Урок по биологии на тему Размножение птиц

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА « РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ»

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Сформировать знания об особенностях

строения половой системы птиц, строении яйца птиц, типах их развития.

  1. Развивать умения устанавливать причинно-следственные
    связи, выделять главное, наблюдать.

  2. Воспитывать культуру труда, осуществлять экологическое
    воспитание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Модель «Строение яйца птицы», влажный препарат «Развитие курицы»,

ХОД УРОКА.

  1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята! На прошлом уроке вы изучили внутреннее строение птиц. Давайте сейчас вспомним, какие особенности строения внутренних систем органов возникли у птиц в связи с освоением наземно-воздушной среды?

1 -и СЛАЙД. КЛАСС ПТИЦЫ.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЁТОМ.

Сейчас я вам раздам набор карточек, из которых вы должны составить пары. (2 МИН)

А теперь давайте вместе проверим, как вы справились с заданием.

2-й СЛАЙД, ТАБЛИЦА,


Пищеварительная

Быстрое переваривание пищи, т.е. быстрый

обмен веществ.

Дыхательная

Воздушные мешки, двойное дыхание.

Кровеносная

Четырёхкамерное сердце, чистые венозные токи крови.

и артериальные

Выделительная

Отсутствие мочевого пузыря.

Нервная


Развиты полушария переднего мозга, мозжечок, средний мозг

Сверим составленную вами таблицу с таблицей на экране. Оцените свои знания. Каждый правильный ответ - один бал.

А теперь давайте сделаем общий вывод. Особенности строения птиц подтверждающие их способность к полету.

3 СЛАЙД.

ВЫВОД:

1. Обтекаемая форма тела.

2.Наличие перьевого покрова.

3.Видоизменение передних конечностей в крылья. 4.Особенности в строении внутренних систем

органов.

5.Лёгкий, прочный скелет.


II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Тема нашего сегодняшнего урока «Размножение и развитие птиц». Мы должны с вами разобрать, какие существуют особенности строения половой системы птиц, строения яйца и типы их развития.

  1. ОРГАНЫ РАЗМНОЖЕНИЯ. (РАССКАЗ)

4-й СЛАЙД. Размножение и развитие птиц.


Схема строения систем органов выделения и размножения: 4-семенники, 5-семяпроводы, 6-яичники, 7-воронка яйцевода, 8-яйцевод, 9- рудимент правого яйцевода.

У птиц, как и других позвоночных, - у самцов семенники, у самок - яичники. Находятся они в полости тела. Бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки.

Сейчас, ребята, найдите во втором абзаце параграфа 47 учебника ответ на вопрос: Почему у самок развивается обычно только один левый яичник? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)


5-й СЛАЙД. Особенности строения половой системы птицы.

Итак, в чём же заключается особенность строения половой системы птиц?

У САМОК РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ЛЕВЫЙ ЯИЧНИК.

2. Развитие яйца и его строение. ( МОДЕЛЬ ЯЙЦА).

Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками, которые формируются выделениями желез стенок яйцевода. Сформировавшееся яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.

Какими же оболочками покрывается яйцеклетка, проходя путь от яичника до полного формирования яйца? Ответ найдите во втором пункте § 47 учебника.

(Выйти к доске и показать строение яйца на модели).

Скорлупа яйца имеет различную окраску. Её цвет зависит от места гнездования птиц. Некоторые птицы делают гнёзда на земле, на голых скалах, а некоторые в дуплах и норах.

6-й СЛАЙД ПТИЧЬИ ЯЙЦА (БЕЛЫЕ).

Скорлупа яиц дуплогнёздников и норников - светлая или чисто-белая.

7-СЛАЙД. Птичьи яйца пятнисто-коричневые.

Скорлупа яиц у открыто гнездящихся птиц имеет защитную окраску, что имеет огромное биологическое значение.

3. РАЗВИТИЕ ЗАРОДЫША. (РАССКАЗ.)

Развитие зародыша в яйце происходит очень быстро при высокой температуре,(37-38 С) и определённой влажности. Эти условия обеспечивают птицы, насиживающие кладки.


Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы. На вторые-третьи сутки у зародыша закладывается кровеносная и нервная системы, хорошо заметны глазные пузырьки.

В начале развития передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели. Это говорит о том, что предки птиц имели жабры.

На пятые-шестые сутки зародыш приобретает птичьи черты. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба птенец разламывает скорлупу и выбирается из неё.

4.ВЫВОДКОВЫЕ И ГНЕЗДОВЫЕ ПТИЦЫ.

По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления можно разделить на две группы: выводковые и гнездовые.

8-й СЛАЙД ВЫВОДКОВЫЕ ПТИЦЫ.

1. Покрыты пухом.

2.Зрячие.

3.Способны передвигаться.

4.Способны самостоятельно кормиться.


9 СЛАЙД. Пингвины.


10-й СЛАЙД. Гнездовые птицы.

1. Голые или почти голые. 2.Слепые.

  1. Не способны передвигаться.

  2. Не способны самостоятельно кормиться.

11-й СЛАЙД. СКВОРЦЫ.


12-й СЛАЙД, ОРЛИННЫЕ.


III. Закрепление материала.

Итак, мы разобрали с вами , как размножаются и развиваются птицы.. Давайте подведём итог и составим схему «Размножение птиц»

13-й СЛАЙД. СХЕМА




Урок по биологии на тему Размножение птицРЕБЯТА! Я хочу закончить наш с вами урок маленьким стихотворением. 14-СЛАЙД. ЗАПОМНИ!

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

Ты гнёзда разорять не смей

Не трогай птичьих гнёзд!


Ты в птичьи гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери,-

Зачем тебе они?


Через неделю или две

Зайди послушать в сад,-

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат!

3. Александрова.

«И поскольку нам дана сила, повелевать миром и друг другом, мы непременно должны научиться поступать так, как в соответствии со своей природой поступает сухой листок, ветер, птица на ветке. Мы должны сохранить равновесие в природе».

У. Ле Гуин.

СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА, ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. УДАЧИ ВАМ В ЖИЗНИ!


© 2010-2022