Технологическая карта урока по биологии. 6 класс. Дыхание животных

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Тема урока: дыхание животных

Цель и задачи урока для ученика

Цель и задачи урока для учителя

Формируемые на уроке УУД

Цель: познакомиться с особенностями процесса дыхания животных

Цель: познакомить учащихся с особенностями процесса дыхания животных

Познавательные

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Регулятивные

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Задачи:

- на знание: знать компоненты дыхательной системы животных; типы дыхания животных;

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с компонентами дыхательной системы животных, с типами дыхания животных; установить взаимосвязь понятиям: альвеолы, жабры, трахеи, дыхальца; рассмотреть разные типы дыхания животных, представителей; оценить их роль в природе; оценить роль кислорода для дыхания животных; определять значение дыхания в жизни человека.

- на понимание: давать определение понятиям: альвеолы, жабры, трахеи, дыхальца.

-на применение: называть представителей Царства Животные с различными типами дыхания.


- на анализ:

- развивающие:

продолжить формировать умения и навыки различать типы дыхания, развивать умения слушать, выделять главное, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.


- на синтез:


- на оценку: оценить значение кислорода в дыхании животных; оценить роль каждого типа питания животных; определять значение дыхания в жизни человека.


- воспитательные:

продолжить работу по воспитанию культуры труда посредством обучения правильного и грамотного составления учебного конспекта.


2. Тип урока: урок открытия нового знания.

3. Вид урока: комбинированный урок.

4.. План урока

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

2

Словесный , наглядный

Презентация

Проверка Д/З или актуализация знаний

5

Словесный

Изучение нового материала

20

Частично-поисковый, наглядный, словесный

Учебник, презентация, иллюстрации

Закрепление

10

Словесный, наглядный

Презентация

Д/З

5

Словесный, наглядный

Презентация

Рефлексия

3

Частично-поисковый

презентация

5. Деятельность учителя и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие, отметить присутствие учащихся, рассказ о новой теме, план урока, задачи и цели урока. (1-3 слайд)

Проверка Д/З или актуализация знаний

Начнем с проверки Д/З. (письменный опрос) (4 слайд)

Дайте определение «дыханию»?

Какие функции выполняет дыхание в жизни растений?

Какие приспособления имеются у растений для процесса дыхания?

Дайте определения терминам: « устьица», «чечевички», «воздушные корни» и сделайте зарисовки этих компонентов (за дополнительные баллы).

Актуализация:

Предлагается вопрос: (5 слайд)
Человек может жить без пищи 40 суток, без воды-2 недели, а без воздуха погибает через 5 минут. Почему?

На самом деле, наша кровь насыщена кислородом и как только начинается кислородное голодание, первым делом страдает головной мозг, т.к. в него начинает поступать кровь ненасыщенная кислородом, без этого головной мозг не способен существовать и через 5 минут человек просто напросто умирает. Максимальное время может достигать 9 минут у тренированного человека, например, у дайверов, т.к. они постоянно тренируют своё дыхание.





Учащиеся предлагают свои варианты ответа

Изучение нового материала

Эксперимент: задержите дыхание на 20-30 секунд. Каковы ощущения?

Возможно, у некоторых начала кружиться голова, это говорит о недостатке кислорода в головном мозге.

А зачем всем живым организмам для дыхания нужен именно кислород? (6 слайд)

Кислород, которым мы дышим, используется для протекания важных химических реакций, в результате которых освобождается энергия. Эта энергия используется для осуществления важных процессов жизнедеятельности.

Дыхание растительных организмов мы с вами уже изучили, сегодня приступим к дыханию животных.

Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают в разных средах - воздушная, водная, наземная, почвенная. Дышат все живые организмы, т.к. для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, который нужен в организме для осуществления важных и жизненных химических реакций. В результате химических реакций выделяется энергия, которая используется на построение организма: рост, развитие, размножение, дыхание и др.

Как вы думаете, каким образом в организм попадает кислород? (7 слайд)

Органы дыхания на примере млекопитающих:

У млекопитающих по сравнению с их предками - она сильно усложнилась. Воздух, проходя через носовую полость, которая имеет чрезвычайно сложное строение, нагревается и в значительной степени очищается от различных твердых примесей. Благодаря развитию твердого и мягкого нёба воздухоносные пути отделены полностью от ротовой полости и воздух все время беспрепятственно поступает в организм. Длинная трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие и распадаются на множество все более тонких трубочек - бронхов и бронхиол. Последние заканчиваются тонкостенными воздушными мешочками, на стенках которых имеются многочисленные легочные пузырьки - альвеолы. Эти пузырьки густо оплетены кровеносными капиллярами. Количество альвеол велико и измеряется миллионами. Следовательно, поверхность соприкосновения их с капиллярами, через которую происходит обмен газами, весьма обширна. Дыхательная поверхность легких пресмыкающихся в несколько раз меньше.

