• Преподавателю
  • Биология
  • Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная конференция исследовательских работ обучающихся

«Мастера исследований»



Исследовательская работа

ТЕМА:

Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы




Работу выполнила: Хайриева Айсылу Тагировна - ученица 10-класса МБОУ "Биектауская СОШ" Рыбно-Слободского муниципального района РТ.

Научный руководитель:

учитель химии и биологи

МБОУ "Биектауская СОШ"

Рыбно-Слободского МР РТ

Бадрутдинов Габдулла Ахатович






Рыбная Слобода


2015


Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………….. 2-3

II. Основная часть работы

1. Литературный обзор по теме

1.1. Темперамент ……………………………………………………… 3

1.2. Учёные о типах темперамента человека ……………………….3-5

1.3. Типы и свойства темперамента …………………………………5-6

1.4. Хронобиология и хронобиологический тип человека ……… 6-9

2. Практическая часть

2.1 Определение типа высшей нервной деятельности

(темперамента) …………………………………………………........9-10

2.2 Определение хронобиологического типа человека ……………10-11

III. Заключение …………………………………………………………11-12

IV. Список литературы …………………………………………………. 12

V. Приложения ………………………………………………………… 13-21














I. Введение

Духовный мир человека богат и разнообразен. Его психологическое состояние зависит от многих причин. К ним относится: биологическая основа психики, его физическая организация с унаследованным фондом индивидуальных особенностей, условия, в которых он родился и воспитывался. Огромное значение имеет общественная среда, к которой человек принадлежит, ее уклад, характер труда, уровень культуры, мировоззрение, мораль. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющимися при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Темперамент человека отражает тип его высшей нервной деятельности, соотношение силы, уравновешенности, подвижности основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (тип темперамента) и хронобиологический тип учащихся 8 - 11 классов и учителей школы.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по теме работы;

  • Выявить типы темперамента учеников 8 - 11 классов и учителей школы;

  • Провести исследование хронобиологического типа учащихся и учителей;

  • Ознакомить участников проекта с результатами исследований;

В ходе работы использовались следующие методы:

  1. Отбор и анализ литературы по данной теме;

  2. Тестирование;

  3. Статистический анализ;

  4. Сравнительный анализ.

Объекты исследования: учащиеся 8 - 11 классов и учителя школы.

Актуальность: Мы считаем, что работа, которой занимаемся в настоящее время, действительно, актуальна. Темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Другим важнейшим фактором, влияющим на особенности поведения, эффективность обучения и работоспособность человека является особенность его биоритмов, т.е. его хронобиологический тип.


II Основная часть работы

1. Литературный обзор по теме

1.1. Темперамент

Термин «темперамент» введён в употребление Клавдием Галеном. Слово «темперамент» (от лат. temperans - умеренный) в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Равное ему по значению греческое слово «красис» (смесь, сочетание), которое в переводе на латинский язык звучит как «temperament» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов):

  • преобладание жёлтой желчи (от греч. «холе»- желчь, яд) делает человека импульсивным, «горячим» - холериком;

  • преобладание лимфы (от греч. «флегма» - мокрота) делает человека спокойным и медлительным - флегматиком;

  • преобладание крови (от лат. sanguis, «сангвис» - кровь) делает человека подвижным и весёлым - сангвиником;

  • преобладание чёрной желчи (от греч. «мелайн холе» - чёрная желчь) делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте.

1.2. Учёные о типах темперамента человека

Впервые психологическая характеристика типов темперамента была обобщена и систематизирована немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий (точку зрения Гиппократа).

