- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии 11 класс Тема: Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды
Урок биологии 11 класс Тема: Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайдукова Т.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок биологии 11 класс
Тема: Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.
Цели:
-
обучающие - расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о движущих силах эволюции - борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
-
развивающие - развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
-
воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Орг. момент.
(2 мин.)
Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока.
Рапорт.
2.Проверка ранее изученного материала.
(8 мин.)
1) Фронтальный опрос по теме: "Основные направления эволюции органического мира".
2) Объясните термины, приведите примеры:
(вопросы представлены на экране слайд № 4)
-
Биологический прогресс,
-
Биологический регресс,
-
Ароморфоз,
-
Идиоадаптация,
-
Дегенерация.
Найдите соотношение понятий и рисунков.
(задание представлено на экране слайд № 5).
3) Заполните таблицу: "Характеристика биологического прогресса и биологического регресса". (Слайд № 6)
4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание, отвечают на вопросы теста (тест раздаётся на отдельных листах).
Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.
Выполняют задание.
Смотрят слайды.
Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы теста.
3. Изучение нового материала.
(20 мин.)
План урока: (на экране слайд №3)
1. Противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.
2. Борьба за существование.
3. Формы борьбы за существование.
4. Основа успеха эволюции - многообразие организмов.
Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд - презентаций.
Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. (Слайд № 7-8)
Примеры:- самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки;
- серая крыса - 5 помётов в год (в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с трёх месяцев);
- в одном плоде кукушкиных слёзок не менее 186300 семян.
Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. (Слайд № 9)
Как вы считаете, в чём причина такого явления?
Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков.
(Слайд № 10)
Каковы же причины?
Причины: - это природно - климатический фактор;
- борьба с особями других видов;
- между особями своего вида.
Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.
(Слайд № 11)
Гибель потомков происходит по разным причинам. Она может носить избирательный или случайный характер. Это гибель особей в лесном пожаре, при наводнении, вмешательство человека в природу.
В чём причина возникновения борьбы за существование? (Слайд № 12)
Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование.
Чарльз Роберт Дарвин (Слайд № 13)
(англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник писал:
"Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю".
По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование".
Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл.
Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. (Слайд № 14)
Имея в виду не только жизнь одной особи, но прежде всего её плодовитость и успех в обеспечении себя потомством. Лишь в некоторых случаях борьба за существование выражается в прямой схватке: хищники сражаются из - за добычи или хищник сражается с жертвой.
Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 15)
1.- внутривидовая,
2. - межвидовая,
3. - борьба с неблагоприятными условиями среды.
Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.
Борьба с неблагоприятными условиями среды. (Слайд № 24)
Она также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д.
Примеры: - борьба с засухой (верблюжья колючка);
- к северу - зачахшие деревья и кустарники, хотя никакие другие растения их не теснят.
Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).
Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания.
Работа в тетрадях над планом урока.
Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)
Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.
Предлагают свои ответы с обоснованием.
Записывают.
Работа с материалом учебника на стр. 147.
Восприятие и осмысление нового материала.
Работа с терминологией.
Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.
Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.
Делают самостоятельно вывод.
Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.
4.Закрепление изученного материала.
(13 мин).
1) Объясните термины: (Слайд № 26)
-
Борьба за существование.
-
Внутривидовая борьба за существование.
-
Межвидовая борьба за существование.
-
Борьба с неблагоприятными условиями среды.
Дайте ответы на вопросы:
(Слайд № 27-28)
-
В чём заключается смысл борьбы за существование?
-
Что является итогом борьбы за существование?
-
Как вы считаете, что такое естественный отбор?
-
За счет чего возникают приспособленные особи?
-
Какая изменчивость имеет при этом большее значение?
Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.
3) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 29)
4) Заполните таблицу: "Формы борьбы за существование одуванчиков" (Задание выполняется, если осталось время на уроке). (Слайд № 30-31)
Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.
Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.
-
Интересно
-
Не интересно
-
Безразлично
Демонстрация знаний, полученных на уроке.
Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.
Работают с материалами слайд - презентации.
Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.
Оставляют записи в листе опроса.
5. Д\з (2 мин).
Параграф 46, стр. 164 - 166 учебник "Общая биология" Д.К. Беляева, ответить на вопросы после 46 на стр. 166 письменно в тетради, записи в тетради.
(если осталось время, разбираем индивидуальные тестовые работы обучающихся).
Записывают д\з.
(Слайд № 32)