Легкие млекопитающих по размерам превосходят те же органы птиц и в отличие от них не прирастают к внутренним стенкам грудной клетки.

При выдохе легкие сжимаются. Изменение объема грудной клетки осуществляется быстро благодаря хорошо развитым мышцам, поднимающим ребра, и диафрагме. Кожное дыхание у млекопитающих вследствие ороговения верхнего слоя кожи существенной роли не играет; через нее поглощается около 1 % кислорода, потребляемого этими животными. Незначительное количество последнего по ступает в организм млекопитающих и через слизистую оболочку верхних дыхательных путей.

Млекопитающим присущ легочный тип питания. Но существуют и другие типы дыхания. (8 слайд)

1. Клеточное дыхание

2. Трахейное дыхание

3. Жаберное дыхание

4. Легочное дыхание

5. Кожное дыхание

1) Клеточный тип. (10слайд)

Самый простой тип дыхания. Характерен, как для одноклеточных животных (амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных - кишечнополостные (гидра, медузы) и некоторые черви.

Сущность клеточного типа дыхания - живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, которая необходима для жизни животного. В результате дыхания образуется углекислый газ, который выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Почему кишечнополостные животные не могут жить в грязной воде?





2) Трахейный тип. (11 слайд)

Этот тип дыхания характерен для насекомых. Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий - дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки - трахеи. При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Если понаблюдать за майским жуком, то можно заметить, как его брюшко, то уменьшается, то увеличивается в объеме. Это дыхательные движения.

3) Жаберный тип. (12 слайд)

Этот тип дыхания характерен для многих водных обитателей (рыбы, раки, моллюски).

Разберем жаберный тип дыхания на примере рыб. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде с помощью особых разветвленных кожных выростов - жабры. Все время находясь в воде, рыбы постоянно заглатывают воду. Вода, попадает в ротовую полость, затем проходит через жаберные щели, омывает жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры имеют довольно сложное строение: они состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

5) Кожный тип. (13 слайд)

Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных - это лягушки, жабы, саламандры и др. Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.

Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде - лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание.

Кожное дыхание характерно и для человека. Дыхание осуществляется через поры кожи. Поэтому важно знать, что одежду нужно подбирать и носить из натуральных тканей (хлопок, лен), чтобы не затруднять процесс дыхания.

Задерживают дыхание по команде учителя. Рассказывают о своих ощущениях после задержки дыхания.

Предположительный ответ





С помощью органов дыхания











В ходе рассказа учителя, обучающиеся самостоятельно в тетради заполняют таблицу (прил.1) (10 слайд)





Растворенные в воде питательные вещества и кислород они поглощают всей поверхностью тела, если вода будет грязной, то в полость тела попадет грязь

и организм погибнет.

Закрепление

После заполнения таблицы учащиеся ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.

Просмотр видеофрагмента «Тайны дыхания человека» - до 6.57 минуты. (14 слайд)

После просмотра фильма определить зависимость между (фронтальный опрос): (15 слайд)

Самочувствием человека и дыханием;

Дыханием и настроением человека, его высшей нервной деятельностью;

Дыханием, молодостью и здоровьем человека;

Дыханием и продолжительностью жизни;

Определить, в чем заключается парадокс кислорода.

Во время просмотра фильма записывают 4 тайны дыхания человека, их суть.

Д/З

Подготовиться к самостоятельной работе по темам: Питание и пищеварение; дыхание растительных и животных организмов. + дополнительно по желанию: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания. (16 слайд)

Рефлексия

Заполнение табл.2 (17 слайд)

6. Вывод по уроку: сегодня на уроке мы с вами познакомились с особенностями дыхания животных: узнали, из чего состоит дыхательная система человека; что существует 5 типов дыхания; познакомились с такими понятиями как: альвеолы, дыхальца, трахеи, жабры; оценили значение кислорода в дыхании животных и разных типов дыхания в природе.

7. Приложения

Таблица 1.

Тип дыхания

Органы дыхания

Организм

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

Таблица 2.

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать




© 2010-2022