволит наглядно продемонстрирывать физические характеристики тел. на уроке учащиеся развиают практические навыки выполнения простейших опытов,...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №20

Тема: Характеристика физических тел и веществ. Диффузия.

Цель: Формирование у учащихся понятия о характеристике физических тел; формирование понятия «диффузия».

Задачи:

Формирование у учащихся о свойствах тел, их характеристиках.

Развитие практических навыков изучения физических характеристик тел; умения делать выводы и заключения.

Воспитание наблюдательности, аккуратности при выполнении опытов.

Ход урока

Вводно-эмоциональный момент.

Приветствие учителя, проверка посещаемости, проверка выполнения домашнего задания. Давайте заполним лист настроения.

Актуализация знаний учащихся

  • Что такое физическое тело?

  • Назовите физические тела вокруг нас.

  • Из чего состоят физические тела?

  • Приведите примеры одних и тех же физических тел, изготовленных из разных веществ.

  • Приведите примеры разных физических тел, изготовленных из одного и того же вещества.

  • Из каких частиц состоят вещества?

  • Как называются мельчайшие неделимые частицы.

  • Какие приборы вы знаете для измерения физических тел и явлений?

  • Измерьте длину парты в пядях.

  • Что такое дюйм? Локоть? Сажень? Косая сажень?

  • Назовите современные единицы длины.

  • В каких единицах измеряется площадь?

  • Назовите площадь своей ладони.

  • Какие единицы времени вы знаете?

  • Какие приборы существуют для измерения температуры тела, воздуха и воды?

Учитель показывает бронзовую статуэтку. Опишите данное тело. (корзина идей)

А как вы думаете полное описание мы с вами дали или нет? Можно ли еще что-то сказать о статуэтке? Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно познакомится с характеристикой веществ.

Изучение новой темы.

Веществ очень много, все они характеризуются определенными свойствами. Свойствами вещества называют признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой. Свойства характеризующие вещества бывают физическими и химическими.

К физическим свойствам относятся:

  1. Агрегатное состояние. Отгадайте загадку: «В одном состоянии вещество сохраняет форму и объем, в другом - сохраняет объем, но не сохраняет форму, в третьем состоянии вещество не сохраняет ни форму, ни объем. Назовите каждое из этих состояний»

    1. Твердое тело. Молекулы расположены очень плотно, в определенном порядке, на вершинах так называемых кристаллических решеток, и колеблются на месте.

    2. Жидкость. Молекулы не имеют определенного места, расстояния между молекулами такие, что они слабо связаны друг с другом, поэтому обладают свойством текучести.

    3. Газы. Молекулы вообще не связаны друг с другом и находятся на большом расстоянии друг от друга. Поэтому газы могут сжиматься.

  2. Цвет: основные 7 цветов радуги(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

  3. Вкус: сладкий, горький, соленый, кислый.

  4. Запах. Что произойдет если затронуть растение герань?

  5. Плавление.

    1. Опыт. Зажечь свечу. Что мы наблюдаем? (Тепло от пламени расплавит парафин, но, стекая вниз, он будет застывать)

    2. Опыт. Стальной стакан наполнил снегом и поставим на стол. Что мы наблюдаем? (На стенках стакана капельки воды, а в стакане от снега вскоре останется вода. Капельки воды на сосуде - это остывшие пары воды воздуха, а вода в стакане - это растаял лед)

  6. Плотность. Кто видел насекомое водомерку на поверхности воды?

    1. Опыт. Наполним сосуд водой и положим иглу на маленький лист бумаги очень тонкий и опустим его на воду. Что наблюдаем? (В начале бумага с иголкой лежит на поверхности, а затем бумага намокает и тонет)

  7. Ковкость. Опыт. Алюминиевую проволоку положим на подставку и постучим молотком. Что наблюдаем? (Проволока расплющилась на подставке)

  8. Твердость. Опыт. На столах два шарика: пластилиновый и стальной. Возьмите по очереди каждый шарик и попробуйте пальцами надавить на шарики. Что наблюдаете? (Пластилиновый шарик расплющился, а стальной остался без изменений. )

  9. Электропроводность. Демонстрация опыта. Опускаем электроды в растворы сахара, поваренной соли и спирта по очереди. Что наблюдаем? (Лампочка загорается в растворе с поваренной солью)

  10. Теплопроводность. Опыт. Нальем горячую воду в пластмассовый стакан и в железный стакан. Что наблюдаем? (Железный стакан горячий, а пластмассовый почти не нагрелся)

  11. Магнитные свойства. Опыт. Поднесем магнит к железным и алюминиевым стружкам и древесным опилками.

  12. Растворимость в воде

    1. Опыт. Песок и сахар растворяем в стакане с водой. Что наблюдаем?

Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называется диффузией. В переводе с латинского - растекание, распространение.

Опыт. В стакан на дно поместим несколько кристаллов марганцовки и осторожно нальем воды. Что наблюдаете? А что произойдет через несколько минут? Где распространение будет быстрее: в воздухе запаха или в воде красителя? (молекулы газа движутся гораздо быстрее, чем в жидкости).

Итак, сможем мы теперь ответить на вопрос: Полную ли характеристику статуэтке мы дали в начале нашего урока?

ДЗ:§31, опишите физические свойства 2-3 знакомых тебе физических тел.

Рефлексия.

Заполните второй ряд листа настроения. .

Литература

  1. Б.Ш.Абдиманова, А.В.Прищепина, Л.М. Фокина. Естествознание. Учебник для 5 класса. Алматы «Атамура», 2005г

  2. freeyaho.ru/clipartrastr/nauka-tehnologii/page/4/ ученик



© 2010-2022