- Преподавателю
- Биология
- Программа спецкурса Биохимия клетки
Программа спецкурса Биохимия клетки
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыремпилова Б.Ш. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Администрация муниципального района Могойтуйский район
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
Программа спецкурса Биохимия клетки
Химико-биологический профиль
10 класс
Автор: Цыремпилова Б.Ш. учитель биологии высшей категории
2011-2012 учебный год
Село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
Программа спецкурса «Биохимия клетки»
Химико-биологический профиль
10 класс
Автор: Цыремпилова Б.Ш. учитель биологии высшей категории
Ортуйской средней школы
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
На современном этапе, выполняя программу Концепции Модернизации образования, средняя школа работает на повышение качества образования. И каждый выпускник должен быть конкурентоспособным не только на выходе из школы, но и в жизни.
Спецкурс «Биохимия клетки» является составной частью системы профильного обучения в химико-биологическом профиле для расширения и углубления знаний внутри профилирующего предмета, формирования устойчивого интереса учащихся к биологии. На современном этапе эту программу можно предложить для учащихся, обучающихся в сети. В связи с введением Интернета в школы округа предполагается возможность дистанционного обучения.
На выходе из основной школы, учащиеся, которые занимаются по концентрической системе обучения, имеют достаточный объем базовых знаний.
Придя в химико-биологическую профильную группу, в основном все школы округа занимаются по 3-хчасовой профильной программе Н.И. Сонина. Однако, исходя из опыта, все же остаются нераскрытыми темы, связанные с химизмом биологических процессов. Эти знания необходимы учащимся при дальнейшем поступлении и учебе в медицинских учебных заведениях и ВУЗах биолого-химического направления
Программа составлена в форме технологической карты, в которой отведено время на практические занятия, выделена дополнительная литература, контрольный блок. Содержание и требования составлены на повышенном уровне. Особое внимание уделено тем учебным элементам, которые не охватываются по трёхчасовой и одночасовой программе Н.И. Сонина, Б.Б. Захарова. С учетом индивидуальных особенностей, предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютером (электронными учебниками), словарями, научными журналами. В некоторых темах предполагаются исследовательские мини-проекты.
Тематическое планирование соответствует тематическим планированиям учебных занятий.
Цели и задачи:
Создать условия для расширения и углубления знаний внутри профилирующего предмета - биологии, формирования устойчивого интереса учащихся к биологии.
Расширение знаний в результате изучения тем на основе индивидуализации и дифференциации, с учетом потребностей, интересов, склонностей учащихся.
Оборудование и материальное обеспечение:
-
микролаборатория
-
световые микроскопы
-
таблицы по Общей биологии
-
интерактивная доска
Литература для учителя:
1.Грин Н, У. Стаут, Д. Тейлор Биология в трех томах; Мир, 1990.
2.Общая биология (под редакцией А.О. Рувинского) М; Просвещение1993
3,статьи из журналов «Биология в школе» за 1985-2006 гг.
4. статьи из газеты «Биология» Издательского Дома «Первое сентября»
5.электронные учебники: 1 С репетитор Биология
2.Лабораторный практикум биология 6-11 классы,
6. биологические исследования (методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории)
7.энциклопедии по биологии и экологии
8. Богданова Л.И Биология
Литература для учащихся
1.Общая биология (под редакцией А.О. Рувинского) М; Просвещение1993
2. Биология для школьников
3. электронный учебник: 1 С репетитор Биология
4. электронный учебник: .Лабораторный практикум биология 6-11 классы
5 рабочая тетрадь Общая биология (под редакцией А.О. Рувинского) М; Просвещение1993
6..энциклопедии по биологии и экологии
1.Отличительные признаки
живого, химический состав
живых организмов
1 час
Отличительные признаки живого, химический состав живых организмов: атомный и молекулярный. Отличительные признаки органических и неорганических веществ. Вода. Низко- и высокомолекулярные вещества.
Знать и понимать Отличительные признаки живого, химический состав живых организмов: атомный и молекулярный. Органические и неорганические вещества. Строение молекулы воды. Строение низко- и высокомолекулярных веществ.
Уметь сравнивать живое от неживого на основе химического состава;
классифицировать низко- и высокомолекулярные вещества; раскрывать основы химического строения и биологической роли веществ.
