КСП Класс насекомые, биология, 7класс

ТЕМА: Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития.ЦЕЛИ: способствовать развитию знаний по способам питания, передвижения,дыхания насекомых, основных способах размножения (бесполом и половом); выяснить особенности размножения и развития насекомых; дать понятия половой диморфизм, партеногенез, непрямое развитие (с неполным и полным метаморфозом), экологическая ниша.Развивающая:обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся; формирование умения формулировать выв...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
КСП Класс насекомые, биология, 7классКСП Класс насекомые, биология, 7классКСП Класс насекомые, биология, 7классКСП Класс насекомые, биология, 7классКСП Класс насекомые, биология, 7классКСП Класс насекомые, биология, 7класс

Урок № 33 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА: Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития.

ЦЕЛИ: способствовать развитию знаний по способам питания, передвижения,дыхания насекомых, основных способах размножения (бесполом и половом); выяснить особенности размножения и развития насекомых; дать понятия половой диморфизм, партеногенез, непрямое развитие (с неполным и полным метаморфозом), экологическая ниша.

Развивающая:обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся; формирование умения формулировать выводы, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, составлять таблицы; обогащать словарный запас учащихся; в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний в новые ситуации использовать дополнительный материал о развитии насекомых с полным превращением.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию у учащихся мировоззренческого понятия «познаваемость мира и природы»; использовать принцип ценностной ориентации: идеи о жизни как абсолютной ценности; убедить учащихся в наличии причинно-следственных связей, лежащих в основе функционирования организма; в целях физического и гигиенического воспитания следить за осанкой учащихся; для нравственного воспитания тактично создавать доброжелательную, рабочую атмосферу сотрудничества в течение всего урока, добиваться прилежного, добросовестного и активного отношения к учебному труду, выполнению заданий, соблюдения дисциплины, бережливого обращения с учебником.

Лаб.раб.№ 4 «Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы».

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Оборудование: интерактивное оборудование, презентация

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

Формирование групп- интерактивная игра «Атомы».

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Учитель произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды учителя. В определенный момент даю команду собраться в молекулы с таким числом атомов, которое нужно для дальнейшей работы.

Учащиеся занимают столы в том составе, в котором они закончили игру.

музыка

Знание

1 задание - систематика насекомых в царстве животных

2. задание-особености строения насекомых

Прием «думай в паре -делись»

Работа в группах

Выбор задания, составление по 2тонких,3 толстых вопроса

1задание -индивидуальная работа, работа на скорость

2 задание в парах

Понимание

Перекрестный опрос

Задают вопросы по пройденной теме

Работа в группах

Применение

3.задание- составить и заполнить таблицу - передвижение, питание, дыхание

Составление таблицы

Выбор единой формы таблицы






Глоссарий

Прослушивание ответов учащихся

Проблемный вопрос :Всем известные травные тли могут размножаться с невероятной быстротой. 15 поколений их меняется за лето (подсчитано, что в тех субтропиках, где около 300 теплых дней в году, потомство одной тли вырастает в 1013 раз). Мало того! Тлям свойственно размножаться без участия самца. Иногда несколько поколений сменяется, и только последующее дает самцов. Вот и получается, что самке-тле может быть от роду полтора месяца, а потомства у нее не сосчитать. И еще что удивительно! Тли живородящи, а точнее яйцеживородящи, потому что развитие каждой тли идет за счет желтка яиц, но в организме самки. Странные существа!

- О чем мы сейчас говорили? Попробуйте сформулировать продолжение темы урока (Предполагаемый ответ учащихся: размножение и типы развития насекомых).

Учитель раздает модульные основы. Запись темы в тетради, постановка цели: выяснить особенности размножения и развития насекомых; продолжить формирование умений работать с текстами, таблицами, рисунками. Приложение 1

Устная работа с модульной основой.

- Что такое размножение? (Предполагаемый ответ учащихся: воспроизведение себе подобных)

Половой диморфизм - сильное отличие самцов от самок.

