• Преподавателю
  • Биология
  • Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии в рамках модернизации образования

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии в рамках модернизации образования

            Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке.  В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования  положен системно-деятельностный подход, который отра...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии в рамках модернизации образования


Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.

Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе являся обучение с использованием дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.

Дистанционное обучение (ДО) - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль над усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.

Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.

Особенностью содержания обучения с ипользованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них.

Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет "пришли" почти в каждый дом.

С 2004 года в нашей школе создан и работает мультимедийный центр (ММЦ), электронная библиотека которого постоянно пополняется, с 2006 года функционирует единая локальная сеть Интернет, с 2010 года школа включена в программу дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя школы проходят разнообразные курсы повышения квалификации по дистанционному обучению.

Использование в биологии дистанционных образовательных технологий я применяю в урочной и внеурочной деятельности:

  • при планировании и проведении уроков;

  • в проектно-исследовательской деятельности;

  • в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

  • в работе с одаренными детьми;

  • в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (на соревнования или в санатории);

  • в проведении консультаций при подготовке к ГИА и ЕГЭ;

  • во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета;

  • при проведении дистанционных курсов.

С января 2013 года на своем сайте geor-bio-11.ucoz.ru/# я создала страничку «дистанционное обучение», в которую сначала включила 8А класс по биологии по «Программе 2100», а с сентября 6 - 11 классы. На странице каждого класса вывешены тематики уроков на весь год с домашними заданиями. Если обучающийся пропустил уроки, он может в любое время зайти на сайт на страничку класса и посмотреть тематику пропущенных уроков и домашних заданий. В домашние задания включены электронные образовательные ресурсы практических и контрольных модулей. Ребята выполняют задания, делают скриншот с экрана монитора и высылают его на мою электронную почту. Кроме ЭОР практического и контрольного модулей я включаю в темы уроков ресурсы информационных модулей, что позволяет учащимся получить более глубокие и дополнительные знания по изучаемой теме.

Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений системно-деятельностного подхода в образовании. Она гармонично дополняет классно-урочную систему, тесно связана с практиой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, саморазвиваться и самореализоваться. Введение проектов я начинаю с детьми уже в 5 классе в курсе природоведения. Например, при проведении экскурсии по теме «Природа живая и неживая (пришкольный двор)», после проведения инструктажа класс делится на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание и свой участок щкольного двора, на котором она работает. Отчет по экскурсии ребята создают в электронном виде с использованием фотографий или рисунков места проведения экскурсии, растений, животных, элементов неживой природы, встречающихся на участке и краткого описания выбранного объекта живой природы (растения или животного). При оформлении отчета ребята общаются друг с другом и со мной через электронную почту или социальную сеть «одноклассники.ру». Я показываю, как прикрепить и отправить файл с отчетом по электронной почте, если есть недоработки, вместе с детьми редактируем работу. Выполнение такого проекта требует много времени, т.к. у детей нет еще навыков работы с компьютером и сетью Интернет. Однако это позволяет развивать у ребят коммуникативную и информационную компетентности, что является очень важным в рамках современной школы, а так же привлечь их к использованию компьютера как инструмента образовательного процесса, а не только для развлечения и игр.

В старших классах ребята занимаются созданием индивидуальных проектов по различным темам биологической направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Акулы. Скаты. Химеры», «Аквариумные рыбки», «Бабочки», «Двоякодышащие рыбы», «Воробьинообразные», «Непарнокопытные», «Витамины», «Закаливание и его значение», «Влияние курения на здоровье», «Работы Мичурина по селекции», «История развития генетики», «Полисахариды», «Белки» и другие. При выполнении таких проектов моя роль - это учитель-консультант. Мы общаемся через электронную почту и Скайп., мини-чат на моем сайте geor-bio-11.ucoz.ru/#. Если ребенок работает в данном направлении в системе, то к старшей ступени образования у него практически не возникают трудности в поиске информационных источников, оформления презентации и представления своего проекта. Однако большинство школьников слабо включаются в работу по созданию проектов-презентаций, поэтому при обучении на третьей ступени образования у них возникают трудности.

В 2012-2013 учебном году в профильной группе 11 класса проведение элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность» было основано на использовании дистанционных технологий обучения биологии. В курсе использовались технологии учебного проектирования и исследовательского обучения, которые являются технологиями деятельностного подхода, что и соответствует программе модернизации образования.

С февраля 2011 года я работаю по программе дистанционного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Центра образования «Технологии обучения» Московского института открытого образования (iclass.home-edu.ru/).

Учебный год

ФИ учащегося

Класс

Школа

Предмет


2010-2011

Исаев Али

4

МБОУ СОШ №29

Русский язык

Чесноков Владислав

7

МБОУ СОШ №29

Биология: Животные.

