- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Размножение птиц
Урок по биологии на тему Размножение птиц
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Остапенко Н.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА УРОКА « РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ»
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Сформировать знания об особенностях
строения половой системы птиц, строении яйца птиц, типах их развития.
-
Развивать умения устанавливать причинно-следственные
связи, выделять главное, наблюдать. -
Воспитывать культуру труда, осуществлять экологическое
воспитание.
ОБОРУДОВАНИЕ: Модель «Строение яйца птицы», влажный препарат «Развитие курицы»,
ХОД УРОКА.
-
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Ребята! На прошлом уроке вы изучили внутреннее строение птиц. Давайте сейчас вспомним, какие особенности строения внутренних систем органов возникли у птиц в связи с освоением наземно-воздушной среды?
1 -и СЛАЙД. КЛАСС ПТИЦЫ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЁТОМ.
Сейчас я вам раздам набор карточек, из которых вы должны составить пары. (2 МИН)
А теперь давайте вместе проверим, как вы справились с заданием.
2-й СЛАЙД, ТАБЛИЦА,
Пищеварительная
Быстрое переваривание пищи, т.е. быстрый
обмен веществ.
Дыхательная
Воздушные мешки, двойное дыхание.
Кровеносная
Четырёхкамерное сердце, чистые венозные токи крови.
и артериальные
Выделительная
Отсутствие мочевого пузыря.
Нервная
Развиты полушария переднего мозга, мозжечок, средний мозг
Сверим составленную вами таблицу с таблицей на экране. Оцените свои знания. Каждый правильный ответ - один бал.
А теперь давайте сделаем общий вывод. Особенности строения птиц подтверждающие их способность к полету.
3 СЛАЙД.
ВЫВОД:
1. Обтекаемая форма тела.
2.Наличие перьевого покрова.
3.Видоизменение передних конечностей в крылья. 4.Особенности в строении внутренних систем
органов.
5.Лёгкий, прочный скелет.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тема нашего сегодняшнего урока «Размножение и развитие птиц». Мы должны с вами разобрать, какие существуют особенности строения половой системы птиц, строения яйца и типы их развития.
-
ОРГАНЫ РАЗМНОЖЕНИЯ. (РАССКАЗ)
4-й СЛАЙД. Размножение и развитие птиц.
Схема строения систем органов выделения и размножения: 4-семенники, 5-семяпроводы, 6-яичники, 7-воронка яйцевода, 8-яйцевод, 9- рудимент правого яйцевода.
У птиц, как и других позвоночных, - у самцов семенники, у самок - яичники. Находятся они в полости тела. Бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.
У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки.
Сейчас, ребята, найдите во втором абзаце параграфа 47 учебника ответ на вопрос: Почему у самок развивается обычно только один левый яичник? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)
5-й СЛАЙД. Особенности строения половой системы птицы.
Итак, в чём же заключается особенность строения половой системы птиц?
У САМОК РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ЛЕВЫЙ ЯИЧНИК.
2. Развитие яйца и его строение. ( МОДЕЛЬ ЯЙЦА).
Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками, которые формируются выделениями желез стенок яйцевода. Сформировавшееся яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Какими же оболочками покрывается яйцеклетка, проходя путь от яичника до полного формирования яйца? Ответ найдите во втором пункте § 47 учебника.
(Выйти к доске и показать строение яйца на модели).
Скорлупа яйца имеет различную окраску. Её цвет зависит от места гнездования птиц. Некоторые птицы делают гнёзда на земле, на голых скалах, а некоторые в дуплах и норах.
6-й СЛАЙД ПТИЧЬИ ЯЙЦА (БЕЛЫЕ).
Скорлупа яиц дуплогнёздников и норников - светлая или чисто-белая.
7-СЛАЙД. Птичьи яйца пятнисто-коричневые.
Скорлупа яиц у открыто гнездящихся птиц имеет защитную окраску, что имеет огромное биологическое значение.
3. РАЗВИТИЕ ЗАРОДЫША. (РАССКАЗ.)
Развитие зародыша в яйце происходит очень быстро при высокой температуре,(37-38 С) и определённой влажности. Эти условия обеспечивают птицы, насиживающие кладки.
Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы. На вторые-третьи сутки у зародыша закладывается кровеносная и нервная системы, хорошо заметны глазные пузырьки.
В начале развития передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели. Это говорит о том, что предки птиц имели жабры.
На пятые-шестые сутки зародыш приобретает птичьи черты. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба птенец разламывает скорлупу и выбирается из неё.
4.ВЫВОДКОВЫЕ И ГНЕЗДОВЫЕ ПТИЦЫ.
По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления можно разделить на две группы: выводковые и гнездовые.
8-й СЛАЙД ВЫВОДКОВЫЕ ПТИЦЫ.
1. Покрыты пухом.
2.Зрячие.
3.Способны передвигаться.
4.Способны самостоятельно кормиться.
9 СЛАЙД. Пингвины.
10-й СЛАЙД. Гнездовые птицы.
1. Голые или почти голые. 2.Слепые.
-
Не способны передвигаться.
-
Не способны самостоятельно кормиться.
11-й СЛАЙД. СКВОРЦЫ.
12-й СЛАЙД, ОРЛИННЫЕ.
III. Закрепление материала.
Итак, мы разобрали с вами , как размножаются и развиваются птицы.. Давайте подведём итог и составим схему «Размножение птиц»
13-й СЛАЙД. СХЕМА
РЕБЯТА! Я хочу закончить наш с вами урок маленьким стихотворением. 14-СЛАЙД. ЗАПОМНИ!
Поёт на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнёзда разорять не смей
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в птичьи гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери,-
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад,-
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат!
3. Александрова.
«И поскольку нам дана сила, повелевать миром и друг другом, мы непременно должны научиться поступать так, как в соответствии со своей природой поступает сухой листок, ветер, птица на ветке. Мы должны сохранить равновесие в природе».
У. Ле Гуин.
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА, ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. УДАЧИ ВАМ В ЖИЗНИ!