Образовательная программа Экология Дона

Образовательная программа «Экология  Дона» предназначена для занятий по дополнительному образованию с детьми  10-12 лет в течении 2-х лет. Она включает в себя знания по охране окружающей среде, основы краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведения творческих мероприятий. Программа направлена на познание природы родного края. Это достигается   путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите;вовлечение детей в практическую деятельность по реш...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования города Ростова-на-Дону

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр г. Ростова-на-Дону


Согласовано Утверждаю

На заседании МС ДЭБЦ Директор ДЭБЦ

Протокол№_____ Г.И.Павлюченко

От «____»_______20____г. ________________

«_____»__________20___г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« ЭКОЛОГИЯ ДОНА »


Программа для детей 10-12 лет. Срок реализации 2 года.




Педагог дополнительного образования

Галина Викторовна Пономарева.








г. Ростов-на-Дону

2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка……………………………..... 3 стр.

II. Учебно-тематический план и содержание

тем 1-го года обучения……………………………...9 стр.

III. Учебно-тематический план и содержание

тем 2-го года обучения……………………………..21 стр.

IV. Определение результативности программы………30 стр.

V. Перечень необходимого наглядного,

дидактического и раздаточного материалов…… 31стр.

VI. Литература………………………………………… 31 стр.

VII. Приложение 36 стр.










I. Пояснительная записка.

Программа «Экология Дона» предназначена для занятий по дополнительному образованию с детьми 10-12 лет в течении 2-х лет. Она включает в себя знания по охране окружающей среде, основы краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведения творческих мероприятий.

Программа направлена на познание природы родного края. Это достигается

путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите;

вовлечение детей в практическую деятельность по решению проблем

окружающей среды местного значения, агитационную деятельность

(Экологические акции очистка территории, пропаганда экологических

знаний листовки, газеты, рисунки, фотогазеты).

Программа создает условия для формирования экологического типа мышления, совершенно необходимого для гражданина III тысячелетия.

Цель, задачи.

Цель программы - формирование экологического сознания ребёнка с помощью изучения экологического состояния города и края.

Вовлечение детей в природоохранную деятельность родного края и научить заботится об окружающей их природе.

Задачи программы:

  1. Привить интерес к проблемам окружающей среды района, города.

  2. Выработать систему знаний об экологических проблемах современности и путях их решения.

  3. развивать практические умения и навыки.

  4. Привить интерес к проблемам окружающей среды района, города.

  5. Сформировать нравственные экологические позиции личности, развить у детей личного экологически - ориентированного опыта по взаимодействию с окружающей средой, а так же активное отношение к своему здоровью.

  6. включение детей в экологическое движение по изучению и улучшению экологического состояния среды района, города, области;

  7. Воспитать экологическую культуру учащихся.

  8. Воспитывать учащихся в духе ответственности за окружающую среду.

Особенности программы, её новизна.

Региональный компонент. Каждый год обучения по программе содержит экологические сведения о Донском крае, начиная с факторов среды и их влияния на человека в нашем регионе (1 год), далее, изучаются техногенные и экологические формы воздействия человека на природу края (2 год), затем, уделяется внимание разнообразию экосообществ края, природоохранной деятельности на Дону.

Экология города Ростова-на-Дону рассматривается согласно тематике каждого года обучения как яркий пример урбанизированного компонента региона, наиболее близкий городскому ребёнку, жителю Ростова.

Прогнозируемый результат.

Деятельность по освоению знания выстраивается на занятиях таким образом, чтобы дети постигали не просто факты науки, но также осознавали, ради чего человечество постоянно стремилось и продолжает идти по пути расширения своих представлений о мире и закономерностях, возникающих в нем. В результате формируются умения прогнозировать последствия производимых действий, умения предугадывать пути развития событий на основе владения определенной исходной информацией. Образовательная информация усваивается в процессе активного приобретения собственного жизненного опыта.




В результате обучения по программе ребята смогут овладеть следующими знаниями и умениями:


Год обуч.

ЗНАТЬ


УМЕТЬ

1

Что изучают наука: экология,

значение научных понятий: биосфера, вид, экосистема.

Отличительные особенности живой и неживой природы.

Особенности климатических условий и сезонные изменения в Ростовской области.

Особенности растений позволяющие им произрастать в городе.

Работать с картой Ростовской области; составлять таблицы, схемы-рисунки экологического содержания для обобщения материала, выведения логической взаимосвязи; составлять композиции из простого природного материала - сухие листья, лепестки цветов; выполнять совместно с коллективом экологические, творческие и информационные проекты и мини-исследования; оформлять экологический плакат, листовку, аргументировать выбор решения; выступать в театрализованных сценках, изготавливать кормушки для птиц.

2

О разнообразии влияния человека на окружающий мир; значение научных понятий: природные ресурсы, экологический кризис, утилизация отходов, экологический взрыв, смог, экологическая катастрофа, экологический оптимум; по какому принципу разделены отходы деятельности человека; что собой представляет вторичное использование ресурсов, экологическое прогнозирование, рациональное природопользование.

Проводить исследования воды, почвы, территории возле школы, парковых зон, эко-информационное исследование экологического состояния области как коллективно, так и индивидуально, в зависимости от желания участника; проводить индивидуальные наблюдения за своим здоровьем и здоровьем своих близких; реализовывать экологические, составлять фантастические проекты о возможностях взаимодействия Человека и Природы как коллективно, так и индивидуально, в зависимости от желания участника; проводить экологические конференции с участием ребят других классов; вести дискуссию, активно участвовать в диспутах на экологическую тематику, в тематических вечерах, круглых столах; благоустраивать экологически грамотно своё ближайшее окружение - жилище, учебная комната.

Применяемые педагогические технологии.

Для разработки программы были изучены типовая программа для внешкольных учебных заведений «Юный эколог» и программа преподавателя дополнительного образования Орловой Г.А. « Природа - это мы» .

В соответствии с возрастными особенностями были выбраны ведущие технологии экологического образования: технология обучения в сотрудничестве, технология исследовательского обучения, технология проектного обучения, проблемная дискуссия и игра.

Обучение в сотрудничестве (как один из вариантов - обучение в команде) - одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования. Создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Благодаря общности цели и задач успех команды зависит от вклада каждого, что стимулирует, с одной стороны, индивидуальную ответственность каждого перед группой, а с другой - ответственность группы за каждого. Главная идея обучения - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Исследовательская деятельность основана на реализации принципов экологического образования и предполагает обратную последовательность цепи обучения: действие (основанное на минимальном опыте) - наблюдение - обучение. В технологии моделируется процесс научного исследования: наблюдение, сбор данных и их анализ, аргументация, обобщение. Ребенок в определенной специально организованной ситуации должен выполнить какое-либо действие, чтобы решить поставленную задачу. Наблюдая и критически анализируя совершенное действие, ребенок приобретает опыт, который явится основой для дальнейших действий. Таким образом, знания и умения приобретаются на собственном опыте, и результатом этого обучения является формирование нового осмысленного опыта, что позволяет влиять на поведение и развитие личности.

Проектное обучение побуждает обучающихся проявлять способность к целеполаганию; к собственному приобретению знаний , которые могут быть использованы в будущем, в продолжении образования; делать выбор и принимать решения; к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результат, к творческой деятельности.