Якимов Владислав

8

МБОУ СОШ №29

Биология

2011-2012

Исаев Али

5

МБОУ СОШ №29

Естествознание

Чесноков Владислав

8

МБОУ СОШ №29

Биология

Якимов Владислав

9

МБОУ СОШ №29

Биология: Общие закономерности жизни

Смирнов Константин

10

МБОУ СОШ №6

Общая биология

2012-2013

Савельев Олег

5

МБОУ СОШ №29

Естествознание

Исаев Али

6

МБОУ СОШ №29

Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники.

Чесноков Владислав

9

МБОУ СОШ №29

Биология: Общие закономерности жизни

Якимов Владислав

10

МБОУ СОШ №29

Общая биология;

Органическая химия

Смирнов Константин

11

МБОУ СОШ №6

Общая биология

Галустян Алина

9

Гимназия №2

Биология: Общие закономерности жизни;

Неорганическая химия

Чеботаев Даниил

11

МБОУ СОШ №4

Общая биология;

Общая и неорганическая химия

В начале учебного года составляю единое тематическое планирование с учетом часов, отведенных на индивидуальное обучение по данному предмету на дому для каждого ребенка и расписание занятий. Уроки проводятся через Skype и видеосвязь. Я не только слышу и вижу ребенка, но и могу проследить за выполнением письменного задания во время урока. Дистанционные уроки включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе of-line и on-line. На выполнение теста в ходе урока дается 2 попытки и выставляется средняя оценка. По окончании четверти или полугодия проводится контрольное тестирование, на которое дается только одна попытка. Выполнение домашнего задания связано с отправкой не только электронного файла, но и бумажного носителя через сканирование и прикрепление его к заданию. Если задание выполнено с ошибками или не полностью, то ребенок после проверки и замечаний учителя может отредактировать и отправить повторно свою работу.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.

Анализ учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Учебный год

ФИ учащегося

Класс

Предмет


Итоговая оценка

2010-2011

Исаев Али

4

Русский язык

5

Чесноков Владислав

7

Биология: Животные.

4

Якимов Владислав

8

Биология

3

2011-2012

Исаев Али

5

Естествознание

5

Чесноков Владислав

8

Биология

4

Якимов Владислав

9

Биология: Общие закономерности жизни

3

Смирнов Константин

10

Общая биология

4

2012-2013

Савельев Олег

5

Естествознание

5

Исаев Али

6

Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники.

5

Якимов Владислав

10

Общая биология;

Органическая химия

4

3

Смирнов Константин

11

Общая биология

4

Галустян Алина

9

Биология; Общие закономерности жизни;

Неорганическая химия

5

5

Чеботаев Даниил

11

Общая биология;

Общая и неорганическая химия

4

4

Следующим направлением для реализации дистанционных технологий является работа с одаренными детьми. Каждый учитель стремится привлечь все больший круг детей в свой предмет. Главной целью моей педагогической деятельности является создание условий для подготовки школьника к непрерывному образованию и развития его конкурентоспособности в современных рыночных условиях. А этому способствует привлечение ребят к участию в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и проектах краевого, российского и международного уровнях:

- Всероссийская дистанционная игра по биологии «Biocom»,

- Всероссийский сетевой проект «Юные Тимирязевцы»,

- Всероссийские олимпиады школьников МГУ «Ломоносов» и «Будущие исследователи - будущее науки»,

- Общероссийская олимпиада «Интелект»,

- Всероссийские конкурсы «Мультитест» и «Олимпус» по биологии и химии,

- Международная Олимпиада по основам наук (г.Екатеринбург).

В марте 2013 года мы с группой ребят впервые приняли участие в Международном конкурсе презентаций на английском языке «Global Science» - 2013». На конкурс были представлены четвре исследовательских проекта: «North Ossetia Wildlife Park» - Леонченко Е. (8 класс), «Water Resources of Stavropol Region» - Бабаевой К. (9 класс), «The Quality of the market milk in the town of Georgievsk» - Дряевой К. (9 класс) и «Quality of drinkable water in town of Georgievsk and Georgievsk district, Stavropol region» - Ефановой В. (11 класс). Все проекты удостоены Дипломами победителей второй степени.

Ежегодно мы с детьми участвуем в научно-исследовательской деятельности экологической направленности. В 2012 - 2013 учебном году авторы пректов «Изучение качества питьевой воды, поступающей через систему водоснабжения города Георгиевска» - Ефанова В. и Строева О. (11 класс) и «Изучение влияния моющих средств на развитие микрофлоры» - Горохов И. (8 класс) и Горохова Ю. (7 класс) награждены дипломами «Хранители Земли» 5 ступени (3 место) на IX Всероссийском конкурсе научно-исследовательских проектов «Человек на Земле». Участие детей в таких мероприятиях не только расширяет и углубляет знания и умения по предмету, но и способствует совершенствованию их ИКТ-компетентности.

