- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарифова О.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МГ
___________/________/
Протокол №1 от
«__»______2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОУ «Владыкинская сош»
__________/_____________/
«____»________2015 г.
«Утверждено»
Директор МОУ «Владыкинская сош»
__________/___________/
Приказ №___от
«___»______2015г.
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса
учителя I квалификационной категории
Шарифовой Ольги Васильевны
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От «____»_______2015г
С.Владыкино
2015-2016 г
Учебно-методическое обеспечение
Учебник Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 303с.
Дополнительная литература Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.
дополнительной литературы для учителя:
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.
для учащихся:
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с.: ил.
научно-популярной литературы для учащихся:
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Энциклопедия для детей.Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с.: ил.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные».
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс учебное электронное издание, Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
-
Пояснительная записка
-
Программа адресована учащимся 9 класса «МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа». Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В. В. Пасечником и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле. Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает обучение биологии в 9- х классах в объеме 2 часов в неделю.
Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:
Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 303с.
а также методических пособий для учителя:
Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.
дополнительной литературы для учителя:
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.
для учащихся:
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с.: ил.
научно-популярной литературы для учащихся:
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Энциклопедия для детей.Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с.: ил.
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
-овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
-освоение общепредметных компетенций.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня
.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ВВЕДЕНИЕ
3 часа
РАЗДЕЛ 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ТЕМА 1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ
8 часов
ТЕМА 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ.
14 часов
ТЕМА 1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ
15 часов
ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ
2 часа
ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ
6 часов
ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ
5 часов
РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ
6 часов
РАЗДЕЛ 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ
6 часов
Резервное время
1 час.
Итого
69 часов
Предусмотренные программой лабораторные работы:
1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом
2. Выявление изменчивости организмов.
3. Изучение морфологического критерия вида.
4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Проведение уроков-зачетов предусматривает проведение тестирования на основе разноуровневых заданий, структура которых включает в себя следующие уровни:
-
уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать специальные термины и понятия.
-
уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление и сравнение двух или нескольких явлений с формулированием конкретных выводов, более сложным - создание системы доказательств какой-либо мысли, идеи.
-
уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения сравнивать два или несколько явлений с формулированием конкретных выводов, более сложным - создание системы доказательств какой-либо мысли, идеи, умением создать, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы, уроки
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
Введение.(3 ч.)
1
Биология - наука о жизни.
1
2.09
2
Методы исследования в биологии.
1
5.09
3
Сущность жизни и свойства живого.
1
9.09
1. Молекулярный уровень.(10 ч.)
4
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика
1
12.09
5
Углеводы.
1
16.09
6
Липиды.
1
19.09
7
Состав и строение белков.
1
23.09
8
Функции белков.
1
26.09
9
Нуклеиновые кислоты.
1
30.09
10
АТФ и другие органические соединения клетки.
1
3.10
11
Биологические катализаторы
1
7.10
12
Вирусы.
1
10.10
13
Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
1
14.10
2. Клеточный уровень.(15 ч.)
14
Основные положения клеточной теории.
1
17.10
15
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
1
21.10
16
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
1
24.10
17
Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.
1
28.10
18
Митохондрии. Пластиды.
1
31.10
19
Клеточный центр. Рибосомы. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
11.11
20
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
1
14.11
21
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
18.11
22
Энергетический обмен в клетке.
1
21.11
23
Типы питания клетки.
1
25.11
24
Фотосинтез и хемосинтез.
1
28.11
25
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
1
2.12
26
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
1
5.12
27
Деление клетки. Митоз
1
9.12
28
Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
1
12.12
3. Организменный уровень.(14 ч.)
29
Размножение организмов.
1
16.12
30
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.
1
19.12
31
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
1
23.12
32
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
1
26.12
33
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
1
30.12
34
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
1
13.01
35
Дигибридное скрещивание.
1
16.01
36
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
1
20.01
38
Модификационная изменчивость
1
23.01
39
Мутационная изменчивость
1
27.01
40
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.
1
30.01
41
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
1
3.02
42
Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».
1
6.02
4. Популяционно-видовой уровень.(2 ч.)
43
Вид. Критерии вида.
1
10.02
44
Популяции
1
13.02
5. Экосистемный уровень.(5 ч.)
45
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
1
17.02
46
Состав и структура сообщества.
1
20.02
47
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
1
24.02
48
Саморазвитие экосистемы.
1
27.02
49
Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»
1
3.03
6. Биосферный уровень.(3 ч.)
50
Биосфера. Среды жизни.
1
6.03
51
Круговорот веществ в биосфере.
1
10.03
52
Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень».
1
13.03
7. Основы учения об эволюции. (7 ч.)
53
Развитие эволюционного учения.
1
17.03
54
Изменчивость организмов.
1
20.03
55
Борьба за существование. Естественный отбор.
1
3.04
56
Видообразование.
1
7.04
57
Макроэволюция.
1
10.04
58
Основные закономерности эволюции.
1
14.04
59
Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».
1
17.04
8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.)
60
Гипотезы возникновения жизни.
1
21.04
61
Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.
1
24.04
62
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.
1
28.04
63
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
1
5.05
64
Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».
1
8.09
65
Экскурсия «Биогеоценоз широколиственного леса».
1
12.05
66
Повторение темы «Организменный уровень».
1
15.05
67
Повторение темы «Экосистемный уровень».
1
19.05
68
Итоговый урок.
1
22.05
69
Резервное время
1