Проблемная дискуссия. Способствует вовлечению обучающихся в процесс поиска истины; стимулированию собственных открытий, собственных оценочных суждений; обучению дискуссионным процедурам: аргументации, способам высказывания, правилам ведения, самоорганизации.

Применение игровой технологии дает возможность сообщить максимум полезной экологической информации без ненужной дидактичности и назидательности. Кроме того, игра формирует у ребенка такие качества, как любознательность, быстрота реакции, творческая активность, взаимопомощь и взаимовыручка. Экологические игровые методики предполагают несколько форм работы в рамках сюжетно-ролевой игры: подвижные экологические игры, массовые экологические мероприятия и шоу-программы, экологический патруль, конкурсы-выставки, радиогазеты, стенгазеты и т.д.

Формы и методы сотрудничества детей и педагога.

Занятия по программе « Экология Донского края » представляют собой своеобразную форму организации групповой деятельности. Содержание этой деятельности определяется, в первую очередь, той темой, которая предлагается детям для рассмотрения, а также отработкой соответствующих умений по использованию осваиваемого знания.

Основные формы проведения занятия - теоретические, практические; реализация экологических, творческих, информационных и фантастических проектов, экологические и информационные исследования. Особенность занятий по данной программе состоит не в формулировке прямого и точного ответа, а в пробуждении мыслительной деятельности обучающихся. Этому способствуют дискуссии, диспуты, круглые столы, конференции, тематические вечера, которые являются незаменимым элементом практики в каждой теме. Формы реализации данной программы включают в себя не только теоретические занятия, практические занятия, экскурсии, исследовательскую работу, проектную деятельность, но и творческие задания, фантазию.

Развитие творческих возможностей детей и их практических навыков, умений в процессе формирования экологической культуры:

Огромный эффект в педагогической деятельности экологического направления дают фотовыставки (фотоработы детей о деятельности по охране природы, свалках бытовых отходов, о сломанных руками человека деревьях и просто о красивых местах нашего края). Для привлечения внимания жителей района, ребят ближайших школ к активному участию в благоустройстве улиц, дворов, подъездов используется такая форма деятельности как выпуск и распространение листовок на экологическую тематику. Создание экологически гармоничных композиций из природных материалов, стихи и фольклор о природе, выпуск экологических газет.

Все эти формы и методы эколого-творческой деятельности предоставляют возможность каждому обучающемуся реализовать свой потенциал в самых различных направлениях.

Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, выставки работ, ролевые игры, коллективные обсуждения пройденных тем, проектная деятельность.

Формы и методы выбраны в зависимости от возрастных особенностей детей, определяющих уровень образовательного, психического, физического развития.

Сроки реализации программы.

Данная программа является долгосрочной, так как она рассчитана на 2 года обучения, на детей среднего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей - 10-12 лет. Программа предусматривает:

1-ый год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа;

2-ой и год обучения - 2 занятия в неделю по 3 часа.

Характеристика контингента обучающихся.

Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастной, как однополый, так и разнополый. Данная программа рассчитана на детей, не имеющих специальных знаний на момент прибытия в объединение, но простейшие естественнонаучные знания желательны.

II.Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Раздел «Влияние окружающей среды на человека».

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Экология - наука.

4

2

2

3.

Мой родной город.

6

2

4

4.

Климат. У природы нет плохой погоды

20

10

10

5.

Живая и неживая природа, окружающая нас.

28

10

18

6.

Животный мир города.

20

10

10

7.

Городская флора и растительность.

30

10

20

8.

Поверхностные воды на территории г.Ростова - на - Дону.

20

10

10

9.

Город, школа, жилой дом - наша среда обитания.

8

4

4

10.

Бессмертие окружающей человека природы в Ростовской области.

4

2

2

11.

Итоговое занятие.

2

-

2


Всего

144

60

84
















Содержание программы 1-го года обучения.

1. Вводное занятие (2ч.)

Знакомство с детским коллективом. Проведение творческой игры «Природа - это Мы!» (знакомство с основными разделами и темами программы, выполнение творческого задания красками «Каким я вижу этот мир»). Инструктаж по технике безопасности.

Проведение тестирований на определение уровня самооценки (модификация Е.А.Ничипорюк) и мотивации прихода в объединения. Определение доминирующей экологической установки.

2.Экология-наука. 4ч.(2\2)

Вселенная и космос. Земля - наш дом. Понятие «Экология». Смотрим на карту мира. Страна любви и единства. Экология нашего Дома. Сокровища земли. Живая и неживая природа - контраст или взаимосочетание. Огонь, вода, земля, воздух. Многообразие явлений природы. Экзосферы по Вернадскому (атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера). Понятие «Биосфера». Флора и фауна планеты. Водный и надземный мир. Значение понятий: вид, экологическая ниша, экосистема, факторы среды. Естественные и искусственные экосистемы.

Практика.

Составление экологической тропы на территории возле школы. Зарисовка схемы тропы. Экологическая игра на тропе с элементами ролевого моделирования «Научи, ухаживать за растением!».

Экологическая акция «Чтобы земля стала чище» (уборка на пришкольном цветнике: сбор мусора, рыхление, удаление увядших растений, полив).

Игры: «Межпланетное путешествие», «Что растет на другой планете», «Представь себя звездой», «Разговор планет», «Встреча с инопланетянином», «Межпланетный совет», «Космический человек».

Дискуссия: «Какую роль в жизни человека играет освоение космоса?».

Экскурсия в Информационный центр по атомной энергии

Пл. Гагарина 1,ДГТУ, корп . 4,эт.2.Тел.273-85-70.

Тема «Земля- планета солнечной системы».

3.Мой родной город 6ч. (2\4)

История Дона.

Путешествие по карте города Ростова - на - Дону. Город как новая особая среда обитания живых организмов.

Практика.

Работа с картой города.

Цикл экскурсий на территории возле школы «Разговоры с природе родного города ».

Экскурсия в ДГТУ «Города мира»

4. Климат города. У природы нет плохой погоды. 20ч.(10\10)

В чем разница между погодой и климатом. Климат - многолетний режим погодных условий.

Начало и продолжительность каждого времени года колеблется в зависимости от расположения и климатических условий той или иной местности Ростовской области. Человек познающий. Претензии человека на господство перед природой. Познавательное отношение к природе.

Практика.

Следовательская работа: «Определи по атласу Ростовской области даты начала и продолжительности (осени, зимы, весны, лета в твоей местности)

Сбор природного материала (осенних листьев, семян деревьев и кустарников) для составления коллекции, для подкормки зимующих птиц, для изготовление наглядных пособий: коллекции семян, таблицы осенней окраски листьев деревьев и кустарников, познавательных игр.

5.Живая и неживая природа 28ч.(10\18)

Отличительные особенности живой и неживой природы. Естественные и искусственные ландшафты в городе.

Современный человек - совершенно особое существо на планете. Умственные и физические способности человека в сравнении с животными. Восприятие окружающего мира человеком: визуальное, с помощью обоняния, осязания. Сигналы организма об опасности. Речь, пластичность поведения, выпрямленное положение тела, мозг, сложные технологические навыки.

Роль солнца в существовании жизни на земле. Цветочные часы. Зеленые растения и дыхание живых организмов, воздух и жизнь.

Роль ветра в жизни растений и животных. Распространение семян и пыльцы растений.

Почва и питание растений. Роль живых организмов в процессе почвообразования.

