• Преподавателю
  • Биология
  • Анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

  "Анализ требований к предметным результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования" В методической работе проведен сравнительный анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, отраженных в  Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.) (Стандарт основного общего образования по биологии)  и Федеральном государственном стандарте основного общего образования  (201...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Анализ требований

к предметным результатам освоения

основной образовательной программы

основного общего образования










Москва - 2014

«Анализ требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования»

Задание:

  1. Проанализировать требования к предметным результатам.

  2. Что нового, по сравнению с тем, что было 1год, 5-10 лет назад?

  3. Какие могут быть решения?

  4. Представить свои выводы и решения.

Сравнительный анализ предметных требований в ФК ГОС ООО (2004г.) и ФГОС ООО (2010г.)

Предмет: БИОЛОГИЯ

Федеральный компонент государственного стандарта

основного общего образования (2004 год)



Стандарт основного общего образования по биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО

(2010 год)



Предметная область 11.5. «Естественно-научные предметы»

(физика, биология, химия)

Образовательные стандарты первого поколения по учебному

предмету включают:

  • Цели изучения учебного предмета;



  • Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта осуществления разнообразных видов деятельности (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Предметные результаты освоения ООП ООО отражают:



  • Цели изучения предметной области 11.5. «Естественно-научные предметы» (физика, биология, химия);



  • систему Требований к результатам, которая показывает,

какими именно действиями (познавательными, личностными,

регулятивными, коммуникативными), преломленными через

специфику содержания данного предмета, овладеют

учащиеся в ходе образовательного процесса.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» должны отражать:

Предмет Биология:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

(п.8) Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:

  • умения, специфические для данной предметной области,

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

(п.11.5) Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

  • осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

2. Что нового по сравнению с тем, что было 1год, 5-10 лет назад?

А) ФК ГОС (2004 г) направлен на формирование у учащихся предметных знаний, умений и навыков по отдельным предметам (рус.яз, матем., биологии, химии и т.д.)

Но дети, которые родились 5-7 и более лет назад, растут в эпоху огромных потоков информации, стремительно развивающемся обществе, они уже с ранних лет умеют пользоваться компьютером и современными гаджетами. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни.

Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. Это предусматривает новый ФГОС (2010 г.)

Предметы объединены в Предметные области. Предметная область 11.5. «Естественно-научные предметы» (физика, биология, химия) отражает планируемые результаты обучения. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Б) Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:


  • умения, специфические для данной предметной области,

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

Определяющим является овладение видами универсальной учебной деятельности (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными УУД), преломленными через специфику содержания данного предмета. Что отражается в метапредметных требованиях к результатам освоения ООП ООО. Изменяются подходы к методике преподавания, технологиям обучения.


В) В учебниках и учебных пособиях для учащихся авторских линий, работающих по ФГОС, нашли отражение следующие подходы к преподаванию биологии:

• усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера; усиление внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем; раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни

• разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу

• реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов

• формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации

• повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

Выводы:


  • В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования - темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным)


  • Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.


  • Новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.


  • Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
    Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В ФГОС есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности.


  • Стандарт 2004 года не учитывал желания и предпочтения населения к получению общего образования. ФГОС подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.



  • Центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.


  • отличие ФГОС- это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.


Решения:


  1. Повышение квалификации, самообразование учителя по ФГОС (КПК, мастер-классы, социальные сети учителей, новости образования и пр.)

  2. Уход от традиционной деятельности учителя. (По ФГОС: я (учитель) даю знания и (Главное!) организую действия).

  3. Совершенствовать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения, технологии обучения. От них напрямую зависит формирование познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

Профессиональные задачи для учителя, готового работать по ФГОС:

- разрабатывать программы учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ООО

- конструировать учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий;

- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные и метапредметные умения

учащихся;
- разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать личностные достижения учащихся;

- проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленной на достижение планируемых

образовательных результатов.

  1. Содержание биологического образования должно, помимо традиционных функций - обучающей, развивающей и воспитательной, выполнять такие методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Усиление воспитательной функции предмета.

  2. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем, т.е. практико-ориентированный характер образования.

  3. Учащиеся должны быть шире вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, прикладные секции, экскурсии, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

  4. Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (по предметному направлению) с целью расширения внеурочной деятельности по предмету.

  5. Создание условий для реализации ФГОС в учебном заведении (материально-техническое и информационно-методическое оснащение учебного процесса).

  6. Ориентироваться на желания и потребности учащихся и их родителей, вовлекать родителей в образовательный процесс (например: проведение экскурсий, творческих встреч, предметных недель и пр.)


© 2010-2022