- Преподавателю
- Биология
- Здоровье сберегающие технологии (в копилку)
Здоровье сберегающие технологии (в копилку)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петриченко В.В. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
Проблема сохранения здоровья учеников была и есть актуальной. Важной составной школьного образования есть формирование мотивации для сохранения и укрепления здоровья. Это можно сделать на уроках биологии.
Здоровье-понятие многоплановое. Оно содержит в себе не только физическую составляющую, но и психическую, социальную и духовную.
Физическое здоровье- функционирование организма и состояние организма, а также состояние его систем.
Социальное здоровье - взаимодействия с другими людьми, чувства любви, товарищества, успеха, групповой солидарности.
Психическое здоровье состоит из двух составных -эмоционального здоровья (самоуважения, хорошего настроения, способности понимать чувства других) и умственного здоровья (способность получать и анализировать информацию, умение использовать эту информацию в повседневной жизни).
Духовное здоровье - формирование ценностей в жизни.
Можно использовать такие методы активного и интерактивного обучения.
1.Позитивная мотивация создает ситуацию успеха, помогает создавать эмоциональный комфорт, есть профилактическим способом предупреждения психотравматизма, стрессов, неврозов.
2.Учет индивидуальных стилей обучения уч-ся (правополушарные, левополушарные, аудиал, визуал, кинестетик, типы темперамента)приводит к созданию комфортной атмосферы, воспитывает культуру труда.
3.Обеспечение на уроке двигательной активности помогает профилактике утомления мозга (кислородное голодание), повышает эффективность познавательной деятельности уч-ся.
4.Имаготерапия (уч-ся имитируют растения и животные, которые они изучают) помогает развитию представления, эмоциональной сферы, активизирует познавательную деятельность уч-ся (формирование психического и духовного здоровья).
5.Библиотерапия - работа с книгой - профилактика депрессий, стрессов, неврозов (формирование социального, психического и духовного здоровья).
6.Арт-терапия -терапия искусства - профилактика стрессов, эмоционального обеднения.
7.Смехотерапия - создание бодрого, жизнерадостного тонуса.
8.Использование технологий толерантного общения - организация работы в парах, группах - уменьшает агрессию, помогает развитию эмпатии, коммуникативных способностей, созданию комфортной среды на уроке.
9.Использование методического инструментария проблемного обучения создает на уроке ситуации интеллектуального напряжения, формирует интеллектуальную культуру, творческую компетентность.
10.Рефлексивность урока - фиксация собственного отношения к уроку с помощью цветов, рисунков, ответов - формирует критическое мышление, воспитывает устойчивую социальную позицию.
Комплекс упражнений физкультминуток для учеников.
Первый урок
Исходное положение (И.П.)- сидя на стуле:
1.наклоны головы вправо и влево,
2.наклоны головы вперед,
3.поворот головы в правую и в левую стороны.
Темп свободный. Повторить 5-6 раз.
Второй урок
И.П.- стоя, ноги на ширине плеч:
1.выдох -руки через стороны вверх, наперекрест, вдох -И.П.
2.круговые движения согнутыми руками вперед и назад,
3.наклоны вправо и влево.
Темп средний. Повторить 8-10 раз.
Третий урок
И.П. -стоя, руки на поясе:
1.1.правую руку вперед, левую вверх, поменять положение рук.
2.кисти тыльным боком на поясе, свести локти вперед, голову наклонить, локти назад, прогнуться.
3.руки вверх, сжать кисти в кулак и разжать их, опустить руки вниз и потрясти кистями.
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Четвертый урок.
И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову:
1.круговые вращения туловищем вправо и влево,
2наклоны туловища вперед (выдох), И.П. (вдох)
3.наклоны туловища вправо и влево.
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Пятый урок
И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе:
1.круговые движения бедрами вправо и влево
2.приседания (не отрывать пятки от пола)
Темп нарастающий. Повторить 10 раз.
Шестой урок.
И.П. -сидя:
1.сложить руки перед грудью пальцами вверх, сжать со всей силы, И.П.
2.втянуть живот и потянуться вверх, словно, опираясь на руки, выглядывая из окна
Темп свободный, с приложением усилий. Повторить 6-8 раз.
Упражнения для глаз (выполняются по необходимости)
И.П.- сидя:
1.широко раскрыть глаза, посмотреть как можно выше вверх (1сек.), потом как можно дольше вправо (1 сек.), вниз (1 сек.), повторить 5 раз по часовой стрелке и 5 раз - против часовой стрелки.
2.закрыть глаза ладонями (не давить) на 3-4 сек.
3 посмотреть вдаль (желательно на что-нибудь зеленое)3-4 сек.
Валеологическая минутка.
Потереть ладошки - им тепло, поможем нашему организму мобилизоваться. Для этого указательным пальцем правой руки делаем круговые движения (влево и вправо) в точке, расположенной на переносице. Потом массируем точки около основания носа. Следующие точки расположены над и под верхней губой. Последняя тока расположена на мочке уха.
К вам пришло чувство бодрости, хорошей трудоспособности, и мы начинаем трудиться.
Психологический настрой.
Сядьте прямо, закройте глаза и расслабьтесь. (Спокойно, тихо). Представьте, что над вашей головой светит лучик. Смотрите, как вы легко можете им управлять. Вот он плавно освещает вас с головы до пят. Вам приятно смотреть на себя, вы чудесно смотритесь, вы спокойны и уверены в себе. А теперь обведите лучом тех, кто сидит рядом. Подумайте, как вам хорошо вместе. Поднимите лучик выше и осветите свою маму, папу и других людей, кого вы любите. Поблагодарите их за то, что они любят и поддерживают вас. А теперь поднимите лучик высоко-высоко и обведите ним все вокруг. Поблагодарите судьбу за то, что вам дарована жизнь, что вы можете ним ежедневно наслаждаться и осуществлять свои мечты.
Через несколько секунд раскройте глаза, возьмитесь за руки и тихо скажите: «До свидания!»
Памятка.
+ если прочитанное подтверждает то, что вы знаете или думаете, что знаете.
_ если прочитанное несет новую для вас информацию.
? если информация вас беспокоит или вы хотите знать про это еще больше.
Австралийский дождь.
В Австралии поднялся ветер - трем ладошки
Начинает капать дождь - щелкаем пальцами
Дождь усиливается - поочередное хлопанье руками по груди
Начинается настоящий ливень - хлопаем по бедрам
А вот град - настоящая буря - топот ногами
Но, что это? Буря стихает - хлопаем по бедрам
Дождь стихает - хлопаем по груди
Редкие капли падают на землю - щелкаем пальцами
Тихий шелест ветра - трем ладошки
Солнце !-руки вверх
Гимнастические упражнения для глаз.
1.Быстро поморгать глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаю до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза, открыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями вправо-влево, вверх-вниз указательным пальцем вытянутой руки. Повторить 4-5 раз.
4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5.В среднем темпе осуществить 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль -1-6. Повторить 1-2 раза.
Профилактика нарушения зрения.
Офтальмотренажер - система упражнений для глаз.
Разработана система тренировочных упражнений, которая включает направленные движения глазных яблок в течение 1-1,5 мин. По схемам начерченных геометрических фигур - круга и эллипса.