Вода и жизнь. Естественные источники воды в городе: река Дон, Темерник, ручьи. Родники, озера.

Погодные явления, их характерные особенности в городском ландшафте.

Живые барометры.

Практика.

Экскурсия на реку Дон. Занятия по результатам экскурсии.

Экологический проект «Книга дерева» (описание дерева школьного двора, состояния его кроны, определение запылённости листовой пластинки, сроков цветения, появления семян, листопада).

Сбор природного материала (осенних листьев, семян деревьев и кустарников) для составления коллекции, для подкормки зимующих птиц, для изготовления наглядных пособий: коллекции семян, таблицы осенней окраски листьев деревьев и кустарников, познавательных игр.

Информационные проекты: «Природа дающая», «Природа, среда угрожающая» (сбор иллюстративного материала, фотографий, рисунков, оформление стенда, выступление с результатами в других классах школы).

Конкурс фантастического рассказа и рисунка «Что случиться, если исчезнет воздух, Солнце

Экскурсия на пришкольную территорию. Занятия по результатам экскурсии.


6. Животный мир города. 20ч. (10\10)

Город как место обитания животных. Животные - спутники человека, их роль для человека в городе.

Дождевые черви как основные почвообразователи . Паук-крестовик охотник

за насекомыми. Бабочки, жуки, мухи, комары, муравьи, их отличительные признаки особенности жизни в городе.

Насекомые - опылители растений.

Озерная лягушка, зеленая жаба, уж, болотная жаба , прыткая ящерица.

Условия обитания в городе. Роль солнечного тепла в их жизни. Злые домыслы и предположения, польза этих животных и необходимость охраны.

Городские птицы - сизый голубь, кольчатая горлица, городская и деревенская ласточки, стриж, домовой и полевой воробьи, синицы, ворона, сорока, грач. Отличительные признаки. Условия питания и гнездования в городе . Польза птиц, их привлечение в сады и парки. Подкормка птиц, искусственные гнездования.

Звери в городе. Домовая мышь и серая крыса - спутники человека, приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Летучие мыши - правда и вымысел.

Обитатели городских окраин: еж, заяц - русак, сурок, белка ,лисица, куница, барсук, кабан, лось.

Практика.

Наблюдение за поведением паука - крестовика, определение животных ближайшего природного окружения, прослушивание птичьих голосов, изготовление кормушек, подкормка птиц в зимний период.

Экскурсии в различные части города. Занятия по результатам экскурсии.

Эколого-творческий проект «Удивительное рядом» (коллекция очерков, фотографий, рисунков о необычном в обычных явлениях и объектах природы).

Изготовление простейших кормушек. Составление меню из семян для разных видов птиц. Развешивание кормушек, подкормка птиц.

Экологический КВН «Дом под крышей голубой».

7. Городская флора и растительность.30ч. (10\20)

Растения спутники - человека. Особенности растений позволяющие им произрастать в городе. Наиболее характерные сорные растения: одуванчик, пастушья сумка, цикорий, спорыш, пырей, полынь, амброзия.

Искусственное озеленение города, его положительное значение. Основные породы деревьев и кустарников, используемые для озеленения: тополь, акация ,липа, конский каштан, ель, сирень. Охрана зеленых насаждений.

Практика.

Цикл экскурсий: «Красота природы», «К водоему за здоровьем».

Выпуск экологических листовок «Зелёная аптека. Лекарственные травы».

Экскурсия в Ботанический сад «Как надо входить в природу?»

Экскурсия в парк: «Этот загадочный мир природы».

Эко-информационный проект «Запомни! Ядовитые грибы!» (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички, строчок - сбор информации, краткое описание, оформление стенда с рисунками, иллюстрациями).

Конкурс рисунков «Мое любимое дерево».

Конкурс творческих работ «Краски мира» (рисунки, поделки, фотографии).

Экологический КВН «Дом под крышей голубой».

8. Поверхностные воды на территории г. Ростова -на -Дону.20 (10\10)

Поверхностные и подземные воды .Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое, в условиях загрязненности вод рек и озер. Водные экосистемы. Основные водные объекты на территории г. Ростова- на - Дону - это река Дон. Основные источники загрязнения реки Дон. Влияние хозяйственной деятельности человека на речные системы. Причины сокращения запасов пресной воды. Охрана водных источников.

Практика.

Исследование: «Вода в вашем районе» (определение наличия природных источников воды и их описание, оценка её состояния).

Экскурсии на предприятия для знакомства с очистительными сооружениями и методами очистки воды. Экскурсия на Ростовский водоканал. Организация «Голубого патруля»

Организация контроля исправности сантехники- источники утечки воды. Работы по разъяснению недопустимости использования чистой пресной воды для мыть машин, тротуаров и т.д. Экскурсия на водоканал города Ростова- на -Дону.

9. Город, школа, жилой дом - наша среда обитания.8ч. (4\4)

Город как новая среда обитания человека. Отличия города от естественных экосистем. Высокая плотность населения. Многоэтажное строительство. Изменение пригородного ландшафта. Подземные и наземные коммуникации, несущие тепло, свет, воду, газ. Внедрение новых средств передачи информации. Рост числа источников электромагнитного излучения. Городской транспорт. Активное увеличение популяций птиц и других животных, приспособившихся к городским условиям. Создание искусственных насаждений. Жилые помещения, школьные здания как среда обитания человека. Экологические нормы, состояние помещения. Пути улучшения среды обитания человека в жилых помещениях и населенных пунктах.

Экология города Ростова-на-Дону. Климат и рельеф. Почвенный покров. Состояние атмосферы. Зелёные зоны города. Парки, скверы и рощи города Ростова-на-Дону. Птицы и животные родного города; их условия обитания. Птицы на зимовке. Живая природа в нашем доме. Правильное общение, уход за домашними животными, комнатными растениями.

Практика.

Исследовательский проект «В городе - с комфортом» (исследование экологического дизайна закрытых экосистем Первомайского района города - элементы среды обитания конкретного горожанина: место учёбы, место проживания, зоны отдыха, пути следования. Определение состояния, загрязнений, уровня безопасности).

Конкурс индивидуальных проектов «Жилище» (конструирование из картона, ткани, пластиковых бутылок).

Экологический проект «Животный мир города» (на улицах микрорайона, наблюдения за птицами, бродячими животными, насекомыми). Составление рисунка-таблицы «Животные нашего микрорайона» (с указанием времени наблюдения, количества особей, поведенческих особенностей).

Зарисовки птиц города. Рисунок «Синицы».

Выполнение серии панно из природного материала (сухие листья) «Птицы».

Игры и задания: «Дерево жизни», «Таблица самооценки», «Интервью с самим собой».

Дискуссии «Пешком или на автобусе», «Незримый враг» (о травматизме).

Практикум «Как оказать первую помощь».

Коммуникативные игры: «Комплименты», «Мнения», «Кто лучше?» под общей установкой «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

10. Бессмертие окружающей человека природы. 4 ч.(2\2)

Многообразие мира природы. Писатели, философы о бессмертии природы (суффийская история «Человек, который помнил о смерти», древнее китайское предание «Тайна»). Обязанности людей по отношению к природе. Значение достижений человека. Опасность бездумного поведения человека. Люди - виновники катастроф. Творения природы совершеннее искусства.

Практика.

Творческий проект «Здоровье природы - здоровье людей» (сбор информации и оформление её в виде экологических плакатов).

