• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа элективного курса по природоведению 5 класс Естествознание. Мои открытия

Рабочая программа элективного курса по природоведению 5 класс Естествознание. Мои открытия

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса

по природоведению

5 класс

Естествознание. Мои открытия.



Разработчик программы:

Воробьева Татьяна Сергеевна,

учитель биологии

первой квалификационной категории




Программа рассмотрена на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла

Протокол № __ от «___» _______2012 г.

Руководитель ____________


Согласовано 30 августа 2012 г.

Заместитель директора по УВР ________



Кандалакша 2012



Пояснительная записка

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, патриотического воспитания, развития у них интереса к активному познанию окружающей природы родного края.

Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы экологии, химии и биологии, учитывает психологические закономерности формирования специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.

Данная программа реализуется в рамках основного общего образования, имеет естественно-научную и эколого-краеведческую направленность.

Цель: развитие личности ребёнка в условиях эколого-краеведческого направления, способствовать углублению знаний учащихся в данных областях, и формирование экологической культуры учащихся, улучшить охрану окружающей среды, обеспечить развитие природоохранной деятельности учащихся.

Задачи:

Определить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.

Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.

Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.

Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю - 34 часа в год. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

П/р

примечания

1.

Вводное занятие. Содержание и общий план занятий.

Основная деятельность курса.

Условие и характер самостоятельной работы обучающихся.

1

2.

Общие вопросы охраны природы.

3

1

Экскурсия

3.

Малая моя Родина. Природные ресурсы города.

2

4.

Флора и фауна. Растительный и животный мир. Красная книга Российской Федерации и Владимирской обл.

4

2

Экскурсия,

сбор гербариев.

5.

Вода: её свойства и значения. Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление.

Источники загрязнения воды.

5

3

Экскурсия,

практичес-

кая работа.

6.

Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды.

5

2

Экскурсия,

практичес-

кая работа.

7.

Почва: её состав и свойства.

Сохранение и увеличение плодородия.

4

2

Экскурсия,

практичес-

кая работа

8.

Международная деятельность в области охраны природы.

2

1

Работа в интернет-сайтах

9.

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям.

4

2

Проверка исслед-их работ

10.

Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, подготовка к олимпиадам.

4

2

Подготовка к конкурсу ЧИП

Содержание программы

1. Вводное занятие. (1 час) Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.

Содержание и общий план занятий. Основная деятельность.

Условие и характер самостоятельной работы членов.

2. Общие вопросы охраны природы. (3 часов)

Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали (или не хотели замечать) в объяснениях термина "экология" Э.Геккелем, и к чему это привело?

Структура современной экологии. Химическая экология. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу.

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

3. Малая моя Родина. (2 часа)

Географическое положение г. Кандалакши. Природные ресурсы города.

Экскурсия по окрестностям горда.

4. Флора и фауна. (4 часов)

Растительный и животный мир Мурманской обл. и г. Кандалакша. Красная книга Российской. Лес: проблемы и перспективы.

Лесное хозяйство. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека.

Охрана леса и рациональное использование его продуктов.

Экскурсия в лес. Сбор гербариев. Экскурсия в музей Кандалакшского заповедника.

5. Вода: её свойства и значения. (5 часов)

Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды.

Экскурсия.

Практическая работа. Отбор и хранение водных проб; выбор места для отбора; виды и нормы проб воды; взятие проб снега и льда на территории города. Определение количественных показателей природной воды: температуры, прозрачности, общего содержания примесей, реакций среды, жесткости воды, наличие нитратов, примесей нефтепродуктов.

6. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. (5 часов)

Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух города и его охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.

Экскурсия по улицам города.

Практическая работа. Методы качественного и количественного определения угарного газа в воздухе, взвешенной пыли.

7. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. (4 часа)

Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна.

Экскурсия. Сбор почв в окрестностях города.

Практическая работа. Определение кислотности почвы.

8. Международная деятельность в области охраны природы. (2 часов)

Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.

Практическая работа. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.

9. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Защита работ. (4 часов)

10. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, подготовка к олимпиадам. (4 часов)

Изготовление поделок из природного материала, кормушек из пластиковых бутылок и коробок из под сока, их развешивание и уход за ними. Конкурс рисунков для младших школьников на темы экологических праздников.


© 2010-2022