Эссе Мое педагогическое кредо в области экологического образования

 Каждому  человеку когда - то приходится отвечать на  вопросы:  для чего я живу, что мне  дорого, что важно, без чего  не могу обойтись?  Размышляя о своем жизненном пути,  прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я -  учитель. Учитель экологии…
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Мое педагогическое кредо в области

экологического образования»



Никто, зажегши свечу, не ставит ее

в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике,

чтобы входящие видели свет

( Ев. от Луки, 11,33)

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Каждому человеку когда - то приходится отвечать на вопросы: для чего я живу, что мне дорого, что важно, без чего не могу обойтись? Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель. Учитель экологии…

Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?" Проработав в школе 13 лет, экологическую проблему в деле воспитания школьников считаю самой актуальной. Как и Ф.Майор нахожу необходимой постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ,

начиная с дошкольных организаций и кончая вузами. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому... простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных документах, могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми: - всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;
- Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
- призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам разрушающее воздействие;
- если все оставить так как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро - спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
- сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - экоцентрическим;
- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Моя задача донести до своих учеников эти идеи!

Экологическое воспитание для меня - это не отдельные занятия и

воспитательные мероприятия, а особая культура, которую необходимо тщательно формировать у современных школьников. Достижению этой важной цели посвящен каждый мой урок! Как мне передать детям мысль о том, что даже в мире роботов есть место легкому полету бабочки, дуновению весеннего ветра? Очень просто: я иду с ними в сад, наш обычный школьный сад. И мы вместе начинаем работать: готовим землю, высаживаем цветы, выращиваем деревья.

Старшим школьникам предлагаю порассуждать над следующей цитатой: «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшее правило садоводства. С пренебрежением относясь к нашему саду, мы готовим себе в не очень далеком будущем мировую катастрофу не хуже атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину Рембрандта» (Дж. Даррелл). И они делают

правильный вывод: преодолеть экологический кризис можно только при

совместном гармоничном развитии природы и человека. Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь - всего лишь миг, мгновения.

Я могу знать свой предмет, свободно ориентироваться во всех его тонкостях, но если я не сделаю его интересным и ярким, то значит, потрачу время даром. Очень важно на уроках экологии воздействие художественного слова на учащихся. Чтобы это воздействие состоялось, необходимо вызвать у детей сильную, яркую эмоцию на предлагаемый текст. Этого можно достичь эмоциональным словом учителя, выразительным чтением произведения. Например, читаю стихотворение Юрия Кузнецова "Атомная сказка":

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело,

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Создать на уроке эмоциональный настрой помогает музыка П. И. Чайковского, Ф.Шуберта, М.И.Глинки, Р.Шумана. Слушая произведения, ребята ощущают, видят живые чудеса природы, сказочную неувядаемую красоту. Никто из нас не слышал, как разговаривают животные, а тем более поют пескари, окуни, форели. Какое отношение к музыке имеют безмолвные тихони-рыбы? Но если прислушаться, как плещутся они в голубоглазых речушках, как рассыпают своими хвостами серебристые брызги по глади озер…

Формируя своё педагогическое кредо, я убеждена, что школа должна как можно полнее использовать для гармоничного развития человека всё, что даёт природа. Это моя учительская позиция. В.А Сухомлинский считал, что духовно-обеднёнными, остаются дети, которые покидают школу, так и не узнав родного края. Они пойдут по жизни со своим, может быть хорошим умением решать задачки и вычислять, но всегда будут ограничены узким

кругозором.

А знаете, что такое вести урок сразу после восхода солнца или у костра на берегу вечерней реки. Если этого не делали - попробуйте! Становишься безмерно счастливой, когда видишь, как после очередного похода начинают

светится радостью глаза моих учеников при виде чудесных пейзажей Нижегородского края. И понимаешь, что именно в природе происходит воспитание человека. Природа вынашивает в нем чувство прекрасного. Природой все проверяется!

Сложно находить подход к ученикам, оказывать положительное влияние только уроками. Моя задача состоит в том, чтобы приоткрыть завесу тайны ученику, дать ему хоть на несколько минут стать настоящим исследователем. Знания свои предлагаю проявить в конкурсах, викторинах. И даже первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют более глубокому познанию предмета. Естественно, это помогает развивать интерес. От интереса ученика протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, учу трудиться, познавая и открывая новое. Немаловажную роль в этом играет внеклассная работа. Уже несколько лет веду экологический кружок « ЮНЭК», где ребята активно занимаются исследовательской работой. Большим подспорьем является и летний экологический лагерь, где ребята совершенствуют свои экологические знания.

Ученик берёт пример прежде всего с самого учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя. Учиться всю жизнь, учиться у детей, других учителей - моя главная цель.

А завтра снова напряжённый день. И так всегда…Прокладывать экологические тропы, ходить в походы, заниматься исследовательской работой. Мои ученики знают, что их учитель настроен на экологическую волну 24 часа в сутки. Это и есть мой путь, мое педагогическое кредо.


© 2010-2022