Структура программы основного общего образования по биологии

Закон РФ «Об образовании» определяет, что к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ (РП) учебных курсов и предметов. РП по учебному предмету разрабатывает учитель. Сейчас перед учителем остро стоит вопрос разработки РП в соответствии с новыми ФГОС. Первым обязательным этапом разработки РП является анализ программ и учебников по предмету, которые должны соответствовать ФГОС второго поколения. Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно....  
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура программы основного общего образования по биологии.

Закон РФ «Об образовании» определяет, что к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ (РП) учебных курсов и предметов. РП по учебному предмету разрабатывает учитель.

Первым обязательным этапом разработки РП является анализ программ и учебников по предмету, которые должны соответствовать ФГОС второго поколения.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

1. Алгоритм создания рабочей программы.

Шаг 1.

Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю)

(далее - учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня,

рекомендованного Минобрнауки России.

А.А. Журин в пособии для учителей ( А.А. Журин. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. М.: Вентана- Граф, 2012.) рекомендует обратить внимание на следующие особенности программ.

1. Макроструктура курса: линейная, концентрическая, спиральная.

2. Распределение учебной нагрузки по урокам исходя из содержания параграфов учебника.

3. Экспериментальная составляющая учебников.

По результатам проведенного анализа учитель принимает решение об использовании конкретной программы.

Шаг 2.

Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной

программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе

по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами

образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская

программа способствует реализации целей и задач образовательно программы и учебного плана ОУ.

Шаг 3.

Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной

программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой)

программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности

выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ.

Шаг 4.

Оформить требования к уровню подготовки выпускников через

операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

Шаг 5.

Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из

перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки

выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6.

Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием

примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных

вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу.

Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят

избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и

учебного плана ОУ.

Шаг 7.

Включить (или исключить) в(из) содержание(я) рабочей программы разделы,

темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и

недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).

Шаг 8.

Структурировать содержание учебного материала курса, определив

последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

Шаг 9.

Определить дополнительную справочную и учебную литературу,

необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы, программы

информационно-компьютерной поддержки учебного процесса.

Шаг 10.

Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых

умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать

контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений;

составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля,

которая позволит получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11.

Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Шаг 12.

Утверждение рабочей программы.

Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 5

сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения;

  • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

2.Структура программы основного общего образования.


  • Пояснительная записка

  • Содержание программы

  • Примерное тематическое планирование

  • Материально-техническое обеспечение

3. Структура рабочей программы.

Структура Программы является формой представления учебного

предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику

организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие

элементы:

1)Титульный лист

2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.

3) Общая характеристика учебного предмета.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

6) Содержание учебного предмета.

7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий

сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание,

место в образовательном процессе, адресность.

На титульном листе указывается:

  • название Программы (предмет, курс);

  • адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);

  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

  • год составления Программы.

Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.

Пояснительная записка - структурный элемент программы,

поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практические задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению.

Для составительских программ должны быть указаны выходные данные

материалов (программ, учебных пособий и т.д.), которые были использованы

при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть

обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано

количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-

тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения.

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной

программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;

  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом и с учетом специфики данного ОУ);

  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную

программу, их обоснование;

  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для

контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле обучающихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент

программы, который определяет необходимые для реализации данного курса

методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический

материал.

Учебно-методические средства обучения включают в себя: основную и

дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники

упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и

лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари,

справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);

программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса

(мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий;

учебно-развивающие программные среды); оборудование и приборы,

необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-

методические средства обучения можно распределить по четырем группам:

  • Литература (основная и дополнительная);

  • Дидактические материалы;

  • Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса;

  • Оборудование и приборы.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания

каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и

соответствовать требованиям к библиографическому описанию


© 2010-2022