- Преподавателю
- Биология
- Примерная рабочая пограмма по биологии 8 класс
Примерная рабочая пограмма по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стельмахова А.Е. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена: с учетом Федерального Государственного стандарта, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
Данная программа скорректирована согласно действующему Базисному учебному плану, который предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение
следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )
обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования;
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.
Учебно-методический комплект по биологии 8 класса:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология" 8 класс (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2009 год
Рабочая тетрадь Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, «Биология: человек», 8 класс М., изд.дом «Вентана - Граф», 2008
№ п/п
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов в календарно-тематическом планировании
Введение.
1
1
Обшей обзор строения организма человека
5
4
Опорно-двигательная система
8
7
Кровь. Кровообращение.
9
9
Дыхательная система.
5
6
Пищеварение
7
5
Обмен веществ и энергии
3
4
Выделение
2
2
Кожа
3
4
Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма
7
8
Органы чувств
5
4
Поведение и психика
7
7
Воспроизведение и развитие человека
5
4
Человек и окружающая среда
-
4
Повторение
-
1
Всего часов - 70, лабораторных - 7
Общее количество часов сохранено, но в связи с особенностями класса, по некоторым разделам внесены изменения:
- уменьшено количество часов таких разделов как «Общий обзор организма человека», «Опорно-двигательная система», «Органы чувств», «Пищеварение», «Воспроизведение и развитие человека»;
- увеличено количество часов следующих разделов: «Дыхательная система», «Кожа», «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма»;
- за счет уменьшения часов по разделам - 4 часа отведено на изучение раздела «Человек и окружающая среда» и 1 час на повторение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
-
Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
-
Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
-
Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.
-
Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
-
Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
-
Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
-
Индивидуальное развитие организма.
Учащиеся должны уметь:
-
Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
-
Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
-
Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
-
Устанавливать связи микро- и макростроения органов.
-
Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
-
Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
-
Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
-
Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
-
Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
-
Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным.
Учебно-тематический план:
№ раздела/
темы
Название раздела темы
Количество
часов
В том числе
Практические работы
тестирование
Лабораторных работ
1
Введение.
1
2
Обшей обзор строения организма человека
4
1
1
3
Опорно-двигательная система
7
4
1
2
4
Кровь. Кровообращение.
9
5
1
1
5
Дыхательная система.
6
2
1
2
6
Пищеварение
5
2
1
1
7
Обмен веществ и энергии
4
1
8
Выделение
2
9
Кожа
4
1
10
Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма
8
2
1
11
Органы чувств
4
4
12
Поведение и психика
7
5
1
13
Воспроизведение и развитие человека
4
14
Человек и окружающая среда
4
15
Повторение
1
Итого
70
27
6
7
Первая четверть
17
1
3
Вторая четверть
14
2
4
Третья четверть
21
2
Четвертая четверть
18
1
Тематическое планирование
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Дата
Введение. - 1
1.1
Науки о человеке и их значение
1
Тема 1. Обшей обзор строения организма человека (4 часа)
2.1
Структура тела. Место человека в живой природе
1
3.2
Клетка, её химический состав, строение и процессы жизнедеятельности.
1
4.3
Ткани. Л\р «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной и мышечных тканей тканей»
1
5.4
Органы, Системы органов. Организм - единое целое.
1
Тема 2. Опорно-двигательная система (7 часов)
6.1
Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения.
Состав костей.
1
7.2
Строение скелета человека. Скелет головы и туловища
1
8.3
Строение скелета человека. Скелет конечностей. Л/р «Просмотр под микроскопом костей и поперечнополосатой мышечной ткани»
1
9.4
Первая помощь при повреждениях скелета.
Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета. Л/р «Оказание первой помощи при переломах, растяжениях и вывихах»
1
10.5
Строение и функции мышц. Их работа.
Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.
1
11.6
Развитие опорно-двигательной системы.
Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия.
1
12.7
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система».
1
Тема 3.Кровь. Кровообращение. (9 часов)
13.1
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.
1
14.2
Иммунитет.
1
15.3
Заболевания крови, нарушения деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика.
1
16.4
Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции.
1
17.5
Строение и работа сердца.
1
18.6
Движение крови в организме.
Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Измерение артериального давления.