Защита индивидуальных проектов «Защитим мир» (разработка творческих идей об экологических мерах защиты окружающего мира).

Цикл экскурсий: «Краски мира», «Красота природы», «К водоему за здоровьем», «Разговоры с природой».

Конкурс - защита плакатов: «Я строю свой мир», «Пусть всегда будет солнце», «Пусть всегда будут рощи», «Пусть всегда будут реки».

Оформление альбома «Наши золотые мысли».

Выпуск стенгазеты «Радуга».

11. Итоговое занятие (2ч.)

Подведение итогов обучения в объединении за 1 год. Обсуждение изученного материала (знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях в объединении). Проведение тестирований на определение уровня самооценки (модификация Е.А.Ничипорюк) и мотивации прихода в объединение. Определение доминирующей экологической установки.




Игра-викторина

(по темам 1 года обучения)

Группа делится на пять команд по 3 человека.

ЦЕЛИ ИГРЫ

Повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.

Выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Развитие экологического сознания и мышления у учащихся.

Воспитание любви к «малой Родине».

Приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой о природе, природных явлениях и особенностях природы родного края.

Использование полученных знаний для решения нестандартных ситуаций и на практике.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Для игры необходим диск - вертушка (см. Приложение 1), который разделён на четыре сектора - красного, желтого, зелёного и оранжевого цветов. Каждый сектор включает по 16 вопросов (по 8 в наружном и внутреннем кругах).

Красное поле - вопросы о животных, зелёное - о растениях, жёлтое - о природе Донского края и экологии, оранжевое - загадки о природе и природных явлениях.

В каждом цветном секторе есть по 2 вопроса со звёздочкой (так называемый «Счастливый случай»).

ПРАВИЛА ИГРЫ

Каждая команда имеет право вращать вертушку три раза подряд (в случае правильных ответов).

За правильный ответ на вопрос из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 2 балла, за неполный ответ или дополнение - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. За правильный ответ на вопрос из оранжевого сектора - 1 балл.

За правильный ответ на вопрос со звёздочкой из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 4 балла, а из оранжевого сектора - 3 балла.

За подсказки и неуважительное отношение к командам и к ведущему баллы снимаются.

На обсуждение вопросов отводится 20 секунд.

Если команда, вращающая вертушку, отвечает на вопрос неправильно или ответ неполный, другие команды имеют право ответить на вопрос или дополнить ответ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Пока жюри подводит итоги, команды получают задание - собрать по 6 «рассыпанных» пословиц и поговорок о природе (см. Приложение 2).

За все правильно собранные пословицы и поговорки команде начисляются дополнительные 2 балла.

Победившей считается команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ

РАСТЕНИЯ (зелёное поле)

1. Как распределяются следующие растения: дуб, рябина, мхи, барбарис в лесном сообществе? (I ярус - дуб, II ярус - рябина, III ярус - барбарис, IV ярус - мхи).

2. Перечислите условия, необходимые для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральное питание).

3.*Какое растение и почему называют «одолень-трава»? (Кувшинка белая, раньше считали, что корневище этого растения одолевает нечистую силу. Кусочки корневища зашивали в ладанку и носили на шее).

4. Из чего в лесу можно испечь хлеб? Как это сделать? (Муку готовят из высушенных и измельченных корневищ кувшинки белой, рогоза и тростника).

5. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: а) а б з е е р (береза); б) л н ё к (клён); в) ь я н с е (ясень); г) а с ц и и к (кислица). (Лишняя кислица - травянистое растение.

6. Чем отличается березовая каша от дубовой? (Дубовую кашу можно варить из желудей, а березовой кашей называли наказание провинившихся школьников, которых пороли березовыми ветками по субботам).

7. Почему про тундру говорят, что там грибы растут выше деревьев? (Потому что, в тундре деревья карликовые и их ветви стелятся по земле).

8. Это растение можно встретить во влажных тропических лесах Индии или Зондских островов. Местные жители из этого растения делают ткани, стебель соцветия используют как фитиль, древесину на постройки, кору для изготовления краски, млечный сок смешивают с кокосовым маслом и получают клей. Листья заменяют бумагу, скатерти, тарелки и даже головные уборы. О каком растении идет речь? И как местные жители используют плоды этого растения? (Это хлебное дерево, плоды которого имеют вес 20 кг. Их режут на пластинки и пекут лепешки).

9. Назовите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).

10. Мы оказались в лесу. И нам захотелось выпить чашечку горячего ароматного кофе. Но, увы, мы не в тропическом лесу, где растет кофейное дерево. Как быть? Осуществимо ли наше желание? (Да, из желудей дуба или из корневища рогоза и тростника можно сварить кофе).

11. Для нормального питания человеку нужны углеводы, крахмал, сахар, жиры и белки. Крахмал и жиры можно найти в растениях. Но вот белков в цветковых растениях мало, особенно в дикорастущих. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. Зато в мясе белков 38%. Но, где нам в лесу достать мясо? Ведь мы, не имеем право входить в лес с ружьем и стрелять. Можно ли в лесу найти заменитель мяса? (Да, можно. Это грибы).

12. Где в лесу найти вату? (На болоте растет торфяной мох - сфагнум, который очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидным действием).

13. Перечислите продуцентов степи. (Продуценты - это растения, например, ковыль, полынь, чабрец и др.).

14. *Какое растение и почему называют «след белого человека»? Как его можно использовать? (Это подорожник. Называют его так, потому что на Американский континент это растение попало туда с появлением людей с белой кожей. Семена этого растения прилипают к подошве и разносятся. Это растение можно использовать при ушибах и небольших ранениях).

15. Как попить лесного чайку? (Лесной чай можно приготовить из листьев земляники малины, черники, брусники. Листья надо обработать. Сначала их подвяливают в тени, затем, скручивают ладонями до появления сока. После этого накрывают мокрой марлей и выдерживают 10 часов на солнце. Завершают обработку сушкой листьев).

16. Перечислите продуцентов пресного водоема (Это растения: ряска, элодея, рогоз, частуха, кувшинка, кубышка и другие).

ЗАГАДКИ (оранжевое поле).

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес).

2. Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист).

3. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех).

4. Ни зверь, ни птица, а нос как спица, летит - кричит, сядет - молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар).

5. Под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (Лягушка).

6. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук).

7. *а) Светит, а не греет. (Луна);

б) Чего в комнате не видишь? (Воздух);

в) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт).

8. Что быстрее всего на свете? (Ветер).

9. Ждали, звали, а показался - все прочь побежали. (Дождь).

10. *а) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение);

б) Что растет верх ногами? (Сосулька);

в) Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падет - почернеет. (Лист).

11. Что сильнее всех на свете? (Вода).

12. Кругом вода, а с питьем - беда. (Море).

13. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото).

14. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд).

15. Мушка села на траву, а трава ту мушку съела. (Росянка).

16. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).

ЖИВОТНЫЕ (красное поле)

1. *Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль).

2. Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Что это за обед? (Комары).

3. Назовите потребителей I порядка лесного сообщества. (Потребители I порядка - это растительноядные, например, белка, заяц, лось, полевка и др.).

4. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах).

5. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлен к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш).

6. Назовите потребителей III порядка пресного водоема. (Потребители III порядка - это хищники, например, щука, судак, окунь).

7. Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он поедает вредителей и их личинок).