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. действии внешних и внутренних стимулов.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Русский физиолог И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, он обращал внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

В основе классификации типов ВНД лежат различия таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. И. П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

Таблица 1

Свойства НС по Павлову

Темперамент по Гиппократу

Краткая характетистика

Выдающиеся личности

сильный, уравновешенный, малоактивный

флегматик

«инертный»

Кутузов

Крылов

Ньютон

сильный, уравновешенный живой

сангвиник

«подвижный»

Наполеон

сильный подвижный, безудержный

холерик

«неуравновешенный»

Петр I

Пушкин

Суворов

слабый, неуравновешенный, малоактивный

меланхолик

«слабый»

Лермонтов

Блок

Гоголь

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя. Он определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность. Им была создана концепция темперамента - регулирующая теория темперамента (RTT). Я. Стреляу считал, что свойства темперамента "… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…" (Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии». М., 1982).

Б. М. Теплов (психолог, основатель школы дифференциальной психологии), дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой»

М. И. Еникеев (автор многочисленных книг по юридической психологии), обозначил темперамент как комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

С. Л. Рубинштейн (психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии), определял темперамент как динамическую характеристику психической деятельности индивида. Он подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность и импульсивность человека. И что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

1.3. Типы и cвойства темперамента

Таблица 2

Характеристики

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Личностные качества

Большая жизненная энергия, высокая раздражительность, медленное успокоение, вспыльчивость, несдержанность, нетерпеливость, прямолинейность, неумение владеть собой

Живость, подвижность, весёлость, разговорчивость, развитое воображение, впечатлительность, быстрая смена эмоций, лёгкость в преодолении трудностей, лёгкая приспосабливаемость к новым условиям

Медлительность, спокойствие, терпеливость, выносливость, слабое внешнее проявление чувств, трудная переключаемость от одного вида деятельности к другому, избегание перемен в окружающей среде, тяжёлое привыкание к новым людям

Слабое проявление чувств, замкнутость, предпочтение одиночества, робость, нерешительность, неуверенность в себе

Деловые качества

Энергичен, инициативен, азартно берётся за работу, быстро преодолевает трудности, решает проблемы

Продуктивен на работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе

Целеустремлён, настойчив и упорен, продуктивен, сильно привязывается к работе, обладает высоким чувством ответственности

Вял, может работать успешно только при благоприятных условиях и не на пределе своих возможностей

Недостатки

Излишне активен, эмоционален, не любит монотонную работу

Недостаточная целеустремлённость, часто - неспособность доводить начатое до конца

Пассивность, временами равнодушие, низкая активность

(См. качества)

Пути самосовершенствования

Критичнее подходить к своим действиям, чтобы не задевать окружающих

Действовать более целеустремлённо, доводить до конца каждое начатое дело

Стремиться быть максимально активным

Стараться не вспоминать нанесённые обиды, переключать своё внимание на помощь окружающим

1.4. Хронобиология и хронобиологический тип человека

Русский физиолог И.П.Павлов утверждал, что в жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.

Биологическое время связано с ритмами, которые воздействуют на человека извне и с его собственными ритмами. Биологическое время упорядочивает и синхронизирует информацию из различных источников. Природными водителями биоритмов, прежде всего, является чередование света и темноты.

Хронобиология (от греч. chronos - время и биология), изучает временную организацию биологических систем, их периодичность и апериодичность изменения во времени. Иногда исследования периодически повторяющихся биологических процессов и явлений (биологических ритмов) выделяют в самостоятельный раздел - биоритмологию.

Изменения условий окружающей среды ритмичны. Все живые организмы, в том числе и человек, имеют приспособления к этому явлению. Их жизнедеятельность подчиняется биологическим ритмам, в соответствии с которыми периодически ускоряются и замедляются функции систем органов организма. В настоящее время доказано, что показатели многих физиологических реакций организма изменяются в течение суток. Так, наибольшая частота пульса отмечается в 17 - 18 часов (однако есть ещё и пики в 9 - 10 часов), а уменьшение его частоты наблюдается в 13 - часов и в 22 - 23 часа. Артериальное давление имеет минимальные показатели в ранние утренние часы и около полуночи, а максимальные - в 16 - 20 часов. Работоспособность сердца снижается примерно в час дня и в 9 часов вечера.

В первую половины дня у большинства людей отмечается наибольшая возбудимость коры головного мозга.