1
19.7
Гигиена сердечно - сосудистой системы.
Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца.
1
20.8
Первая помощь при кровотечениях
Знакомство с приёмами остановки кровотечений. Л/р «Первая помощь при кровотечениях»
1
21.9
Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение».
1
Тема 4. Дыхательная система. (6 часов)
22.1
Строение и функции дыхательной системы
1
23.2
Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
1
24.3
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Жизненная ёмкость лёгких. Дыхательные движения.
1
25.4
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Л/р «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
1
26.5
Меры первой помощи при поражении органов дыхания. Знакомство с приёмами искусственного дыхания
1
27.6
Обобщающий урок по теме «Дыхание» Л/р «Изготовление самодельной модели Дондерса»
1
Тема 5. Пищеварение (5 часов)
28.1
Питание и пищеварение
1
29.2
Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов.
Действие ферментов слюны на крахмал.
1
30.3
Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ. Л/р «Действие ферментов желудочного сока на белки».
1
31.4
Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика.
1
32.5
Обобщающий урок по теме «Пищеварение»
1
Тема 6. Обмен веществ и энергии (4 часа)
33.1
Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.
1
34.2
Превращение веществ и энергии в организме.
1
35.3
Нормы питания
Суммарный подсчёт суточного рациона. П/р. «Составление рациона питания школьника»
1
36.4
Витамины
1
Тема 7. Выделение (2 часа)
37.1
Строение и функции почек
1
38.2
Предупреждение заболевание почек. Питьевой режим.
1
Тема 8. Кожа (4 часа)
39.1
Строение и функции кожи.
1
40.2
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. П/р «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»
1
41.3
Теплорегуляция и её нарушение в организме. Закаливание.
1
42.4
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Гигиена одежды и обуви.
1
Тема 9. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма
(8 часов)
43.1
Нервная система: строение, функции, принцип деятельности.
1
44.2
Безусловные и условные рефлексы.
1
45.3
Спинной мозг.
1
46.4
Головной мозг.
1
47.5
Вегетативная нервная система.
1
48.6
Эндокринная система, строение и функции.
1
49.7
Нарушения деятельности эндокринной системы.
1
50.8
Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма».
1
Тема 10. Органы чувств (4 часа)
51.1
Анализаторы. Органы зрения - глаз
1
52.2
Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи.
1
53.3
Органы слуха и равновесия и их гигиена.
1
54.4
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
Тема 11. Поведение и психика (7 часов)
55.1
Врождённые и приобретённые формы поведения
1
56.2
Закономерности работы головного мозга.
Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки. Объём внимания.
1
57.3
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
58.4
Память и её виды.
Выявление объёма кратковременной памяти.
1
59.5
Биологические ритмы. Бодрствование.
1
60.6
Биологические ритмы. Сон и его значение.
1
61.7
Обобщающий урок по теме «Поведение и психика».
1
Тема 12. Воспроизведение и развитие человека. (4 часа)
62.1
Размножение. Половая система человека
1
63.2
Эмбриональное развитие человека.
Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными
1
64.3
Постэмбриональное развитие человека.
1
65.4
Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика
1
Тема 13. Человек и окружающая среда (4часа).
66.1
Человек как биологический вид.
1
67.2
Человек как социальный вид. Личность и её свойства.
1
68.3
Здоровый образ жизни - обязательное условие гармоничного развития личности человека.
1
69.4
Деятельность человека - глобальный экологический фактор.
1
Тема 14. Повторение.
70.1
Повторение за курс 8 класса
1
Дополнительная литература для учителя:
1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Марш. Биология.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008
2) В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. - М. «Высшая школа»2001г.
3) Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой христоматией. Брянск 2006 г.
4) В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология. Открытые уроки. 7-9 классы. - Волгоград: Учитель 2003 г.
5) Е.Г. Жадько, В.В. Мамонов. Школьные олимпиады, Ростов - на- Дону «Феникс», 2004 г.
6) М.В. Оданович. Биология. Тесты. 7-8 классы. Волгоград: Учитель - 2007 г.
7) Н.А. Калиничев. Твой биологический минимум. Брянск,2004 г.
для учащихся:
1) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Человек. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;
2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;
3) Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.
5