8. Этот зверёк широко распространен в лесах нашей страны. Большую часть времени он проводит на деревьях, по которым превосходно лазает. Зверек питается желудями, орехами, почками, ягодами, грибами. На зиму делает запасы. О ком идет речь? (Белка).

9. Почему скворца называют фармацевтом? (Потому что, скворец в своё гнездо приносит растения, отпугивающие паразитов).

10. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка).

11. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром).

12. Назовите отрасли животноводства. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство).

13. Составьте цепь питания: растения, мышь, орел, уж, ящерица, кузнечик, заяц.

14. К названию какой реки надо прибавить одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (И-волга).

15. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик).

16. *Самая крупная птица степей, занесённая в Красную книгу? (Дрофа).

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ. ЭКОЛОГИЯ (жёлтое поле).

1. Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона).

2. *Назовите ядовитые растения Ростовской области. (Лютик едкий, паслён красногорький, вех ядовитый, болиголов обыкновенный, белена чёрная, мак снотворный).

3. Что такое заповедник? Есть ли заповедники на территории Ростовской области? (Заповедник - это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа. На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский»).

4. Расскажите о круговороте воды в природе.

5. «У лукоморья - дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» А где находится это «Лукоморье»? (Лукоморье - это старое название Таганрогского залива).

6. Назовите лекарственные растения Донского края. (Зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник).

7. Расскажите о Красной книге. (Красная книга - это реестр редких и исчезающих видов животных и растений. На красных страницах - исчезающие виды, на жёлтых - редкие, на черных - исчезнувшие, а на зелёных - восстановленные виды).

8. Что такое заказник, национальный парк?

9. Назовите редкие и охраняемые растения Дона. (Пион узколистный, кувшинка белоснежная, валериана лекарственная, рябчик русский, тюльпан Шренка, подорожник ланцетовидный и др.).

10. Назовите редких и охраняемых животных Донского края. (Степной орёл, пеликан розовый, журавль-красавка, дрофа, каравайка, выхухоль, гигантская вечерница и др.).

11. Перечислите основные формы охрана природы. (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, Красная книга, ботанические сады, зоопарки, питомники).

12. Где находится «свидетель» лесной мощи Дона? (В 3-х км от ст. Вёшенской находится дуб-великан 400 лет).

13. Какова площадь Ростовской области и её главное богатство? (На территории области могут разместиться такие государства, как Бельгия, Португалия, Дания и Швейцария, вместе взятые. Главное богатство - плодородная почва - чернозём).

14. Почему Дон часто величают «Ивановичем»? (Потому что, Дон берёт начало из Иван-озера).

15. *Какой год продолжается всего один день? (Новый год).

16. На каком пути ещё не бывало ни одного человека? (На Млечном пути).




III. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Раздел «Влияние человека на среду обитания»

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Во глубине веков

18

6

12

3.

Край родной навек любимый

20

9

11

4.

Путешествия в недра области.

18

6

12

5.

Донские степи.

27

10

17

6.

Региональный комплекс воздействующих факторов

20

8

12

7.

Технологические формы воздействия на природу региона.

24

10

14

8.

Экологические формы воздействия человека на природу региона.

28

10

18

9.

Человек и общество ответственны за сохранение природы

28

10

18

10.

Загрязнение окружающей среды.

27

12

15

11.

Итоговое занятие.

3

-

3


Всего

216

84

132









Содержание программы 2-го года обучения.

1. Вводное занятие. (3 ч.)

Обсуждение тем программы 2 года обучения и видов практической деятельности. Знакомство с творческими работами, экологическими проектами в игровой форме. Знакомство с массовыми мероприятиями, направленными на охрану окружающей среды.

Инструктаж по технике безопасности.

Проведение тестирования на определение уровня самооценки по модификации Е.А.Ничипорюк и мотивации прихода в объединение. Определение доминирующей экологической установки.

2. Во глубине веков.18ч. (8\12)

Территория области миллионы лет назад до и после оледенения исторический период. Древние народы и их культура, быт, хозяйственная деятельность и воздействие на природу Дона. Быт и устои казаков Дона.

Практика.

Походы, экскурсии, сбор данных у старожилов по истории природы края, ее охране и рациональному использованию. Составление карт природных объектов края, памятников и достопримечательностей природы, подлежащих охране.

3.Край родной навек любимый.20ч. (9\11)

Путешествие по карте города Ростова -на- Дону. Дать знания о наиболее ярких страницах истории Донского края и его самобытности. Город как новая особенная среда обитания живых организмов.

Практика.

Геологическая экскурсия «Камни в городе»

Работа с картой города. Путешествие по карте области: площадь, население, основные населенные пункты Ростовской области.

Экскурсия в музей краеведения. « Достопримечательности Донской земли »

Конкурс рисунка «Мой родной город».

4. Путешествия в недра области. 18ч.(6\12)

Инженерно-геологические условия городских территорий и степень их взаимодействия с геологической средой(горные породы, подземные воды, геологические процессы и явления).Полезные ископаемые Донской земли.

История открытия каменного угля в Ростовской области, природного газа, месторождений фосфоритов. Строительные материалы :песчаники, известняки, глина, песок, мел.

Практика.

Геологическая экскурсия «Камни в городе».Мероприятия по охране полезных ископаемых Викторина «Ископаемые в твоем городе.»

5.Донские степи. 27 ч.(10\12)

Как возникают степи.

Степные экосистемы. Растения , животные ,насекомые и птицы обитающие в степях Ростовской области. Красная книга Донского края. Редкие и исчезающие животные, растения, насекомые, рыбы. Охрана растений и животных степи.

Практика.

Участие в работах по восстановлению растительности. Проведение пропагандисткой работы по охране растений и их правильному использованию. Охрана птиц.

Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды - работа с юр.документами.

6. Региональный комплекс воздействующих факторов. 20 ч.(8\12)

Факторы окружающей среды родного края, их воздействие на человека. Особенности биотических и антропогенных факторы края. Ландшафтные особенности края. Температурный режим сезонных периодов. Разнообразие и объём осадков. Перемещение воздушных масс. Неблагоприятные метеоусловия. Водные ресурсы. Земельный фонд Ростовской области. Животный мир. Водные биоресурсы. Рыбные запасы.

Мир человека на Дону. Национальное многообразие. Особенности общения. Условия психического здоровья и правильного общения (способность принимать правильное решение, владеть своими чувствами, оценивать свои дела и поступки других людей по значимым критериям). Рациональное соотношение эмоциональных переживаний и конкретных действий.

Практика.

Работа с картой Ростовской области (первое знакомство с территорией, границами, рельефом, особенностями климата, связанными с географией области). Посещение Краеведческого музея «В каком краю я живу?»

Выполнение серии пейзажей «Краски малой родины» с изображением окружающего мира: сельский и речной пейзажи Ростовской области.

Подготовка и демонстрация в различных классах школы сценок на экологическую тематику из тележурналов «Ералаш», «Фитиль».

Игры: «Чье это поселение?», «Угадай, кто я?», «Опиши животное», «Самое необыкновенное животное», «Кто где живет?», «Пирог для зверей», «Представь себя животным», «Дом для моего любимого животного».

Викторина «Что мы знаем о животных».

Выполнение упражнений для снятия возбуждения и усталости «Само регуляция».

7.Технологические формы воздействия на природу региона.