При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям, а ориентаци в биологическом материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором. Спецификой такого обучения биологии является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников - биологических трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.

Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью в предметные недели проводятся интеллектуальные игры, КВНы, блиц-турниры, экологические беседы и акции при подготовке и организации которых используются дистанционные технологии. Среди мероприятий, проведенных в рамках предметных недель хочется отметить следующие: «Правильное питание - залог здоровья» - крок-КВН, «Курение - польза или вред?» - лекция-беседа, «Алкоголизм и гаркомания - это привычка или заболевание?» - конференция, «Выбираем здоровый образ жизни» - репортаж и другие.

Использование дистанционных образовательных технологий перспективно для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, консультаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ, обеспечивает учащихся разнообразными современными средствами обучения:

  • компьютерные обучающие программы:

bestfree.ru/s_obraz.php, softp.ru/i197803, playslon.ru/index.php?newsid=993,

katushka.net/groups/other/2245/

  • электронные учебные пособия:

alleng.ru/edu/bio4.htm,

elkniga.ucoz.ru/index/biologija/0-106, labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=297&id_cat=598, 314159.ru/ebio.htm, kurokam.ru/load/predmety/biologija/31;

  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний:

biouroki.ru/test/,

ege.yandex.ru/biology/,

samsdam.net/biology/,

onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Biology-8/Default.aspx,

alleng.ru/edu/bio2.htm,

banktestov.ru/test/education/biologiya/,

uchportal.ru/load/78,

school-collection.edu.ru. moeobrazovanie.ru/sobitiya/online_test/biologiya/;fcior.edu.ru/.

  • электронные справочники:

ph4s.ru/book_ab_sprav.html,

nashol.com/tag/spravochnik-po-biologii/,

bioaa.info/,

bioword.narod.ru/,

4ege.ru/biologi/555-spravochnik-shkolnika-po-biologii.html;

  • учебные аудио и видеоматериалы:

video.yandex.ru/#!/search?text,

interneturok.ru/ru/uroki-biologii,

qibet.ru/kniga/uchebnik.

Перечисленные средства обучения безусловно способны повысить качество знаний обучающихся, ускорить изучение, усвоение учебного материала и контроля знаний, дают неоспоримую возможность в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Об этом говорят результаты, полученные при сдаче экзамена по биологии в выпускных классах в этом году:

Результаты государственного итогового экзамена (ГИА) по биологии

за курс основной школы в 2013 году

ФИ учащегося

Набранный балл

Набранный %

Оценка

1

Дряева Кристина

41

95,3

5

2

Корочинская Валерия

41

95,3

5

3

Космычев Владимир

39

90,7

5

4

Ромашкин Дмитрий

34

79,1

4

5

Чеботарев Кирилл

39

90,7

5


Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии в 2013 году

ФИ учащегося

первичный балл

Тестовый балл

1

Байметова Татьяна

51

72

2

Ефанова виктория

62

84

3

Каракай Надежда

44

65

4

Колесников Игнат

66

95

5

Кукатова Виктория

52

71

6

Павлова Кристина

48

67

7

Пожидаева Вера

52

71

8

Смирнов Александр

53

76

9

Шерстнева Анна

46

67

В феврале 2012 года я прошла курсы повышения квалификации по теме «Программы повышения квалификации региональных тьютеров основной школы - химия и биология для тьютеров». В апреле как тьютер провела курсы по программе дистанционного обучения учителей химии города и района по теме «Знакомство с электронными образовательными ресурсами» (для химиков).

В своей учебно-методической деятельности я постоянно применяю дистанционные технологии, повышаю ИКТ-компетентность. В этом мне помогает участие в форумах и веб-семинарах с российскими коллегами на сайтах - tana.ucoz.ru/load/237, nsportal.ru/ user/104086). Так же я являюсь участником видеоконференций и интернет-семинаров, прово-димых Всероссийским интернет-педсоветом в рамках Второго Международного фестиваля деятелей образования.

Хочу отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:

  • во-первых, это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

  • во-вторых, это повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;

  • в-третьих, это оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;

  • в-четвертых, это доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;

  • в-пятых, это возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;

  • в-шестых, это повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

  • в-седьмых, это практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения.

Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.


Литература

1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. - М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.

2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

3. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

Шмыкова Ирина Апполинарьевна

учитель биологии и химии МБОУ СОШ №29 города Георгиевска Страница 10


© 2010-2022