Физиологические ритмы могут изменяться на протяжении жизни человека.

Любому человеку присущ свой, индивидуальный тип биологических ритмов, который определяет особенности биохимических процессов в организме и в целом характер поведения. Люди по-разному реагируют на множество внешних воздействий, по-разному переносят нагрузки в утренние и вечерние часы.

У каждого человека в течение суток наблюдается два главных пика работоспособности: от 10 до 12 часов и от 16 до 18 часов; В промежутке между ними и вечером уровни физиологических функций, определяющих работоспособность, падают. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, различаются особенностями характера и поведения. Ритм работоспособности - не результат привычки к определенному режиму труда, а внутреннее присущее человеку качество.

Если судить по суточным ритмам физиологической активности, каждого из нас можно в той или иной мере отнести к одному из хронобиологических типов, условно называемых «сова», «жаворонок» и «голубь» (смешанный тип).

В общепринятом понимании:

  • "совы" - люди засыпающие поздно и встающие поздно;

  • "жаворонки" - люди, соответственно, засыпающие рано и просыпающиеся тоже рано;

  • "голуби" - люди, которым достаточно 4-5 часов сна, причем, не важно, в какой промежуток времени это было.

Но, как показали исследования ученых, время сна - всего лишь вторичные признаки принадлежности к определенным биологическим типам. Основным признаком является время наибольшей активности мозга. С учетом данной поправки определения биологических типов будут такими:

  • "совы" - люди, проявляющие наибольшую активность во второй половине дня (после 16ч. дня), максимальный пик достигается поздно вечером - в 21-22 ч. вечера;

  • "жаворонки" - люди, проявляющие наибольшую активность в первой половине дня (до 15 ч. дня), максимальный пик достигается утром - 10-11 утра, иногда и раньше;

  • "голуби" - люди, которые адаптируются практически к любому интервалу и имеющие приблизительно равномерную активность на протяжении всего их рабочего дня.

Рано утром работали Лев Толстой, Антон Чехов, ночью - Оноре де Бальзак, Дмитрий Менделеев.

Помимо основных трёх типов существуют два побочных: «голуби-жаворонки» и «голуби-совы». «Голуби-жаворонки» помимо дневной активности могут проявлять и утреннюю активность; «голуби-совы» могут проявлять дневную и вечернюю (ночную) активность. Пики активности биологических типов человека происходят два раза в течение суток, что помогает организму распределять нагрузку.

Учёные доказали, что по выносливости и работоспособности лидируют «совы», за ними идут «голуби-совы», «голуби», «голуби-жаворонки» и «жаворонки».

По своей природе большинство людей не «жаворонки» и «совы», а «голуби», так как в каждом из нас от рождения заложена приспособляемость к природным ритмам. «Голубь» - наиболее благоприятный вариант. По мере необходимости организм таких людей может подстраиваться под режим «совы» или «жаворонка», но это нежелательно. Учёные советуют совмещать типы биологические со временем работы.

Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Например, «совы» в большей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечнососудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности. У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны и с трудом переносят изменения привычного режима жизни.


2. Практическая часть

2.1. Определение типа высшей нервной деятельности (темперамента)

Испытуемому предлагают заполнить анкету, состоящую из 42 вопросов (Приложение 1). Если он затрудняется ответить однозначно, то ему следует выбирать наиболее подходящий из возможных вариантов.

Обработка результатов и выводы.

Ответы, выраженные в баллах, заносят в таблицу (приложение 2). Для расчета общей суммы баллов в процентах общую сумму баллов со знаками «+» и «-» делят на максимальное количество баллов, которое можно набрать в каждом блоке вопросов (оно составляет 14х3=42), а затем умножают на 100%.

На основании подсчитанной общей суммы баллов, выраженной в процентах, делают вывод о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, придерживаясь ориентировочных границ: 50% и более - высокая выраженность, 49-25 % - средняя, 24-0 % - низкая.