24ч.(10\14 )

Прямое воздействие человека на природу края. Прямое истребление представителей растительного и животного мира. Промышленная экология края вчера, сегодня, завтра. Промышленное влияние на атмосферу. Загрязнение атмосферы предприятиями электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химических и нефтяных, угольных, деревообрабатывающих, предприятий строительной промышленности. Увеличение двуокиси углерода. Кислотные выбросы. Токсичные газы. Интенсивное автомобильное движение и загрязнение оксидом углерода, азота, сернистым газом, свинцом, углеводородами. Промышленная деятельность человека и загрязнение почв. Выбросы пустой породы, отходы строительства, бытовые отбросы. Машинная деградация почв. Переуплотнение, нарушение структуры почвы. Применение химических средств защиты от вредителей и болезней. Истребление почвенных организмов. Отходы современных ферм. Токсичность сточных вод промышленных предприятий. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Выбросы предприятиями нефтепродуктов, кислот, поверхностно-активных веществ. Опасные компоненты загрязнения - пестициды. Минерализация водоёмов. Освоение целинных земель. Распашка. Выпос скота. Поля орошения. Искусственные водохранилища. Цимлянское «море». Экспорт и адаптация животных и растений в с/х целях. Донское поле. Растения-переселенцы. Картофель, кукуруза, подсолнечник, фасоль - жители Южной и Северной Америки. Родина пшеницы, овса - Африка, Австралия. Рожь - жительница Южной Америки. Снижение уровня загрязнения окружающей среды.

Практика.

Исследование (с использованием литературных источников) «Наша экология» (изучение экологии Ростовской области; определение основных загрязнителей окружающей среды; объяснение влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека; предложение способов улучшения состояния реального природного окружения; исследование атмосферного воздуха, воды, шумов, продуктов питания и свалки бытовых отходов).

Экологическая акция по благоустройству территорий «Начнем действовать сейчас - в своем доме, микрорайоне, на своей улице».

Круглый стол «О проблемах бытовых отходов».

8. Экологические формы воздействия человека на природу

региона. 28 ч.(10\18)

Косвенное влияние человека на природу края. Экологический эффект деятельности человека. Причина переселения животных - развитие транспорта. Непредумышленное расселение растений и животных. Непродуманная искусственная акклиматизация видов. История колларадского жука. Распространение переносчиков заболеваний из других регионов, стран, с других континентов. Изменение биологических связей в результате гидростроительства. Влияние на воспроизводство запасов рыбы. Гибель рыбы в оросительных системах. Изменение облика ландшафта, изменение климатических условий. Усиление ветровой и водной эрозии почв. Заболачивание почв. Истощение почв. Снижение содержания гумуса. Техно- и эко-воздействие человека на природу взаимосвязано. Обращение с отходами производства и потребления. Проблемы твердых бытовых отходов. Патогенные микроорганизмы, грибки и другая опасность. Свалки бытовых отходов очаги лептоспироза, псевдотуберкулеза. Свалки - идеальные условия для развития анаэробной, гнилостной микрофлоры. Результат жизнедеятельности - продукты, загрязняющие атмосферный воздух.

Практика.

Проведение круглого стола «Природа защитит, если защитить природу». Экологическая акция «Чтобы земля стала чище».

Выпуск и распространение листовок «Наш Ростов станет краше».

Диспут «Оказывают ли влияние экологические катастрофы на состояние окружающей среды и здоровье людей?». Диспут «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Можно ли полагать, что экологический кризис неизбежно приводит к экологической катастрофе?»

Ролевая игра «Спасибо, нет!»

Оформление работ для выставки «Образы природы Донского края».

Ролевая игра "Суд над..."

9. Человек и общество ответственны за сохранение

природы края. 28 ч.(10\18)

Привычка брать от природы её ресурсы. Исторические корни потребительского отношения к окружающему миру. Иллюзия безграничности ресурсов как результат природного самовосстановления. Понятие «Самоочищение среды».

Современное экологическое состояние окружающей среды Донского края. Экологическое состояние воздушного бассейна. Уровень загрязнения воздуха в городах области. Объём выбросов загрязнённых веществ автотранспортом по городам. Поверхностные воды края - грязные и очень грязные. Общая нехватка пресной воды. Водо-охранная обстановка в регионе. Качество питьевой воды. Очистные сооружения. Искусственные водоёмы - природоохранные комплексы. Охрана почв Донского края. Состояние зелёных насаждений в регионе.

Баланс в природе края - необходимое условие для жизни человека. Принципы экологического нормирования. Понятие «Рациональное природопользование». Критерии рационального природопользования. Равноценность «новой» экосистемы (вновь созданной благодаря осознанному влиянию человека) «старой». Основные принципы рационального использования природных ресурсов края: изучение, охрана, освоение и преобразование.

Практика.

Экологический проект «Человек - царь природы?» (изучение экологического состояния прилегающей к школе территории, социологический опрос «Что для тебя окружающая природа», подбор литературы о варварском отношении к природным богатствам региона и о природоохранной деятельности, оформление электронных презентаций).

Экологический проект «Человек и окружающая среда» (сбор информации об экологической деятельности лично каждого и коллектива объединения, проведение акции по уборке прилегающей к школе территории "Мусор", презентация результатов проекта в электронном виде).

Выпуск и распространение листовок «Для спасения всего живого на земле» (5 ИЮНЯ - Всемирный день охраны окружающей среды).

Дискуссия «Что явилось ключом к пониманию необходимости охраны природы: эгоистическое начало или чувство самосохранения».

Литературный конкурс «Под знаком воды»;

Экологическая акция «Нашему водоему чистые берега» (распространение листовок.). Конкурс стихов «Вода - источник жизни».

Работа над листовкой-призывом «Береги воду», с последующим размещением ее во дворах нашего района.

Фотовыставка "В объективе - пруд".

10.Загрезнение окружающей среды и « болезни цивилизации».

27ч.(12\15)

Загрязнение среды как фактор появления новых болезней. Что такое болезнь Минамата. Факторы риска для здоровья человека - условия окружающей среды, измененные человеком: загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и другие излучения. Чистый воздух - залог здоровья. Дым от машин и заводов. Значение слова «Смог». «Клад» на дне реки (загрязнение рек бытовыми и промышленными отходами). Санитарно-гигиенические правила поведения человека. Радиация как фактор риска для здоровья человека. Возможности применения радиации в медицине для лечения.

Привычки человека как результат взаимосвязи организма со средой обитания. Вредные привычки человека. Болезни химической зависимости - наркомания, алкоголизм, табакокурение. Эпидемия ХХI века - табакокурение. Вредное воздействие табака на организм человека. Пагубное воздействие "божественного листа" (армянская притча). Табак - сильнодействующий яд. Курение и знаменитые личности.

Что такое «алкогольная зависимость». 3 степени алкогольной зависимости. Неприятность эту мы переживем! Понятие о стрессе, аутогенная тренировка как способ борьбы со стрессом. Стрессы разные. «Плохой стресс» и аутогенная тренировка. Важные правила сохранения и укрепления здоровья: постепенность, систематичность, познание особенностей своего организма, ритмичность, комплексный подход. Самооценка здоровья. «Размер здоровья» по методике Николая Михайловича Амосова. Проба по Бутейко. Возможности организма человека не безграничны.

Понятие «Здоровый образ жизни». Оценка образа жизни. Значение физической культуры для гармоничного развития человека.

