Примерная рабочая пограмма по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена: с учетом Федерального Государственного стандарта, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

Данная программа скорректирована согласно действующему Базисному учебному плану, который предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение

следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.

Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )

обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования;

продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.

Учебно-методический комплект по биологии 8 класса:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология" 8 класс (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2009 год

Рабочая тетрадь Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, «Биология: человек», 8 класс М., изд.дом «Вентана - Граф», 2008


№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение.

1

1

    Обшей обзор строения организма человека

    5

    4

      Опорно-двигательная система

      8

      7

        Кровь. Кровообращение.

        9

        9

          Дыхательная система.

          5

          6

            Пищеварение

            7

            5

              Обмен веществ и энергии

              3

              4

                Выделение

                2

                2

                  Кожа

                  3

                  4

                    Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

                    7

                    8

                      Органы чувств

                      5

                      4

                        Поведение и психика

                        7

                        7

                          Воспроизведение и развитие человека

                          5

                          4

                            Человек и окружающая среда

                            -

                            4

                              Повторение

                              -

                              1

                              Всего часов - 70, лабораторных - 7

                              Общее количество часов сохранено, но в связи с особенностями класса, по некоторым разделам внесены изменения:

                              - уменьшено количество часов таких разделов как «Общий обзор организма человека», «Опорно-двигательная система», «Органы чувств», «Пищеварение», «Воспроизведение и развитие человека»;

                              - увеличено количество часов следующих разделов: «Дыхательная система», «Кожа», «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма»;

                              - за счет уменьшения часов по разделам - 4 часа отведено на изучение раздела «Человек и окружающая среда» и 1 час на повторение.


                              Требования к уровню подготовки учащихся

                              Учащиеся должны знать:

                              1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.

                              2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.

                              3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

                              4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.

                              5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.

                              6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.

                              7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.

                              8. Индивидуальное развитие организма.

                              Учащиеся должны уметь:

                              1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.

                              2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

                              3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.

                              4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.

                              5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

                              6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

                              7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

                              8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.

                              9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

                              10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным.

                              Учебно-тематический план:

                              № раздела/

                              темы

                              Название раздела темы

                              Количество

                              часов

                              В том числе

                              Практические работы

                              тестирование

                              Лабораторных работ

                              1

                              Введение.

                              1


                              2

                              Обшей обзор строения организма человека

                              4

                              1


                              1

                              3

                              Опорно-двигательная система

                              7

                              4

                              1

                              2

                              4

                              Кровь. Кровообращение.

                              9

                              5

                              1

                              1

                              5

                              Дыхательная система.

                              6

                              2

                              1

                              2

                              6

                              Пищеварение

                              5

                              2

                              1

                              1

                              7

                              Обмен веществ и энергии

                              4

                              1



                              8

                              Выделение

                              2



                              9

                              Кожа

                              4

                              1



                              10

                              Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

                              8

                              2

                              1


                              11

                              Органы чувств

                              4

                              4



                              12

                              Поведение и психика

                              7

                              5

                              1


                              13

                              Воспроизведение и развитие человека

                              4



                              14

                              Человек и окружающая среда

                              4



                              15

                              Повторение

                              1



                              Итого

                              70

                              27

                              6

                              7

                              Первая четверть

                              17

                              1

                              3

                              Вторая четверть

                              14

                              2

                              4

                              Третья четверть

                              21

                              2


                              Четвертая четверть

                              18

                              1


                              Тематическое планирование

                              (70 часов, 2 часа в неделю)

                              № п/п

                              Наименование тем и разделов

                              Кол-во часов

                              Дата

                              Введение. - 1

                              1.1

                              Науки о человеке и их значение

                              1

                              Тема 1. Обшей обзор строения организма человека (4 часа)

                              2.1

                              Структура тела. Место человека в живой природе

                              1

                              3.2

                              Клетка, её химический состав, строение и процессы жизнедеятельности.

                              1

                              4.3

                              Ткани. Л\р «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной и мышечных тканей тканей»

                              1

                              5.4

                              Органы, Системы органов. Организм - единое целое.

                              1

                              Тема 2. Опорно-двигательная система (7 часов)

                              6.1

                              Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения.

                              Состав костей.

                              1

                              7.2

                              Строение скелета человека. Скелет головы и туловища

                              1

                              8.3

                              Строение скелета человека. Скелет конечностей. Л/р «Просмотр под микроскопом костей и поперечнополосатой мышечной ткани»

                              1

                              9.4

                              Первая помощь при повреждениях скелета.

                              Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета. Л/р «Оказание первой помощи при переломах, растяжениях и вывихах»

                              1

                              10.5

                              Строение и функции мышц. Их работа.

                              Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.

                              1

                              11.6

                              Развитие опорно-двигательной системы.

                              Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия.

                              1

                              12.7

                              Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система».

                              1

                              Тема 3.Кровь. Кровообращение. (9 часов)

                              13.1

                              Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.

                              1

                              14.2

                              Иммунитет.

                              1

                              15.3

                              Заболевания крови, нарушения деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика.

                              1

                              16.4

                              Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции.

                              1

                              17.5

                              Строение и работа сердца.

                              1

                              18.6

                              Движение крови в организме.

                              Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Измерение артериального давления.

                              1

                              19.7

                              Гигиена сердечно - сосудистой системы.