На основе полученных данных делают вывод о типе характера (темперамента), учитывая, что для сангвиника характерны высокие сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность; для флегматика - высокие сила и уравновешенность, низкая подвижность; для холерика - высокие сила и подвижность, низкая уравновешенность; для меланхолика - низкие сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

В исследованиях принимали участие ученики 8-11 классов, а также учителя школы. Обработка полученных результатов проводилась по каждому участнику проекта. Результаты исследований приводятся в приложении 3.

Выводы: при определении соотношений типов высшей нервной деятельности, т.е. типов темперамента учащихся было выявлено, что:

  • в 8-классе преобладают сангвиники, менее всего флегматиков и меланхоликов;

  • в 9-классе также преобладают сангвиники, менее всего флегматиков и холериков;

  • в 10-классе больше всего флегматиков, наименьшее количество учеников с холерическим типом темперамента, сангвиники и меланхолики отсутствуют;

  • в 11-классе поровну холерики и сангвиники, а флегматики и меланхолики отсутствуют;

  • среди учителей школы преобладают флегматики, меньше по численности сангвиников и холериков, а меланхолики отсутствуют.

Для большинства людей характерен не один определенный тип темперамента, а комплекс нескольких типов, с преобладанием какого-то одного.

2.2. Определение хронобиологического типа человека.

Испытуемому предлагают заполнить анкету, состоящую из 19 вопросов (Приложение 4). При выполнении тестового задания необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- прежде чем ответить на вопрос, нужно прочитать его до конца;

- необходимо ответить на все вопросы в заданной последовательности;

- на каждый вопрос надо отвечать независимо от другого;

- для всех вопросов, где даны на выбор ответы с оценочной шкалой, необходимо выбрать только один ответ;

- на каждый вопрос необходимо отвечать как можно откровеннее.

Обработка результатов и выводы.

Подсчитывают сумму баллов и, пользуясь таблицей (приложение 5), определяют хронобиологический тип испытуемого: «жаворонок», «сова» или «голубь».

В исследованиях принимали участие ученики 8-11 классов, а также учителя школы. Обработка полученных результатов проводилась по каждому участнику проекта. Результаты исследований приводятся в приложении 6.

Выводы: при определении хронобиологических типов учеников 8-11 классов, было выявлено, что:

  • в 8-классе доминируют «голуби», на равных значительно меньше «жаворонки» и «совы»;

  • в 9-классе наблюдается такая же картина;

  • в 10-классе значительно преобладают «голуби», меньше «сов», а «жаворонки» отсутствуют;

  • в 11-классе только «голуби»;

  • среди учителей нашей школы по хронобиологическому типу значительно преобладают «голуби», «сов» значительно меньше.

Биоритмология открывает колоссальные перспективы в возможности повышения производительности труда. В часы оптимального состояния функций организма человеку удается сделать гораздо больше. В Германии по гибким графикам работают более 1 млн 300 тыс человек, в Англии - 150 фирм, а во Франции 1200 предприятий ввели у себя свободное расписание. Из всего дневного рабочего времени 4 - 5 часов в середине рабочего дня обязательны для присутствия всех сотрудников в учреждении. Это позволяет чаще поступать в соответствии с показаниями своих биологических часов, что особенно важно для тех, у кого эти часы все время опаздывают (как у «совы») или спешат (как у «жаворонка»).

Периодические изменения различного рода следует учитывать при планировании повседневной жизни, например, при составлении расписания уроков. Правильное чередование уроков с умственной и физическими нагрузками, как в течение дня, так и на протяжении недели, распределение нагрузок по четвертям повысит работоспособность школьников и поможет им лучше усваивать материал.


III Выводы и предложения

Исследовав типы темперамента и хронобиологические типы учащихся 8-11 классов и учителей, мы пришли к нижеследующим выводам.