Практика.

Экологический проект «Учитесь быть здоровыми» (проведение самооценки здоровья, определение размера своего здоровья, оценка здоровья своих близких, определение причин колебания здоровья, составление свода законов «Главные законы здоровья»).

Ведение дневника «Мое здоровье и настроение», оценка своего образа жизни. Самоанализ «Что я делаю для укрепления своего здоровья?». Реализация социологического проекта «Вредные привычки. Как ты к ним относишься?» (социологический опрос, выпуск газеты по результатам опроса).

Дискуссии: «Что включает в себя понятие Здоровый образ жизни», «О том, что мы мало ценим, но за что дорого платим».

Практикумы: «Как оказать первую помощь», «Оцени свои привычки» и «Естественная диета».

Ролевые игры: «Как бороться с наркотиками», «Класс», «Подарок».

Экологическая акция «Помоги пернатому соседу» (изготовление кормушек, развешивание, составление меню, подкормка птиц).

11. Итоговое занятие (3ч.)

Подведение итогов обучения в объединении. Беседа на тему «Природа - неисчерпаемый источник вдохновения». Обсуждение знаний, умений и навыков, приобретённых за время обучения в объединении.

Проведение викторины « Человек и природа » (вопросы по основным темам).













Викторина «Человек и природа»

(вопросы по основным темам 2-го года обучения).


(В ответе не требуется точная формулировка научного понятия, главное - понимание значения, способность объяснить смысл).


  1. Назвать живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу. (Человек).

  2. Значение понятия «Природные ресурсы» (элементы природы, необходимые человеку для его жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство - вода, почва, воздух, полезные ископаемые, растительность, животный мир и тд.).

  3. Что и кого издавна человек использует для жизни своего организма из окружающего мира. (Солнце, воду, почву, силу ветра, огонь, земные недра, животный и растительный мир).

  4. Объясни значение слова «Браконьерство» (незаконные действия по добычи или уничтожению диких животных, рубке леса с нарушением установленных запретов).

  5. Раскрыть значение понятия «Экологический кризис» (Острая ситуация, возникающая в природе в результате серьезного нарушения экологического равновесия. Причины как природные, так и в результате деятельности человека).

  6. Объясни значение понятия «Утилизация отходов» (вовлечение отходов в новые технологические циклы, использование их в других полезных целях).

  7. Какие отходы деятельности можно выделить по происхождению? (бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные).

  8. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).

  9. Понятие «Смог», что означает? (ядовитая смесь дыма, тумана и пыли).

  10. Какое море пересыхает из-за деятельности человека? (Аральское море).

  11. Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много чего? (Минеральных удобрений).

  12. Лучше всего поглощает выхлопные газы машин, и взамен выделяет кислород, какое дерево? (Тополь).

  13. Раскрыть понятие «Экологическая катастрофа». (Значительные изменения в окружающей природе, приводящие к массовой гибели

  14. Что представляет собой вторичное использование ресурсов? (переработка отходов деятельности человека и дальнейшее использование их, с целью бережного отношения к окружающему миру и получения прибыли). Что означает «самоочищение среды»? (естественное разрушение или обезвреживание загрязнений окружающей среды в результате физических, химических и биологических процессов. В самоочищении водоёмов принимают участие в основном бактерии, водоросли, простейшие).

  15. Как ты понимаешь высказывание «Экологическое прогнозирование - научное предвидение»? (научное предвидение возможного состояния природных экосистем и окружающей среды, определяемого естественными процессами и антропогенными факторами).

  16. Объясни значение понятия «Рациональное природопользование» (экономное использование природных ресурсов с учётом перспектив развития хозяйства и сохранения здоровья человека).























































IV. Определение результативности программы


В программе предусмотрены следующие способы диагностики промежуточных и конечных результатов обучения:

  • Опрос.

  • Тестирование в результате беседы, дискуссии.

  • Проведения игры - викторины (1 год обучения) и викторины « Человек и природа »(2 год обучения) в конце каждого года обучения (для предотвращения переутомления, вопросы итоговой викторины, желательно разделить на 2 этапа и провести на разных занятиях). В устном ответе не требуется точная формулировка научного понятия, главное - понимание значения, способность объяснить смысл.

  • Выставки рисунков, поделок, творческих альбомов и стендов по проектам и исследованиям.

  • Коллективное оформление газет, листовок.

  • Выполнение экологических, творческих и информационных проектов, исследований (индивидуальное или в небольших группах, в зависимости от способностей и желания детей).







V. Перечень необходимого наглядного, дидактического и раздаточного материалов

Наглядный материал

  • Иллюстрации с изображением: животных, растений, грибов.

  • Красная книга Ростовской области (в электронном варианте).

  • Фотографии редких и исчезающих животных и растений края.

  • Карта Ростовской области.

  • Таблицы: «Растительный мир Донского края», «Животный мир Донского края», «Архитектурные памятники Дона и Приазовья».

  • Видеофильмы о природных красотах края, о природном парке «Донской», о заповеднике «Ростовский», о Ботаническом саде, о Ростовском зоопарке.

  • Музыкальные иллюстрации: старинные казачьи песни «Как при лужке при лужке», «Казачья песня», «Дон ты вольный»; Ф.Шопен «Вальс», «Фантазия-экспромт», «Полонез»; Э.Григ «Утро»; П.Чайковский «Бакаролла», «Осень», «Песня жаворонка».

Дидактический материал

  • Карточки-задания по разделам:

  • Животные Донского края;

  • Степные животные;

  • Домашние и дикие животные;

  • Птицы (перелётные, зимующие, кочующие);

  • Схемы строения растений, животных, человека.

  • Схемы о деятельности человека: использовании природных ресурсов, различных источников энергии, искусственных материалов, природоохранной деятельности.

Раздаточный материал (в расчёте на год обучения)

  • Альбом для рисования (15 шт.).

  • Карандаши цветные (2 пачки).

  • Карандаши простые (15 шт.) М, Т, ТМ.

  • Краски акварельные, гуашь (15 наборов).

  • Клей ПВА (15 шт.)


  • Кисти № 2, 4, 6-8, 18-20, «белка», «колонок»,

  • Ножницы канцелярские (15 шт.).

  • Картон (15 шт.).

  • Цветная бумага (45 наборов). Ватман-7 листов.





























VI. Литература.


  1. Авершин В. И. «Мир человека». Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. - Пенза, 1996. - 134 с.


  1. Биология: Справ. Материалы. Учеб. Пособие для учащихся/Д.И.Трайтак. Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов. С.И. Балуев. - М.: 1983. - 208 с.


  1. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону. 1997. - 576 с.


  1. В гармонии с природой/ Ред.-сост. Жук Л. И. - Минск: 2002. - 127 с.


  1. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: 1996, - 480 с.


  1. Джинот Хаим Дж. Между родителем и подростком: Пер. с англ./ Хаим Дж. Джинот. - М.: 2000. - 166с.


  1. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. - М.: 2002. - 384 с.


  1. Крюкова Светлана Владимировна Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь:Прогр. эмоц. развития детей дошк. и мл. шк. возраста: Практ. пособие/ Крюкова Светлана Владимировна, Н. П. Слободяник. - 2-е изд., стер. - М.: 2000. - 198 с.