Работа по электронному учебнику
1С репетитор часть 4 тема 02 раздел 2.
Микролаборатория
Виртуальная экскурсия
Электронное учебное издание
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 2.1., 2.2.
схемы к авторской.doc
2.Строение и химический
состав плазматической
мембраны.
2 часа
Строение состав и биологическая роль плазматической мембраны. Химический состав мембраны: белково-липидный слой. Строение и свойства липидов. Способность к самоорганизации образованию замкнутых структур. Белки, их взаимодействие с липидным бислоем. Проникающие (интегральные),
погруженные и поверхностные белки. Полисахариды. Нерегулярность и разветвленность. Гликолипиды, гликопротеиды.
Знать и понимать строение, состав и биологическая роль плазматической мембраны. Химический состав мембраны: белково-липидный слой. Строение и свойства липидов. Способность к самоорганизации образованию замкнутых структур. Белки, их взаимодействие с липидным бислоем. Проникающие (интегральные), погруженные и поверхностные белки. Полисахариды. Нерегулярность и разветвленность. Гликолипиды, гликопротеиды.
Работа со световым микроскопом
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1 Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии Рис. 17
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1 Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии: стр. 52, вопросы 1.2.3.
Общая характеристика клеточных мембран Грин, Стаут, Тейлор Т1 стр 221
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. Глава 2 пар.8, стр. 44-45
3.Транспорт через
Плазматическую
мембрану
2 часа
Проницаемость мембраны для разных веществ. Пути поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт. Эндоцитоз. Экзоцитоз.
Рецепторная функция мембраны. Аденилатциклазная система. Межклеточные контакты.
Знать Проницаемость мембраны для разных веществ. Пути поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт. Эндоцитоз. Экзоцитоз. Рецепторная функция мембраны. Аденилатциклазная система. Типы межклеточных контактов.
Химизм процесса поступления
Моделирование
Грин, Стаут, Тейлор
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии вопросы 4, 5.
Грин, Стаут, Тейлор
Т1стр 213-224 Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. Стр 46-52
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
дополнит
контроль
4. Синтез липидов и полисахаридов
1 час
Разнообразие макромолекул в клетке. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Синтез липидов и полисахаридов.
Полисахариды первого и второго порядков
Знать и понимать Разнообразие макромолекул в клетке. Синтез липидов и полисахаридов. Отличительные признаки полисахаридов первого и второго порядков.
Опыт 9.2 стр 302
Исследовательский мини-проект «Исследование жиров и их роль в жизнедеятельности человека»
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1стр. 298,
300 п. 9.5
Стр 166-167
Роль ненасыщенных жирных кислот при лечении некоторых заболеваний
Защита исследовательских мини-проектов
Схемы
5.Матричный синтез белков
2 часа
Этапы синтеза белков в клетке Транскрипция Генетический код. Строение и функции рибосом
Знать и понимать Этапы синтеза белков в клетке Транскрипция Генетический код. Строение и функции рибосом. Уметь решать задачи по биосинтезу белков
Решение задач
Биология в школе № 2 1999год стр. 37-40
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 1.2(1-7)
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1
Стр 166-167
Электр.учебник КиМ 10 класс
Биология в школе № 2 1999годстр. 37-40
Схемы
схемы к авторской.doc
6.Прокариоты и эукариоты
1 час
Отличительные признаки прокариот и эукариот
Знать и понимать Отличительные признаки прокариот и эукариот
Моделирование
Опыт 5.1 определение биомолекул Грин,Стаут,Тейлор
Т1 стр 188
Составление сравнительной таблицы
7.Клеточное ядро. Ядерная оболочка, ее функции
1 час
Клеточное ядро. Ядерная оболочка, ее функции
Знать и понимать строение и функции клеточного ядра, ядерной оболочки, ее функции.
Работа со световым микроскопом
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1; стр. 224
Электр.учебник КиМ 10 класс
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
8.Строение и функции хромосом
2 часа
Хроматин. Хромосомы; гистон и негистоновые белки хромосом. Уровни компактизации хроматина. Политенная хромосома как модель для изучения процессов транскрипции и репликации на клеточном уровне
Знать и понимать строение хроматина, хромосомы; гистона и негистоновых белков хромосом. Уровни компактизации хроматина. Политенная хромосома как модель для изучения процессов транс крипции репликации на клеточном уровне
Моделирование
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1; стр. 225
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
Дополнит
контроль
9.Регуляция транскрипции и трансляции
2 часа
Регуляция транскрипции и трансляции у прокариот и эукариот
Знать и понимать принципы регуляции транскрипции и трансляции у прокариот и эукариот
Задача № 22.3; 22.4; 22.5
Главные черты
генетического
кода
стр 213 Грин, стаут,
Тейлор Т 3 пар.
