Программа по биологии для 11 класса, базовый уровень

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56»


Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю

заседании методического с научно-методическом советом Директор школы

объединения учителей естественно- Протокол № ___ от «___» ____ 2015г.

географического цикла Руководитель научно методического совета _______________

Протокол № ___ от «___» ____ 2015г. ________________________ А.Н.Зубарева Л.Л.Тамбовцева

Руководитель методического

объединения

________________ Л.С.Корсакова





Рабочая программа

ПО БИОЛОГИИ

для 11 класса, базовый уровень

на 2015-2016 учебный год





Разработчик программы

Кузнецова Надежда Петровна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии утвержденного Приказом МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень);

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника,Биология 5 - 11 классы, Москва «Дрофа» 2010 г. Автор - составитель- Г.М. Пальдяева, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся

Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы (10 лабораторных и практических работ) и рассчитана один учебный год. Содержание программы направлено на освоение обучающимися базового уровня. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по билогии, авторской программы В.В. Пасечника.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, работающей на созданием комплексной программы психолого- педагогического сопровождения развития личности обучающегося в адаптивной школе.

Обучение биологиив старшей школе направлено на достижение следующих целей:

•Освоение базовых знанийо биологических системах и присущих им закономерностях; о роли биологической науки в формировании научной картины мира; о методах научного познания;

•Овладение умениямиприменять знания и анализировать процессы и явления живой природы; использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

•Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации и в процессе изучения развития современных научных взглядов;

•Воспитаниеэкологической, генетической и гигиенической грамотности; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•Овладениерядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Курс включает следующие разделы: IВид; IIЭкосистемы. Содержание, структура данной программы соответствует структуре содержания типовой (авторской) программы.Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, т.к. на биологию выделен дополнительный час из школьного компонента.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровней организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях. Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата). Исследование элементов причинно-следственного и структурно - функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос « Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Информационно - коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, график, диаграмма), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Владение навыками редактирования, текста, создание собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений.

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Обучающиеся обладают достаточно хорошо сформированным произвольным вниманием, что дает возможность широко использовать такие методы как лекции,семинары, зачеты, конференции, выступления с докладами. В проблемных лекциях, которые сочетаются с беседой, наблюдением, практической работой, внимание обучающихся сосредотачивается на главных противоречиях научного познания, активизируется их познавательная деятельность, повышается интеллектуальная нагрузка. Кроме того, конспектирование лекций готовит учащихся к обучению в ВУЗах и сети политехнического образования. Для оценки достиженийобучающихся используется следующие виды контроля: стартовый, текущий, итоговый; формы: собеседование, самостоятельная работа, реферат, защита работы, зачет, тестирование и др.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта, созданного под руководством В.В.Пасечника. • Программа среднего общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник. (Биология.5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009)

• Общая биология. 10 -11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник./ - М.: Дрофа. 2012

• Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. - М.: Издательство «Экзамен», 2006




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Вид (38 часов)

Тема1.История эволюционных идей(4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема2.Современное эволюционное учение (18 часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 3.Происхождение жизни на Земле(4 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.Происхождение человека(10 часа)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

• Лабораторные и практические работы

1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.



РАЗДЕЛ 2. Экосистемы(30 часов)

Тема 5.Экологические факторы(8 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 6.Структура экосистем(12 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.


Тема 7.Биосфера - глобальная экосистема(4 часа)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 8.Биосфера и человек(8 часов)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

• Лабораторные и практические работы

6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

8. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

9. Решение экологических задач.

10. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№/№

Наименование раздела (темы) курса

№ урока

Наименование темы урока

Диагностический инструментарий

1.






























































2.





Вид.

Тема 1. История эволюционных идей




Тема 2. Современное эволюционное учение








Тема 3. Происхождение жизни на Земле


Тема 4. Происхождение человека




Экосистемы

Тема 5. Экологические факторы










Тема 6. Структура экосистем


















Тема 7. Биосфера - глобальная экосистема


Тема 8. Биосфера и человек

1.

2.


3.

4.


5.

6.



7.


8.


9.

10.


11.


12.



13.

14.


15.

16.


17.

18.


19.

20.


21.

22.


23.


24.



25.

26.


27.

28.



29.


30.


31.

32.


33.

34.


35.

36.


37.

38.


39.

40.


41.

42.


43.

44.


45.

46.



47.

48.


49.


50.


51.

52.


53.

54.



55.

56.


57.

57.


59.

60.


61.

62.


63.

64.




65.


66.


67.

68.


История эволюционных идей.

Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка.

Предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин и основные положения его теории.

Вид, его критерии. Популяция.

Л. р. № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию».

Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

Л. р. № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»

Борьба за существование и ее формы.

Естественный отбор и его формы.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.

Л. р. № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Изолирующие механизмы.

Видообразование.

Обобщение «Микроэволюция».

Самостоятельная работа № 1.

Макроэволюция, ее доказательства.

Система растений и животных - отражение эволюции.

Главные направления эволюции органического мира.

Соотношение путей эволюции.