                              Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца.

                              1

                              20.8

                              Первая помощь при кровотечениях

                              Знакомство с приёмами остановки кровотечений. Л/р «Первая помощь при кровотечениях»

                              1

                              21.9

                              Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение».

                              1

                              Тема 4. Дыхательная система. (6 часов)

                              22.1

                              Строение и функции дыхательной системы

                              1

                              23.2

                              Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях

                              Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

                              1

                              24.3

                              Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

                              Жизненная ёмкость лёгких. Дыхательные движения.

                              1

                              25.4

                              Болезни органов дыхания и их предупреждение. Л/р «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

                              1

                              26.5

                              Меры первой помощи при поражении органов дыхания. Знакомство с приёмами искусственного дыхания

                              1

                              27.6

                              Обобщающий урок по теме «Дыхание» Л/р «Изготовление самодельной модели Дондерса»

                              1

                              Тема 5. Пищеварение (5 часов)

                              28.1

                              Питание и пищеварение

                              1

                              29.2

                              Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов.

                              Действие ферментов слюны на крахмал.

                              1

                              30.3

                              Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ. Л/р «Действие ферментов желудочного сока на белки».

                              1

                              31.4

                              Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика.

                              1

                              32.5

                              Обобщающий урок по теме «Пищеварение»

                              1

                              Тема 6. Обмен веществ и энергии (4 часа)

                              33.1

                              Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.

                              1

                              34.2

                              Превращение веществ и энергии в организме.

                              1

                              35.3

                              Нормы питания

                              Суммарный подсчёт суточного рациона. П/р. «Составление рациона питания школьника»

                              1

                              36.4

                              Витамины

                              1

                              Тема 7. Выделение (2 часа)

                              37.1

                              Строение и функции почек

                              1

                              38.2

                              Предупреждение заболевание почек. Питьевой режим.

                              1

                              Тема 8. Кожа (4 часа)

                              39.1

                              Строение и функции кожи.

                              1

                              40.2

                              Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. П/р «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

                              1

                              41.3

                              Теплорегуляция и её нарушение в организме. Закаливание.

                              1

                              42.4

                              Уход за кожей, волосами, ногтями.

                              Гигиена одежды и обуви.

                              1

                              Тема 9. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

                              (8 часов)

                              43.1

                              Нервная система: строение, функции, принцип деятельности.

                              1

                              44.2

                              Безусловные и условные рефлексы.

                              1

                              45.3

                              Спинной мозг.

                              1

                              46.4

                              Головной мозг.

                              1

                              47.5

                              Вегетативная нервная система.

                              1

                              48.6

                              Эндокринная система, строение и функции.

                              1

                              49.7

                              Нарушения деятельности эндокринной системы.

                              1

                              50.8

                              Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма».

                              1

                              Тема 10. Органы чувств (4 часа)

                              51.1

                              Анализаторы. Органы зрения - глаз

                              1

                              52.2

                              Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи.

                              1

                              53.3

                              Органы слуха и равновесия и их гигиена.

                              1

                              54.4

                              Органы осязания, обоняния, вкуса.

                              1

                              Тема 11. Поведение и психика (7 часов)

                              55.1

                              Врождённые и приобретённые формы поведения

                              1

                              56.2

                              Закономерности работы головного мозга.

                              Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки. Объём внимания.

                              1

                              57.3

                              Особенности высшей нервной деятельности человека.

                              1

                              58.4

                              Память и её виды.

                              Выявление объёма кратковременной памяти.

                              1

                              59.5

                              Биологические ритмы. Бодрствование.

                              1

                              60.6

                              Биологические ритмы. Сон и его значение.

                              1

                              61.7

                              Обобщающий урок по теме «Поведение и психика».

                              1

                              Тема 12. Воспроизведение и развитие человека. (4 часа)

                              62.1

                              Размножение. Половая система человека

                              1

                              63.2

                              Эмбриональное развитие человека.

                              Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными

                              1

                              64.3

                              Постэмбриональное развитие человека.

                              1

                              65.4

                              Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика

                              1

                              Тема 13. Человек и окружающая среда (4часа).

                              66.1

                              Человек как биологический вид.

                              1

                              67.2

                              Человек как социальный вид. Личность и её свойства.

                              1

                              68.3

                              Здоровый образ жизни - обязательное условие гармоничного развития личности человека.

                              1

                              69.4

                              Деятельность человека - глобальный экологический фактор.

                              1

                              Тема 14. Повторение.

                              70.1

                              Повторение за курс 8 класса

                              1






                              Дополнительная литература для учителя:

                              1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Марш. Биология.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008

                              2) В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. - М. «Высшая школа»2001г.

                              3) Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой христоматией. Брянск 2006 г.

                              4) В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология. Открытые уроки. 7-9 классы. - Волгоград: Учитель 2003 г.

                              5) Е.Г. Жадько, В.В. Мамонов. Школьные олимпиады, Ростов - на- Дону «Феникс», 2004 г.

                              6) М.В. Оданович. Биология. Тесты. 7-8 классы. Волгоград: Учитель - 2007 г.

                              7) Н.А. Калиничев. Твой биологический минимум. Брянск,2004 г.

                              для учащихся:

                              1) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Человек. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;

                              2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;

                              3) Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.



                              5


                              © 2010-2022