Партеногенез - один из способов полового размножения, при котором развитие нового организма идет из неоплодотворенного яйца (например, у тли, пчел).

- Какие два основных способа размножения вы знаете? В чем их отличие? (Предполагаемый ответ учащихся: половое - с помощью половых клеток (гамет) и бесполое (из неспециализированных клеток тела))

Слово учителя: Обычным способом размножения у насекомых является половое размножение.

Половое размножение - размножение, в основе которого лежит оплодотворение, то есть слияние двух половых клеток (гамет) - женской и мужской.

- Как называются женские и мужские половые клетки, и в каких органах они созревают? (Предполагаемый ответ учащихся: женские гаметы - яйцеклетки - развиваются в яичниках самки, мужские гаметы - сперматозоиды - в семенниках самцов)

Ответы учащихся

Работа в группах

Анализ

Работая с учебником и приложением задание 3 составить схему развития насекомых

составление схемы развития насекомых

прием «Джексоу» - выбор спикера работающего в других группах - 10мин. Возврат спикера с пояснением

Синтез

Л.Р. №4 «Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы».




Выполнение работы

Работа по заполнению таблицы Особенности строения и образа жизни гусеницы и бабочки-капустницы

Работа в группах

Инструктаж по Т.Б.

Рефлексия

- Что нового узнал на уроке?
- Где испытывал трудности?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
- Где пригодятся эти знания?

Итог урока

5 4 3


Само, взаимооценивание .

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

- П -, 7кл,§43,с169-172,р1196кл§38,40,44,47все Повторите материал по изученной теме составьте тест из 10 вопросов, по 4 ответа, правильный один;

-Творческая работа: написать Эссе, сказку , на выбор учеников;

- составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

-Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему.КАКОВА РОЛЬ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Устно отвечаем на вопросы по тексту (на модульной основе):

  1. Тело взрослой бабочки покрыто хитином. Как вы думаете, есть ли хитин на стадии куколки, если есть, то каким он должен быть? (Предполагаемый ответ учащихся: в момент вылупления хитин крыльев мягок и податлив)

  2. Что происходит с крыльями на воздухе? (Ответ: пронизывающая крылья сеть жилок играет роль пневматических трубок. Нагнетая в них воздух, насекомое заставляет крыло полностью развернуться. Под действием воздуха хитин дозревает, становясь твердым и жестким. Сразу после этого жилки перестают быть распределительной сетью, становясь элементами прочности крыльев, на которые приходится основная нагрузка при полете. Дозревание хитина занимает несколько часов, и все это время бабочка сидит рядом с опустевшей шкуркой куколки, дожидаясь завершения чуда.


Приложение №1

Модульная основа по теме:

«Размножение и типы развития насекомых»

Цель: выяснить особенности размножения и развития насекомых; продолжить формирование умений работать с текстами, таблицами, рисунками.

1. Устная работа.

- Что такое размножение?

- Какие два основных способа размножения вы знаете? В чем их отличие?

2. Запишите определения под диктовку учителя:

Половой диморфизм - …………...

Партеногенез - ……………

3. Прослушав объяснение учителя, спишите:

Типы развития насекомых


Непрямое развитие Непрямое развитие

с неполным превращением, или с полным превращением, или

с неполным метаморфозом развитие с полным метаморфозом

несколько линек

Яйцо → личинка → имаго (взрослый Яйцо → червеобразная → куколка → имаго

(с чертами организм) личинка

взрослого (гусеница)

организма)

Например: кузнечик, саранча, тля. Например: бабочки, майский жук,

пчелы, мухи, комары, муравьи

4. Прочитайте текст

«Платье для Золушки»

Неподвижные стадии развития животных - яйца и куколки - чем-то сродни волшебному ящику фокусника. Вот лежит с виду неживой предмет, некоторое время с ним как будто бы ничего не происходит, но вдруг раздается тихий треск и открывается дверца в мир.