Обобщение «Макроэволюция».

Самостоятельная работа № 2.

Гипотезы о происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни.

П.р. № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Основные этапы развития жизни на Земле.

Эволюция биосферы.

Гипотезы происхождения человека.

П.р. № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Отличия человека от животных.

Основные стадии антропогенеза.

Основные стадии антропогенеза.

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Современные проблемы человеческого общества.

Расы, их происхождение.

Самостоятельная работа № 3.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Местообитание и экологические ниши.

Основные типы экологических взаимодействий.

Основные типы экологических взаимодействий

Основные экологические характеристики популяции.

Динамика популяции.

Обобщение «Экологические факторы».

Самостоятельная работа № 4.

Экологические сообщества.

Л. р. № 4 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Структура сообщества.

Взаимосвязь организмов в сообществе.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

П.р. № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Причины устойчивости и смены экосистем.

Экологические сукцессии.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Л. р. № 5 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Обобщение «Структура экосистем».

Самостоятельная работа № 5.

Учение В.И. о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере.

Биологический круговорот.

Эволюция биосферы.

Антропогенное воздействие на биосферу.

П.р. № 4 « Решение экологических задач»

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

П.р. № 5 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающейсреде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Обобщение « Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек».

Самостоятельная работа № 6.

Заключение.

Итоговая работа за курс 11 класса








Л. р. № 1





Л. р. № 2







Л. р. № 3






Самостоятельная работа № 1








Самостоятельная работа № 2




П.р. № 1







П.р. № 2












Самостоятельная работа № 3












Самостоятельная работа № 4



Л. р. № 4








П.р. № 3






Л. р. № 5



Самостоятельная работа № 5









П.р. № 4



П.р. № 5





Самостоятельная работа № 6


Итоговая работа за курс 11 класса

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ


Обучающиеся должны знать/понимать:

основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; учение В. И. Вернадского о биосфере

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности иповседневной жизни


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает

значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

не делает выводов и обобщений.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за самостоятельные письменные и контрольные работы
.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет не менее половины работы.

  • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Список обязательной литературы:

1. Учебник «Общая биология». 10-11 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2012

.

Список дополнительной литературы:

1. . Биология: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. 2-е изд. - М.: «Дрофа», 1999

2. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. Биология: Общие закономерности: Книга для учителя - М.: Изд. дом «Генжер», 1999.

3. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. Под ред. Р. Сопера. М.: «Мир», 1993.

4. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев. Учебно-методическое пособие по биологии. Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция. М.: «Московский лицей», 1997.

5.Петунин О.В. Уроки биологии в 11-м классе. Развернутое планирование - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

Инернет-ресурсы

- bioword.narod.ru/Биологический словарь.

- bril2002.narod.ru - Биология для школьников. Краткая информ. по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

- en.edu.ru/Естественнонаучный образовательный портал

- nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.

- college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

- fipi.ru ФИПИ Открытый банк заданий ЕГЭ

- informilka.ru/text/database/biology/ Биология, обучающая энциклопедия

- vschool.km.ru/Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (биология 6-11)

- pedsovet.alledu.ru/ Всероссийский августовский педсовет

- 1september.ru/ru/ Газета «Первое сентября»

- learnbiology.narod.ru Изучаем биологию

- edu.tsu.ru/ Образовательный портал ТГУ

- scientific.ru/ Общенаучный сайт с разнообразной информацией.

- promeco.hl.ru/ Промышленная экология

- mglinets.narod.ru/ Развитие, биология, генетика.

- dinos Развитие жизни на Земле

- panda.org/ Всемирный фонд дикой природы (WWFInternational)

- greenpeace.org/ Greenpeace

- greenpeace.ru/ Greenpeace России

- conservation.org/ Conservation International

- nre.edu.ru/est/r4/ Биологическая картина мира

- nature.ok.ru/mlk_nas.htm Редкие и исчезающие животные России

- biodan.narod.ru БиоДан. Новости биологии- авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии.


Материально- техническое обеспечение учебного процесса

1. Интерактивная доска

2. Ноутбук

3. Проектор

4. Магнитная доска

5. Комплект таблиц по общей биологии

6. Гербарии по общей биологии.




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СР. № 1.

1. Дать характеристику изменчивости.

2. Перечислите критерии вида. Охарактеризуйте генетический критерий.

3. Найдите гомологичные органы у лошади и слона и объясните значение их у этих животных.

4. Еще сравнительно недавно применение небольших доз варфарина приводило через несколько дней к гибели обработанной популяции крыс. В настоящее время крысы пожирают варфарин без вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»?

СР. № 2.

1. Что такое биологический прогресс и какими путями организмы его достигают?

2. Назовите основные ароморфозы в эволюции растений.

3. Мышь и землеройка принадлежат к разным отрядам класса млекопитающих - грызунам и насекомоядным, но очень похожи по величине и форме тела. Как объяснить это сходство?

4. Докажите, что эволюция - процесс необратимый.

СР. № 3

1. Какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных?