1. При определении соотношений типов высшей нервной деятельности, т.е. типов темперамента старшеклассников было выявлено, что преобладают сангвиники, менее всего меланхоликов, среднее положение по численности занимают холерики и флегматики; среди учителей школы преобладают флегматики, меньше по численности сангвиников и холериков, а меланхолики отсутствуют;

Для большинства людей характерен не один определенный тип темперамента, а комплекс нескольких типов, с преобладанием какого-то одного.

Людям с преобладанием холерического типа нужно учиться контролировать свои эмоции, сдерживать свою вспыльчивость, спокойнее реагировать на различные события в жизни.

Меланхоликам необходимо больше оптимизма, научитесь в любой ситуации находить позитивные моменты.

Флегматикам - немного больше положительных эмоций и открытости.

Сангвиники - вы в самом лучшем положении - ваша открытость, жизнелюбие, оптимизм делают вас приятными в общении людьми.

2. При определении хронобиологических типов было выявлено, что: среди старшеклассников значительно преобладают «голуби», меньше всего «жаворонков»; среди учителей нашей школы преобладают также «голуби», «сов» значительно меньше.

Нужно помнить, что постоянное отступление от режима нарушает естественный ход биоритмов и ослабляет организм. Если заставить «сову» и «жаворонка» жить по несвойственному им режиму, они почувствуют себя несчастными и нездоровыми. Для них крайне важно, чтобы рабочее расписание в точности соответствовало биологическому типу.

Нужно помнить, что в жизни каждого очень многое зависит от самого человека. Работайте над собой! Развивайте свои позитивные качества и научитесь контролировать негативные черты характера. И у вас всё получится в жизни!

3. Результаты проделанной работы были представлены на общешкольной конференции. Индивидуальная информация была доведена до сведения каждого участника проекта, а также классных руководителей и учителей - предметников для учета индивидуальных особенностей ребенка.

IV Список литературы

1.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. М. Просвещение, 1999 г.

2. «Экология в экспериментах», М. Наука, 2003 г.

3. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. - М.: Наука, 1976 г.

4. Мерлин В. С. Отличительные признаки темперамента. - М. Новая школа, 2002 г.

5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982..

6. psychology.ru/library/Vladimir_Nebylicyn/01.stm

7. ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/8.html














V Приложения

Приложение 1

Анкета для определения типа высшей нервной деятельности

(темперамента). Оценку ответов проводят по таблице 1.

Шкала оценки ответов

Таблица 1.

Тип ответа

Характеристика ответа

Балл

Утвердительный ответ

В высшей степени

+3

В средней степени

+2

В малой степени

+1

Неопределенный ответ

0

Отрицательный ответ

В высшей степени

-1

В средней степени

-2

В малой степени

-3

Вопросы для оценивания показателей силы нервных процессов.

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3.В период сдачи экзаменов и зачетов сохраняю высокую работоспособность до конца.

4.Быстро восстанавливаю силы после экзаменов.

5. При опасности действую смело, легко подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Склонен к риску, к острым ощущениям в ситуациях, требующих энергичных действий.

7. На собраниях смело высказываю своё мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки при решении задач, сдаче экзаменов мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицание родителей, преподавателей, товарищей оказывает положительное влияние на моё состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам и шуткам.

13. Легко сосредотачиваюсь. Не отвлекаюсь при помехах (хождении, разговорах) во время умственной работы.

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе.

Вопросы для оценивания показателей уравновешенности нервных процессов

15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

16. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

17. Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.

18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями.

19. Умею сдерживаться, легко и быстро успокаиваюсь.

20. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

21. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

22. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

23. Легко храню в секрете неожиданную новость.

24. Начатую работу всегда довожу до конца.

25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов.

26. Настроение обычно ровное, спокойное.

27. Активность в учебной работе, физической работе проявляю равномерно, без спадов и подъемов.

28. Для меня характерны равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Вопросы для оценивания показателей подвижности нервных процессов.

29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

30. Часто допускаю много ошибок, потому что спешу.

31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.

32. Легко изменяю привычки, легко приобретаю навыки.

33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто меняются.

38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.

40. Мои чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и вегетативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, в дрожь и т. д.).