22.6стр.215-217
Решение задач
Биология в школе № 2 1999годстр. 37-40
10.Организация метаболизма в цитоплазме
2 часа
Организация метаболических процессов в цитоплазме.
Раскрывать организацию метаболических процессов в цитоплазме
Грин, Стаут
, Тейлор
Т1пар. 6.7; Т3 стр. 220
11.Внутриклеточные мембраны
1 час
Внутриклеточные мембраны: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, строение и функции
Знать строение и функции внутриклеточных мембран: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы.
Работа со световым микроскопом
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 9.
Электр.учебник КиМ 10 класс
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 9в. 3,4,
12.Пищеварительная и выделительная системы клетки
2 часа
Пищеварительная и выделительная системы клетки. Экзоцитоз .роль нерегулярных олигосахаридов в транспорте белков в клетке
Знать пищеварительную и выделительную системы клетки. Экзоцитоз. Раскрывать роль нерегулярных олигосахаридов в транспорте белков в клетке.
Рис. 7.23. Грин, Стаут, Тейлор
Т1
Стр 212, 224 -
235
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1
13.Цитоскелет
2 часа
Лабильные элементы цитоскелета: микротрубочки и тонкие филаменты. Производные микротрубочек: центриоли, жгутики. Реснички. Участие цитоскелета в организации клеточных процессов
Характеризовать лабильные элементы цитоскелета: микротрубочки и тонкие филаменты. Производные микротрубочек: центриоли, жгутики. Реснички. Участие цитоскелета в организац клеточных процессов
Рис. 7.25 Грин, Стаут, Тейлор
Т1
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 10в. 2
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
контроль
дополнит
14.Энергетическое обеспечение ж/д клетки
3 часа
Энергетическое обеспечение ж/д клеткок. АТФ и другие молекулы - аккумуляторы и переносчики энергии. Анаэробный гликолиз. Фотосинтез и окислительное фосфорилирование. Митохондрии и хлоропласты, строение и функции
Характеризовать Энергетическое обеспечение ж/д клеткок. Раскрывать роль АТФ и других молекул - аккумуляторов и переносчиков энергии. Анаэробный гликолиз. Фотосинтез и окислительное фосфорилирование. Митохондрии и хлоропласты, строение и функции
Грин, Стаут, Тейлор
Т2 задача № 10.4 стр 16
Электр.учебник КиМ 10 класс
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
Грин, Стаут, Тейлор
Т2 пар. 11.3
Схемы
15.Клеточный цикл
2 часа
Клеточный цикл: интерфаза и митоз. Стадии интерфазы. Стадии митоза. Нарушения митоза под действием различных химических веществ
Характеризовать клеточный цикл: интерфазу и митоз. Стадии интерфазы. Стадии митоза. Уметь обьяснять причины нарушения митоза под действием различных химических веществ.
Работа с электронным учебником 1С репетитор часть 4 тема 3
Электр.учебник КиМ
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 4.1
16.Кариотип человека
2 час
Кариотип человека: изменение числа и м орфологии хромосом и их последствия
характеризовать Кариотип человека: изменение числа и м орфологии хромосом и их последствия
Работа с электронным учебником1С репетитор
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
контроль
дополнит
17.Отличительные признаки многоклеточных организмов
2 часа
Отличительные признаки многоклеточных организмов. Взаимодействие клеток многоклеточных организмов. Разделение функций. Культуры клеток. Гибриды соматических клеток. Раковые клетки
Сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы. Характеризовать взаимодействие клеток многоклеточного организма. Разделение функций. Культуры клеток. Гибриды соматических клеток. Раковые клетки
Работа с электронным учебником со световым микроскопом
Дымшиц Рувинский пар. 47
1- 5
Грин, Стаут, Тейлор
Т3 стр 251
Дымшиц Рувинский пар. 47
18.Мейоз
2 часа
Мейоз, отличие от митоза: уменьшение числа хромосом и их перекомбинирование, процессы, приводящие к этим отличиям
Характеризовать мейоз в отличие отличие от митоза: уменьшение числа хромосом и их перекомбинирование. Раскрывать процессы, приводящие к этим отличиям
Работа с электронным учебником со световым микроскопом
Работа с электронным учебником
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 4.3
19.Гены и признаки
2 часа
Гены и признаки. Связь генов с признаками. Современные представления о гене закономерности наследования признаков. Гаметогенез и оплодотворение.