Героини греческого мифа Динаиды обречены до скончания времён наполнять бездонный сосуд.

Большинство бабочек успешно решают противоположную задачу, умещая в компактной замкнутой капсуле (куколке) то, что она никак не может вместить. Глядя на взрослое насекомое, невозможно поверить, что её огромные хрупкие крылья существовали уже внутри куколки. Нечто подобное проделывают разве что парашютисты, упаковывая свои купола. Но крылья бабочек - это не мягкий шелк, а жесткий хитин, который скорее сломается, чем согнется.

5. Устно ответьте на вопросы:

- Тело взрослой бабочки покрыто хитином. Как вы думаете, есть ли хитин на стадии

куколки, если есть, то каким он должен быть?

- Что происходит с крыльями на воздухе?

6. Самостоятельно заполните пропуски в таблице. Дополните вывод:




Особенности строения и образа жизни гусеницы и бабочки-капустницы


признаки

особенности

личинки (гусеницы)

взрослой бабочки (имаго)

I. Образ жизни:

1. питание

2. способ добывания пищи

3. способ передвижения

1. …………………

2. ………………...

3. …………………

1. питаются нектаром

2. …………………….

3. …………………….

II. Внешнее строение:

1. форма тела

2. окраска тела

3. ротовой аппарат

4. число усиков

5. число пар ног

6. число пар крыльев

7. отделы тела

1. червеобразная

2. сине-зеленая, с желтыми полосками и темными пятнами

3. …………….....

4. нет

5. три пары грудных членистых ножек

6. ……………….

7. голова, грудь и длинное брюшко

1. удлиненная

2. мучнисто-белая с темными углами на передней паре крыльев

3. ………………......

4. ……………………

5. ……………………

6. ……………………

7. ……………………

III. Органы дыхания

…………… (как у кольчатых червей)

…………………….

IV.Выводы:

  1. ………………………………. (отличаются ли и в какой мере гусеницы бабочек от взрослых насекомых по строению и образу жизни; кого напоминают гусеницы?).

  2. Личиночные формы бабочек занимают другую экологическую нишу по сравнению с взрослыми насекомыми (т.к. живут в иных условиях и имеют другие источники питания), что снижает конкуренцию за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида

7. Домашнее задание:

Подготовить ответ на вопрос:

КАКОВА РОЛЬ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Готовая таблица

признаки

особенности

личинки (гусеницы)

взрослой бабочки (имаго)

I. Образ жизни:

1. питание

2. способ добывания пищи

3. способ передвижения

1. питаются зелеными частями растений

2. скоблят растения, медленно переползая

3. с помощью ножек

1. питаются нектаром

2. высасывают нектар хоботком

3. с помощью крыльев

II. Внешнее строение:

1. форма тела

2. окраска тела

3. ротовой аппарат

4. число усиков

5. число пар ног

6. число пар крыльев

7. отделы тела

1. червеобразная

2. сине-зеленая, с желтыми полосками и темными пятнами

3. грызущий

4. нет

5. три пары грудных членистых ножек

6. нет

7. голова, грудь и длинное брюшко

1. удлиненная

2. мучнисто-белая с темными углами на передней паре крыльев

3. сосущий

4. 1 пара

5. 3 пары

6. 2 пары

7. голова, грудь, брюшко

III. Органы дыхания

Через кожу всей поверхностью тела (как у кольчатых червей)

трахеи

IV.Выводы:

  1. Гусеницы бабочек резко отличаются по строению и образу жизни от взрослых насекомых и напоминают своих предков - кольчатых червей (отличаются ли и в какой мере гусеницы бабочек от взрослых насекомых по строению и образу жизни; кого напоминают гусеницы?).

  2. Личиночные формы бабочек занимают другую экологическую нишу по сравнению с взрослыми насекомыми (т.к. живут в иных условиях и имеют другие источники питания), что снижает конкуренцию за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида


© 2010-2022