41. Часто меняется настроение по любому поводу.

42. Речь и движения быстрые.

Приложение 2

Сводная таблица результатов анкетирования.

Таблица 2

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Вопросы 1-14

Оценка

Вопросы 15-28

Оценка

Вопросы 29-42

Оценка

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «-»

Сумма баллов со знаком «-»

Сумма баллов со знаком «-»

Общая сумма баллов со знаками «+» и «-»

Общая сумма баллов со знаками «+» и «-»

Общая сумма баллов со знаками «+» и «-»

Общая сумма баллов, %

Общая сумма баллов, %

Общая сумма баллов, %

Приложение 3

Соотношение типов высшей нервной деятельности (типов темпераментов) учащихся 8-11 классов.

Таблица 3

Типы темперамента

Классы

Общий результат

8

9

10

11

Сангвинистический

50%

43%

0%

50%

36%

Холерический

25%

14%

25%

50%

29%

Флегматический

12.5%

14%

75%

0%

25%

Меланхолический

12.5%

29%

0%

0%

10%

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

Соотношение типов темперамента учителей МБОУ «Биектауская СОШ»

Таблица 4

Типы темперамента

Учителя

Сангвинистический

25%

Холерический

25%

Флегматический

50%

Меланхолический

0%

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

Приложение 4

Анкета для определения хронобиологического типа человека.

1. Когда вы предпочитаете вставать, если впереди у вас свободный день и вы имеете возможность руководствоваться только собственными ощущениями?

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если вечером не заняты и имеете возможность руководствоваться только собственными ощущениями?

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

3. Можете ли вы утром проснуться в определенное время без будильника?

Конечно, да……………………………………………………………………………… 4

Иногда могу..……………………………………………………………………….…….3

Почти всегда в этом случае ставлю будильник на нужное время..…………….……..2

Всегда ставлю будильник на нужное время …………………………………………...1

4. Насколько легко вам вставать утром?

Очень тяжело ………………………………………………………………………………………………………………1

Относительно тяжело …………………………………………………………………………………………..…….2

Сравнительно легко …………….……………………………………………………………………………….…….3

Очень легко ……………………………………………………………………………………….………………………..4

5. Насколько вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?

Большая вялость …………………………………………………………………………………………………………..1

Небольшая вялость………. ……………………………………………………………………………………….…2

Относительно деятелен …………..…………………………………………………………………………………..3

Очень деятелен ………………………………………………………………………………………………………….…4

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

Совсем нет аппетита ……………………………………………………………………………………………….…...1

Слабый аппетит …………………………………………………………………………………………………………...2

Сравнительно хороший аппетит ……………………………………………………………………………….…3

Очень хороший аппетит …………………………………………………………………………………………….…4

7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

Очень усталым …………………………………………………………………………………………………………....1

Усталость в небольшой степени ………………………………………………………………………………. 2

Относительно бодрым ………………………………………………………………………………………………...3

Очень бодрым ……………………………………………………………………………………………………………...4

8.Если на следующее утро вы не должны идти в школу, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?

Всегда или почти всегда в обычное время …………………………………………………………………4

Менее чем на 1 ч позже обычного ………………………………………………………………………………3

На 1-2 ч позже обычного ……………………………………………………………………………………………. 2

Больше чем на 2 ч позже обычного ………………………………………………………………………….…1

9.Вы решили регулярно делать физическую зарядку или заниматься физической тренировкой. Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по одному часу утром, начиная с 7 часов утра. Будет ли это благоприятным временем для вас?

Мне это время очень подходит …………………………………………………………………………..…… 4

Для меня это время относительно приемлемо ………………………………………………………....3

Мне это будет достаточно затруднительно …………………………………………………………….…2

Мне будет очень трудно ……………………………………………………………………………………………..1

10. В какое время вечером вы чувствуете, что сильно устали и должны идти спать?