Характеризовать гены и признаки. Связь генов с признаками. Уметь раскрывать современные представления о гене. закономерности наследования признаков. Решать задачи
Моделирование и решение задач
Грин, Стаут, Тейлор
Т3 стр 207 -204
3.Транспорт через
Плазматическую
мембрану
2 часа
Проницаемость мембраны для разных веществ. Пути поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт. Эндоцитоз. Экзоцитоз.
Рецепторная функция мембраны. Аденилатциклазная система. Межклеточные контакты.
Знать Проницаемость мембраны для разных веществ. Пути поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт. Эндоцитоз. Экзоцитоз. Рецепторная функция мембраны. Аденилатциклазная система. Типы межклеточных контактов.
Химизм процесса поступления
Моделирование
Грин, Стаут, Тейлор
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии вопросы 4, 5.
Грин, Стаут, Тейлор
Т1стр 213-224 Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. Стр 46-52
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
дополнит
контроль
4. .Внутриклеточные мембраны
1 час
Внутриклеточные мембраны: одномембранные, двухмебранные и немембранные органеллы. ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, строение и функции
Знать строение и функции внутриклеточных мембран: уметь классифицировать органеллы по строению. ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы.
Работа со световым микроскопом
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 9.
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 9в. 3,4,
Электрон. Уч. 3.1.6.
5.Пищеварительная и выделительная системы клетки
2 часа
Пищеварительная и выделительная системы клетки. Экзоцитоз .роль нерегулярных олигосахаридов в транспорте белков в клетке
Знать пищеварительную и выделительную системы клетки. Экзоцитоз. Раскрывать роль нерегулярных олигосахаридов в транспорте белков в клетке.
Рис. 7.23. Грин, Стаут, Тейлор
Т1
Стр 212, 224 -
235
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1
6. .Цитоскелет
2 часа
Лабильные элементы цитоскелета: микротрубочки филаменты, их химический состав.Производные микротрубочек: центриоли, жгутики. Реснички. клеточных процессов
Характеризовать лабильные элементы цитоскелета: микротрубочки и тонкие филаменты, их химический Производные микротрубочек: центриоли, жгутики. Реснички. Хим.состав
Рис. 7.25 Грин, Стаут, Тейлор
Т1
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; пар. 10в. 2
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
дополнит
контроль
7. Прокариоты и эукариоты
1 час
Отличительные признаки прокариот и эукариот
Знать и понимать Отличительные признаки прокариот и эукариот
Моделирование
Опыт 5.1 определение биомолекул Грин,Стаут,Тейлор
Т1 стр 188
Составление сравнительной таблицы
8.Клеточное ядро. Ядерная оболочка, ее функции
1 час
Клеточное ядро. Ядерная оболочка, ее функции
Знать и понимать строение и функции клеточного ядра, ядерной оболочки, ее функции.
Работа со световым микроскопом
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1; стр. 224
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
9. Строение и функции хромосом
2 часа
Хроматин. Хромосомы; гистон и негистоновые белки хромосом. Уровни компактизации хроматина.
Знать и понимать строение хроматина, хромосомы; гистона и негистоновых белков хромосом. Уровни компактизации хроматина.
Моделирование
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1; стр. 225
10...Организация метаболизма в цитоплазме
2 часа
Организация метаболических процессов в цитоплазме.
Раскрывать организацию метаболических процессов в цитоплазме
Грин, Стаут
, Тейлор
Т1пар. 6.7; Т3 стр. 220
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
дополнит
контроль
11. Синтез липидов и полисахаридов
1 час
Разнообразие макромолекул в клетке. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Синтез липидов и полисахаридов.
