- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Папоротники
Урок по теме Папоротники
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Богачёва Н.В. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ Бетлицкая средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
по биологии
«Плауны. Хвощи. Папоротники»
Подготовила
учитель биологии
Бетлицкой СОШ
Богачёва Н. В.
2011г.
Тема урока: «Плауны. Хвощи. Папоротники»
Цель: познакомить учащихся с характерными особенностями папоротникообразных, как представителей высших споровых растений.
Задачи:
-
образовательная - показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными;
-
воспитательная - дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных;
-
развивающая - продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
Тип урока: изучение нового материала (чтение текста с пометками по технологии РКМЧП).
Методы и методические приемы: технология чтения и письма текста с пометками, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование:
-
таблица «Развитие папоротника»;
-
живые комнатные растения,
-
компьютер, проектор, экран;
-
мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Стадия вызова (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).
О каких организмах идет речь?
1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле.
Ответ: водоросли.
2. Эти организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор, быть одновременно и авто и гетеротрофами.
Ответ: лишайники.
3. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах.
Ответ: мхи.
Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?
4. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.
Ответ: папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными.
Тема урока: Плауны. Хвощи. Папоротники.
Ключевые слова (на доске):
-
Корневище
-
Вайи
-
Спорангии
-
Заросток
-
Каменный уголь
-
Гирлянды
-
Известкование
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Итог (конкретизация целей). Таким образом, по окончании урока необходимо:
-
знать термины: корневище, вайи, спорангии, заросток;
-
понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;
-
применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров, в повседневной жизни.
Стадия осмысления (соприкосновение учащихся с новой информацией - индивидуальная работа с текстом; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).
Учащиеся читают текст (приложение 1), и по ходу работы делают карандашом пометки:
-
V - это я знаю;
-
+ - новая информация;
-
-- - информация противоречит моим знаниям;
-
? - информация требует пояснения;
-
! - это интересно.
Какая информация вам уже известна?
Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?
Какая информация требует пояснения?
Есть ли в тексте информация, которая противоречит вашим знаниям?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
Лабораторная работа «Изучение строения спороносящего папоротника нефролепис».
-
Рассмотрите форму и окраску корневища, форму вай.
-
Рассмотрите в лупу бурые бугорки на нижней стороне вай, их значение.
-
Сравните папоротники с мхами.
-
Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растения.
Возврат к ключевым словам. Что такое вайя, спорангии, корневище, заросток?
Как происходит чередование поколений у папоротников? Какое условие необходимо?
Стадия размышления и рефлексии (осмысление и закрепление полученной информации).
После прочтения текста, на основе полученных знаний, работая в парах, составляете кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления. Выразите свои знания графически.
Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски (приложение 2).
Оценивание: отметки получают практически все обучающиеся ("4" - "5").
Домашнее задание: параграф 15, найдите на карте залежи каменного угля и торфа.
Задания творческого характера:
-
В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?
-
Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?
-
Почему моховидные растении - маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?).
Литература:
-
Биология: Пособие для поступающих в вузы биолого-медицинского профиля / Г.С. Калинова, А.И. Никишов, А.Г. Хрипкова, Л.Н. Сухорукова.- М.: Школа - Пресс, 1995.
-
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2009.
-
Учебное издание. Пособие по биологии для абитуриентов. / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. - Минск. 1997.
-
Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. / А.А. Калинина. - М.: ВАКО, 2007.