• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)»

Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

«Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Цель урока

Познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Задачи урока:

Воспитывающая - воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу.
Обучающая - познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке; продолжить формирование умения работать с микроскопом; продолжить формирование умений готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами, происходящими в клетке, фиксировать результаты наблюдений.

Планируемые результаты

Предметные: научиться описывать основные процессы жизнедеятельности клетки, наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов; представление о клетке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения применять полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Познавательные УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме..

Тип урока

урок открытия нового знания

Основные понятия

Жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Питание. Дыхание.

Межпредметные связи

Литература, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2014. - 141 с.

- презентация

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.



Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап.

Организационный момент.

рефлексия

активизация учащихся

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Дети рассаживаются по местам и настраиваются на работу.

2 этап.

Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Закрепить знания по пройденной теме.

Учитель просит назвать тему прошлого урока.

На основной доске даны названия двум схемам. Ваша задача дописать схемы предложенными материалами с вспомогательной части доски. По 1 или 2 элементу каждому ученику.

Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Эл. прил.

Назовите основные части клетки.
На доске:

Соотнесите части клетки и функции.

Чем отличается животная клетка от растительной клетки?

Дети отвечают: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.


Ученики по очереди выходят к доске, дописывают схему и комментируют свои ответы.

Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;

3 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

Сможете ли вы сейчас до изучения новой темы сказать: «Клетка относится к живым или не живым организмам?»

Правильно ребята, конечно же, мы не можем ответить на данный вопрос сейчас, но сможем ответить на него в конце урока

Как доказать, что клетка живая? (нужно изучить жизнь клетки).

Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Жизнедеятельность клетки».

Итак, мы отправляемся в путешествие по клетке, клетка - очень сложная структура, содержит много органоидов, с ними вы уже знакомы, а какова же цель нашей «экскурсии» сегодня?


Дети вместе с учителем формулируют цель урока Учитель подводит к постановке цели - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма. (Изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножении).

Что мы должны сделать, чтобы в конце урока мы достигли поставленной цели. Определим задачи, которые мы будем решать.

Дети вместе с учителем формулируют задачи урока.

Устно размышляют и отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока), а также способы достижения цели.

Личностные: осознавать единство и целостность мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и понимать речь других людей.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Подумаем, какие процессы характеризуют жизнь?

(По мере называния детьми процессов учитель записывает на доске схему)

ЧТехнологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».то знаем? Что должны узнать?

Питание что нужно для жизни клеток?

Рост

Развитие

Размножение

Дыхание
Попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Что необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание)

А откуда берутся питательные вещества в растении?

(из воздуха и почвы)

Благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулируется поступление веществ)

Записать в рабочую тетрадь.

Питание - когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку?

Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы.

Видеофрагмент 2.

Сейчас самостоятельно запишите в рабочих тетрадях «Значение движения цитоплазмы». Движение цитоплазмы - передвижение питательных веществ и воздуха в клетке.

Т.е. благодаря движению цитоплазмы осуществляется еще один процесс жизнедеятельности клетки - дыхание. Запишите в рабочих тетрадях. Дыхание - поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа.

Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Видеофрагмент 3, 4.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам.

Ребята, что произойдет, если межклеточное вещество разрушится и в каких случаях это происходит? Прочитайте в учебниках.

Сформулируйте определение, что такое межклетники. Межклетники - пространство между клетками, заполненное воздухом - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Записать в тетрадь.

Какой можно сделать вывод из рассказа?


Учащиеся называют основные процессы жизнедеятельности клетки.




Записывают определение в тетрадь.


Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные: уметь выдвигать версии

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей







Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения владеть смысловым чтением.
Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

5 этап.

Физкультминутка.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

6 этап.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Учитель дает учащимся самостоятельное задание: «Верное - неверное утверждение». Комментирует его: В тетрадях вы рисуете прямую, делите ее на 6 отрезков, нумеруете каждый отрезок. Если утверждение верно, то над отрезком рисуете треугольник, если не верно, ставите прочерк. На выполнение я даю вам 6 минут. Учитель засекает время и следит за выполнением задания.

После истечении времени учитель просит учащихся обменяться тетрадями с соседом и проверить работу.

Ответы к самостоятельной работе:

1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 +; 5 - ; 6 +.

  1. Живая клетка обладает способностью расти, т. е. увеличиваться в размерах.

  2. Движение цитоплазмы - передвижение воздуха в клетке.

  3. Межклеточное вещество - пространство между клетками, заполненное воздухом - образуются в результате его разрушения и округления клеток.

  4. Питание - когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.

  5. Клетка не взаимосвязаны друг с другом.

  6. Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой - это обмен веществ

Учащиеся выполняют самостоятельное задание.

Обмениваются тетрадями. Проверяют друг у друга работы.


Комментируют правильные ответы.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

7 этап.

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Ребята, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос: «Клетка относится к живым или не живым организмам?».

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- Да, клетка является живым организмом, так как в ней происходят процессы, свойственные только живым организмам: дыхание, питание, движение цитоплазмы, рост, размножение.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

8 этап.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

А, сейчас ребята поделись тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Спросить детей по желанию, устно.

Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения, которое совпадает с вашим мнением.

Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.

- Что такое жизнедеятельность клетки, движение цитоплазмы, дыхание, питание, что клетка является живым организмом.


Ребята оценивают свою работу и ставят оценку учителя в тетрадь.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

9 этап.

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум

  • Повышенный

  • Творческий

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) §9 ответить на вопросы в конце параграфа.

2) Написать небольшой рассказ на тему «Что такое клетка?»

3) сделать модель «Строение клетки»

10 этап.

Рефлексия

Итог урока

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам ребята за урок!

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.



© 2010-2022