Методическая разработка к практическим работам по биологии

Методическая разработка исследовательско-практической работы призвана развить интерес учащихся к предмету, также развить навыки наблюдения, оформления своих наблюдений, привить интерес к исследовательской работе.  Данная разработка включает в себя несколько работ: 1. Проращивание семян 2. Учет зоны роста корневой системы 3. Учет зоны роста побега. Перед проведением работы с учащимися повторяется материал по темам: Рост. Корень и его строение. Стебель и его строение. Фазы роста клетки.  Учет рост...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Введите текст]

Методическая разработка к практической работе по биологии в 6 классе.

Значение практических работ в изучении биологии одно из важнейших звеньев в изучении курса биологии. Проведение наблюдений и опытов обеспечивает ученику развитие интереса к предмету, лучшее усвоение теоретической части курса, даст целостное представление о растениях.

Учащиеся овладевают методами проращивания, предпосевной обработки семян.

Объём и характер заданий выполняемых учащимися.

Самостоятельная практическая работа может проводиться учащимся дома, так как требуется ведение дневника наблюдений. Для проверки выполнения задания используют теоретические вопросы.

Подготовка к проведению опытов.

Существенным подготовительным этапом является подбор оборудования и материалов, требующихся для намеченного опыта

( посуда, ящики, песок, почва, семена и др.). Необходимо также подобрать помещение, пригодное для проведения опытов: в школе, дома, дачный участок и др.). Только после такой тщательной подготовки можно приступить к проведению опыта.

При закладке опыта производится этикетирование растений (горшков, ящиков и т. д.), с которыми проводятся разные варианты опыта. Этикетки лучше делать деревянные. После закладки опытов надо систематически проводить необходимый уход за растениями и наблюдения, предусмотренные планом. Все этапы проделанной работы, наблюдения, полученные экспериментальные данные и выводы заносятся в дневник. Каждая работа записывается отдельно, с указанием даты ее проведения.

Учет роста методом меток.

Материалы и оборудование: 1) проростки семян с корешками около 2 мм; 2) черная тушь; 3) стеклянные банки с этикетками; 4) фильтровальная бумага; 5) ножницы; 6)тонкие булавки; 7) заостренная спичка; 8) полоска миллиметровой бумаги; 9) пинцет; 10) чашки Петри; 11) миллиметровая линейка.

Опыт: учет роста.

Для данной работы используем семена томатов, огурцов или любые на ваш выбор. Рост - это процесс новообразования элементов структуры организма. В понятие «рост» входят как возникновение новых органов, тканей, клеток, органоидов, так и необратимое увеличение их размеров. Корень и стебель растут в длину за счет деятельности верхушечной меристемы. В процессе роста растительные клетки последовательно проходят три фазы:

1) эмбриональную, 2) растяжения, 3) дифференцировки. Наиболее значительное увеличение размеров наблюдается во второй фазе роста клеток. Для обнаружения зоны растяжения клеток удобно пользоваться методом нанесения на поверхность растущего органа меток тушью на одинаковых расстояниях одна от другой. По изменению расстояния, между метками, судя о росте разных участков исследуемого органа.

  1. Определение зоны роста стебля. Наносим на подсемядольное колено трех проростков огурцов, томатов или других семян растений (лучше использовать семена крупные для удобства проведения опыта) метки тушью на расстоянии 2 мм одна от другой, начиная от места прикрепления семядолей. Полить растения и поместить их в темное место. Через сутки измерить расстояния между метками и определить прирост каждого участка, вычитая из полученных величин исходные интервалы (2мм). Результаты записать в таблицу.

  2. Определение зоны роста корня. Извлечь из опилок три проросших семени и осторожно удалить влагу с поверхности корешков кусочком фильтровальной бумаги. С помощью заостренной спички нанести на корни метки тушью: подложить под корешок полоску миллиметровой бумаги и сделать первую метку на расстоянии 1 мм от конца корня, а следующие - через каждые 2 мм. Поместить проростки во влажную камеру, приготовленную из банки, стенки которой нужно обложить фильтровальной бумагой, а на дно налить немного воды. Проколоть семя булавкой и прикрепить к пробке так, чтобы корешок был расположен вертикально вниз. Чтобы семя не подсыхало, положить под него узкую полоску фильтровальной бумаги, верхний конец которой наколоть на туже булавку, а нижний опустить в воду, налитую на дно банки. Через сутки измерить расстояние между метками. Если метки, растянувшись при росте, превратились в полоски, то измерения проводят с их середины. Вычислить приросты для каждого участка, вычитая из полученных величин исходное расстояние между метками. Записать результаты в таблицу, считая участки корня снизу вверх (за первый участок принимаем расстояние от кончика до первой метки):

Объект

Прирост участков, мм.

Дни


Корни


1


2


3


Среднее


Стебли


1


2


3


Среднее



Фотографируем корни и стебли с нанесенными на них метками в начале опыта и в конце, обозначив на вторых рисунках зоны: эмбриональную, растяжения и дифференцировки. На основе полученных средних данных составить график «большого периода роста» корня и стебля, откладывая по оси абсцисс номера участков, а по оси ординат - приросты. В выводах указать, как происходит рост осевых органов в длину, сопоставив размеры зон растяжения корня и стебля.


© 2010-2022