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

11. Вам поручают работу, которая займет примерно два часа. Какое время суток вы предпочтете, если не заняты и хотите выполнить задание в период наивысшей работоспособности (по вашим ощущениям)?

8.00-10.00 ………………………………………………………………………………………………………………..………6

11.00-13.00 ………………………………………………………………………………………………………………..…….4

15.00-17.00 …………………………………………………………………………………………………………………..….2

19.00-21.00 ……………………………………………………………………………………………………………………...1

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, насколько усталым вы себя ощущаете?

Очень усталым ………………………………………………………………………………………………………….…….5

Относительно усталым …………………………………………………………………………………………………..3

Слегка усталым ……………………………………………………………………………………………………………….2

Совсем не усталым ………………………………………………………………………………………………………….0

13. Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать несколькими часами позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное время. Какой из указанных ниже вариантов будет наиболее верным для вас?

Просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать ……………………………………….…….4

Просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать ……………………………..….. 3

Просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю ………………………………………..….2

Просыпаюсь позднее, чем обычно ………………………………………………………………………………..1

14. Вам предстоит отъезд рано утром между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?

Сплю сразу после приезда ……………………………………………………………………………………….… 1

Перед отъездом дремлю, а после приезда сплю …………………………………………………….…. 2

Перед отъездом сплю, а после приезда дремлю …………………………………………………….… 3

Полностью высыпаюсь перед отъездом …………………………………………………………………… 4

15. Вы должны в течение двух часов сделать тяжелую физическую работу. Какое время для этого вам лучше всего бы подошло, если бы вы имели возможность выбирать?

8.00-10.00 …………………………………………………………………………………………………………………….…..4

11.00-13.00 ………………………………………………………………………………………………….……………………3

16. Вы решили серьёзно заняться закаливанием организма. Друг предложил делать это вместе дважды в неделю по часу, начиная с восьми часов вечера. Устраивает ли вас это время?

Да, полностью устраивает, буду в хорошей форме ……………………………………………………..1

Буду в относительно хорошей форме ……………………………………………………………………..……2

Нет, буду быстро уставать ………………………………………………………………………………………..… 3

Нет, это время меня совсем не устраивает ……………………………………………………………….….4

17. Представьте, что вы сами можете выбирать график своего трудового дня. В какие пять часов (без перерывов) работа будет для вас наиболее продуктивной и принесет большее удовлетворение?

Часы суток (перечеркните пять клеточек; количество баллов за ответ определите по правому концу выбранного временного периода)

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»

Часы суток (перечеркните только одну клеточку)

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

19. Иногда говорят «человек утреннего типа» и «человек вечернего типа». К какому типу вы себя относите?

Четко к утреннему типу - «жаворонок» ………………………………………………………………………..6

Скорее к утреннему типу, чем к вечернему ……………………………………………………………….… 4

Смешанный тип - «голубь» ……………………………………………………………………………………………3

Скорее к вечернему типу, чем к утреннему ……………………………………………………………….… 2

Четко к вечернему типу - «сова» ……………………………………………………………………………………0

Приложение 5

Схема оценки хронобиологического типа человека по результатам

анкетирования

Таблица 5

Хронобиологический тип

Балл

«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип)

69

Слабо выраженный утренний тип

59-69

«Голубь» (индифферентный тип)

42-58

Слабо выраженный вечерний тип

31-41

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип)

31

Приложение 6

Соотношение хронобиологических типов учащихся 8- 11 классов.

Таблица 6

Биохронологические типы

Классы

Общий результат

8

9

10

11

«Жаворонки»

12.5%

14%

0%

0%

7%

«Голуби»

75%

72%

75%

100%

80%

«Совы»

12.5%

14%

25%

0%

13%

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы

Соотношение хронобиологических типов учителей

Таблица 7

Биохронологические типы

Учителя

«Жаворонки»

12.5%

«Голуби»

81%

«Совы»

6.5%

Научно-исследовательская работа: Определение типов темперамента и хронобиологического типа учащихся старшего класса и учителей школы


© 2010-2022