  1. Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы/ Л. В. Куриленко; Моск. гор. пед. ун-т, Самар. фил., Каф. педагогики. - Самара:Изд-во СФ МГПУ, 2000. - 168 с.


  1. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд.второе,доп. - М.: 2001, - 384 с.


  1. Панфилова М. А. Игротерапия общения:Тесты и коррекц. игры: Практ. пособие для психологов, педагогов и родителей/ Панфилова Марина Александровна. - М.:Казаков: 2000. - 155 с.


  1. Природа, хозяйство, экология Ростовской области. Учебное пособие/Ю.П.Кутилин, В.Г. Житников. - Батайск, 2002. - 446 с.


  1. Приваленко В.В., Безуглова О.С. Экологические проблемы антропогенных ландшафтов Ростовской области. Том 1 Экология города Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д.: 2003, - 290 с.


  1. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать?: Психол. игры и упражнения: Практ. пособие для педагогов и шк. психологов: Пер. с нем.Ч. 1/ Фопель Клаус. - М.: 2000. - 157,(3) с.


  1. Экологический вестник Дона/ Назаров С.М., Остроухова В.М., Паращенко М.В., - Ростов-на-Дону, 2005. - 349 с.


  1. Хасанова Н.В., Скорик А.В. Шпаргалка по экологии: учеб. Пособие. - М.: 2005. - 40 с.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ


  1. Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. «Здоровье и окружающая среда». - М., 1992.


  1. Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым / Роберт Ротенберг. - М.: 1992.


  1. Дольник В. «Непослушное дитя биосферы». - М.: 1994.


  1. Домашняя медицинская энциклопедия / под ред. В. И. Покровского. - М.: Медицина, 1993.


  1. Небел Б. «Наука об окружающей среде». - М.: 1993.


  1. Реймерс Н. Ф. «Охрана природы и окружающей человека среды». - М.: 1989.


  1. Реймерс Н. Ф. «Экология». - М.: 1994.


  1. Тверская С. С., Утешинский Д. Д. «Здоровье человека». Практикум. - М., 1992.












РЕКОМЕДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.


  1. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. - М.: Аквариум, 1995.


  1. Гостюшкин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1996.


  1. Дольник В. «Непослушное дитя биосферы». - М.: Педагогика- пресс, 1994.


  1. Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым. / Роберт Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт, 1992.


  1. Детская энциклопедия. Природа и мы/Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - М.: 2004-2005.


  1. Чумаков Б. Н. Валеология. - М.: Российское педагогическое агентство (РПА), 1997.


  1. Основы медико-биологических знаний / Под редакцией Г. И. Куценко. - М.: Высшая школа, 1996.


  1. Реймерс Н. Ф. «Охрана природы и окружающей человека среды». - М.: Просвещение, 1989.

9. Астапенко М.П. , Сухаревская Е.Ю. «Природа родного края» Издательство «БАРО-ПРЕСС» 2006г.




VII. Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ (дополнительное задание)

  1. Апрель с водой - май с травой.

  2. Будет дождь - будут и грибки.

  3. В мае дождь - будет и рож.

  4. Весенний день год кормит.

  5. Весна и осень - на дню погод восемь.

  6. Весна красна цветами, а осень снопами.

  7. Весной ведро воды - ложка грязи, осень ложка воды - ведро грязи.

  8. Голод заставляет работать, холод бегать.

  9. Заковал мороз реки, да не на веки.

  10. Зима без снега - лето без хлеба.

  11. Зимой солнце светит да не греет.

  12. Каково лето, таково и сено.

  13. Каково семя, таков и плод.

  14. Кто много спит весной, у того зимой бессонница бывает.

  15. Летняя неделя год кормит.

  16. Май холодный - год плодородный.

  17. Май холодный - не будешь голодный.

  18. Март сухой - урожай плохой.

  19. Март холодный - будешь голодный.

  20. Много снега на полях, много хлеба в закромах.

  21. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

  22. Невспаханный пласт урожая не даст.

  23. Нет плохой земли, есть плохой хозяин.

  24. Одна ласточка весны не делает.

  25. Посеешь в погоду - больше приплоду.

  26. Рано ласточки прилетели - хорошее лето будет.

  27. Сухой март и сырой май - будет урожай.

  28. Схлестнулись две подруги - метель да вьюга.

  29. Холодная зима - к урожаю.

  30. Худо лето, коль солнца нету.



VIII. Приложение.

Содержание диагностических методик.

Исследование мотивации прихода в объединение.

Тестирование проводится в начале и в конце года. Детям предлагается выбрать несколько вариантов ответов на вопросы:

1) Почему ты ходишь в кружок? 2) Что тебе интересно в кружке?

- мне интересно то, чему там учат - занятия

-хочу больше знать - праздники

-занятия проводят увлекательно и интересно - экскурсии

-пообщаться с друзьями - конкурсы и викторины

-нравится учитель - мероприятия на каникулах.

-заставляют родители

-потому что бесплатно

Исследование уровня самооценки.

(модификация Е.А. Ничипорюк)

Тестирование проводится в начале и в конце года. Детям на листе предлагаются четыре лесенки по 10 ступенек в каждой, обозначенные соответственно: ум, здоровье, счастье, знание. Текст: " На первой ступеньке стоят не очень умные дети, а на последней - самые умные. Куда бы ты себя поставил?" И так про каждую лестницу.

Образовательная программа Экология Дона







ум здоровье счастье знание







Диагностика для определения доминирующей экологической установки.

Автор: зав.кафедрой экологической психологии Московского института, доктор психологических наук Ясвин В.А.

Методика проводится в устной или письменной форме, возможно на заранее подготовленном бланке. Методика проводится с участием детей от 6-7 лет до среднего школьного возраста.

Диагностируемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит».

Количество выборов того или иного типа представляются в процентном отношении от максимального, а затем им присваиваются следующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес, рассматривается как ведущий у данной личности, опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ.

1. К - природа воспринимается как объект красоты -

«Эстетическая» установка.

2. И - природа воспринимается как объект изучения -

«Когнитивная» установка.

3. О - природа воспринимается как объект охраны -

«Этическая» установка.

4. П - природа воспринимается как объект пользы -

«Прагматическая» установка.


Лес

Поляна (К)

Муравейник (И)

Заповедник (О)

Дрова (П)

Песок

Лось

Следы (И)

Лесник (О)

Трофей (П)

Камни

Рога (К)

Трава

Поливать (О)

Силос (П)

Кора

Роса (К)

Стебель (И)

Озеро

Улов (П)

Шерсть

Острова (К)

Моллюск (И)

Очищать (О)

Медведь

Паутина

Хозяин (К)

Малина (И)

Редкий (О)

Шкура (П)

Дерево

Осень (К)

Кольца (И)

Вырастить (О)

Мебель (П)

Сено

Болото

Головастик (И)

Заказник (О)

Торф (П)

Яблоки

Туман (К)

Утка

Запрет (О)

Жаркое (П)

Рассвет (К)

Ветка

Кольцевание (И)

Рыба

Жабры (И)

Серебристая (К)

Нерестилище (О)

Жарить (П)

Перо

Сад

Берлога

Цветущий (К)

Опыление (И)

Ухаживать (О)

Урожай (П)

Бобр

Ловкий (К)

Резцы (И)

Расселение (О)

Шуба (П)

Грибы

Природа

Красота (К)

Изучение (И)

Охрана (О)

Польза (П)

















© 2010-2022