Полисахариды первого и второго порядков
Знать и понимать Разнообразие макромолекул в клетке. Синтез липидов и полисахаридов. Отличительные признаки полисахаридов первого и второго порядков.
Опыт 9.2 стр 302
Исследовательский мини-проект «Исследование жиров и их роль в жизнедеятельности человека»
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1стр. 298,
300 п. 9.5
Стр 166-167
Роль ненасыщенных жирных кислот при лечении некоторых заболеваний
Защита исследовательских мини-проектов
12. .Матричный синтез белков
2 часа
Этапы синтеза белков в клетке Транскрипция Генетический код. Строение и функции рибосом
Знать и понимать Этапы синтеза белков в клетке Транскрипция Генетический код. Строение и функции рибосом. Уметь решать задачи по биосинтезу белков
Решение задач
Биология в школе № 2 1999год стр. 37-40
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 1.2(1-7)
Грин, Стаут,
Тейлор
Т1
Стр 166-167
Биология в школе № 2 1999годстр. 37-40
13..Регуляция транскрипции и трансляции
2 часа
Регуляция транскрипции и трансляции у прокариот и эукариот
Знать и понимать принципы регуляции транскрипции и трансляции у прокариот и эукариот
Задача № 22.3; 22.4; 22.5
Главные черты
генетического
кода
стр 213 Грин, стаут,
Тейлор Т 3 пар.
22.6стр.215-217
Решение задач
Биология в школе № 2 1999годстр. 37-40
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
контроль
дополнит
14.Энергетический обмен в клетке
3 часа
АТФ, НАДФ.Н - аккумуляторы и переносчики энергии. Митохондрии строение и функции Анаэробный гликолиз. Цикл Кребса
Характеризовать Энергетическое обеспечение ж/д клеткок. Раскрывать роль АТФ и других молекул - аккумуляторов и переносчиков энергии. Анаэробный гликолиз. Митохондрии строение и функции
Грин, Стаут, Тейлор
Т2 задача № 10.4 стр 16
Электронное .у.и .
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 3.1
Богданова Т.Л. Биология справочник для школьниковстр.178 к.р. № 13.
Грин, Стаут, Тейлор
Т2 пар. 11.3
Богданова Т.Л. Биология справочник для школьников стр. 177-183
15.Фотосинтез
2 часа
Фотосинтез и окислительное фосфорилирование. Хлоропласты, строение и функции
Раскрывать этапы фотосинтеза: световые реакции и реакции фиксации углерода. Фотосинтез и окислительное фосфорилирование.
Богданова Т.Л. Биология справочник для школьников таблица № 39
Богданова Т.Л. Биология справочник для школьников стр.178 к.р. № 14
Богданова Т.Л. Биология справочник для школьников
16.Клеточный цикл
2 часа
Клеточный цикл: интерфаза и митоз. Стадии интерфазы. Стадии митоза. Нарушения митоза под действием различных веществ
Характеризовать клеточный цикл: интерфазу и митоз. Стадии интерфазы. Стадии митоза. Уметь объяснять причины нарушения митоза под действием различных веществ.
Работа с электронным учебником 1С репетитор часть 4 тема 3
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 4.1
Клеточный цикл
17.Кариотип человека
2 час
Кариотип человека: изменение числа и м орфологии хромосом и их последствия
Хар-ть кариотип человека: изм-ние числа и морфологии хромосом и их последствия
Работа с электронным учебником1С репетитор
Темы занятий
Содержание
Требования
Практическая часть
контроль
Дополнит лит
18.Мейоз
2 часа
Мейоз, отличие от митоза: уменьшение числа хромосом и их перекомбинирование, процессы, приводящие к этим отличиям
Характеризовать мейоз в отличие от митоза: уменьшение числа хромосом и их перекомбинирование. Раскрывать процессы, приводящие к этим отличиям
Работа с электронным учебником со световым микроскопом
Работа с электронным учебником
Лабораторный практикум биология 6-11 классы лаборатория «клетка» 4.3
19.Современные представления о гене
2 часа
Гены и признаки. Связь генов с признаками. Современные представления о гене. Мобильные генетические элементы
Характеризовать гены и признаки. Связь генов с признаками. Уметь раскрывать современные представления о гене. Мобильные генетические элементы
Моделирование и решение задач
Грин, Стаут, Тейлор
Т3 стр 207 -204
Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии; Пар.24; 37