2. Какие причины привели к возникновению разных человеческих рас?

3. Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида? Объясните свою точку зрения.

4. Есть мнения: а) развитие человека генетически обусловлено индивидуальными особенностями; б) все люди рождаются с одинаковыми наследственными задатками, но в жизни становятся разными по причине воспитания, образования. Аргументировано выскажите свою точку зрения.

СР. № 4.

1. Что такое экологические факторы? Приведите основные группы факторов.

2. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

3. В чем сходство и различие хищничества и паразитизма?

4. Почему разновозрастные популяции оказываются менее чувствительными к внезапным кратковременным изменениям условий воспроизводства?

СР. № 5.

1. Что такое биологический оптимум? Приведите пример.

2. Приведите пример антропогенной экосистемы. Как повысить ее биологическую продуктивность?

3. В чем отличие превращения вещества и энергии в экосистемах?

4. Что произойдет в экосистеме, если из нее исчезнет хищник и пищевая цепь укоротится

СР. № 6.

1. Назовите важнейшие специфические черты биосферы.

2. В чем заключается биологическая роль живых организмов в биосфере? Приведите примеры.

3. Каково влияние человеческой деятельности на круговорот углерода?

4. Предложите прогноз возможного развития экологической ситуации и пути решения этой проблемы.

Экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение речных и морских вод.

Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию

Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?

Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

Заполните таблицу:Название семейства и общие признаки семейства

№ растения

Признаки вида


Название вида


Первое растение

Второе растение


Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

Дайте определение терминам - эволюция, вид. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида

Цель:

убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

Оборудование: два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

Ход работы

-рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия;

-результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);

-выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом;

-сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.

1. Дайте определение терминам - изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.

2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?

Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Цель: на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

Оборудование: гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).

Ход работы

Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.

Пользуясь учебником "Ботаника" определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.

Заполните таблицу:

Название растений

Среда обитания

Адаптивные черты строения

Причины относительности


Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.

Дайте определение терминам - маскировка, мимикрия, адаптация

Лабораторная работа № 4. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Цель:выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Оборудование:карты-схемы территории Кузбасса в разные годы

Ход работы

  1. Рассмотреть карты-схемы территории Кузбасса в разные годы.

  2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

  3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Цель:Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии природных и искусственных экосистем.

Ход работы

1. Сравните данные экосистемы и заполните таблицу

Признаки сравнения

Природные экосистемы

Агроэкосистемы

Способы регуляции



Видовое разнообразие



Плотность видовых популяций



Источники энергии и их использование



Продуктивность



Круговорот веществ и энергии



Способность выдерживать изменения среды



3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Практическая работа № 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Цель:знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Оборудование: учебник, дополнительные материалы, тетрадь, ручка

Ход работы.Охарактеризовать мифологические представления древних ученых, первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, охарактеризовать экспериментальные доказательства гипотез: опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера, теории вечности жизни, материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Ознакомиться с утверждениями сторонников панспермии, гипотезой о вечности жизни во Вселенной. Объяснить, почему данные теории не нашли признания у многих ученых.

Являются ли представленные гипотезы доказательными? Допускают ли они эволюционное развитие природы? Можно ли считать данные гипотезы научными? Укажите знаком (+) или (-)

Гипотезы происхождения жизни

Доказательность гипотезы

Эволюционное развитие

Научность гипотезы


3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?


Практическая работа № 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Цель:познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Оборудование: текст«Гипотезы происхождения человека»

Ход работы

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека»

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Представления о происхождении человека

Аристотель

К.Линней

И.Кант

А.Н.Радищев

А.Каверзнев

Ж.Б.Робине

Ж.Б.Ламарк.

Ч.Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Практическая работа № 3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды; учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Инструктивная карточка

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т

Постройте пирамиду чисел пищевой цепи, зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика - 1 г (0,01 кг), ужа - 100 г (0,1 кг), змееяда - 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

В чем сущность правила экологической пирамиды?

Чем определяется устойчивость биоценозов?

Практическая работа № 4. Решение экологических задач

Цель: закрепить умения решать экологические задачи.

Инструктивная карточка. Объяснить каждый из предложенных ответов (верных и ошибочных)

1. Глобальные изменения климата (например, потепление) приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым не относятся:

а) извержения вулканов;б) смерчи и торнадо;в) влияние океанов (океанические течения);г) химические вещества атмосферы.

2. Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрик и свиноферм с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на:

а) введение севооборотов;б) химический состав поверхностных и грунтовых вод;

в) зональность ведения сельского хозяйства; г) ускорение водной мелиорации.

3. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;

б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;

в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;

г) химическому загрязнению лесных водоемов.г) ускорение водной мелиорации

4. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.

5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ в. способствовал:

а) развитию прудового рыболовства;

б) увеличению популяции мойвы;

в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;

г) разведению молоди сельди в воспроизводственных целях.

Практическая работа № 5. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Цель:познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы

  1. Прочитать текст «Антропогенное воздействие на биосферу» с.361

  2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?


© 2010-2022