Конспект урока по биологии на тему: этапы эволюции человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема урока: «Этапы эволюции человека».

Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Задачи урока:

  1. Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных.

  2. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.

  3. Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.

Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).

Структура урока:

1.Организация начала урока;

2 (3). проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 (2). подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);

4. изучение нового материала;

5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 (8). подведение итогов и результатов урока;

8 (7). задание на дом.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущем уроке познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo). В ходе этого урока изучим стадии эволюции человека, выясним основные особенности наших «предков»: их образ жизни, биологические и социальные факторы эволюции, то есть займёмся изучением «глобальной» истории людей как биологического вида. Я надеюсь, что тема будет для вас интересна. Ведь знать, кто мы и как появились, кем были, позволяет осознать сущность человека, его место в системе органического мира. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез»!

Организация проверки домашнего задания:

А. Один учащийся работает у доски. Задание: составить схему «Стадии эволюции приматов» /именно эта схема послужит отправной точкой при объяснении нового материала/.

Б. 5 учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках /компьютер/:

1. стадии антропогенеза. ( стр.171)

2. решающие факторы в формировании и развитии человека (объяснить). (стр. 169)

3. древние обезьяны-дриопитеки (образ жизни, внешнее строение). (стр.164)

4. южные обезьяны-австралопитеки ( образ жизни, внешнее и внутреннее строение в связи с прямохождением (стр.170-171)

5. древнейшие люди-архантропы ( образ жизни, внешнее и внутреннее строение) (стр.171-172)

В это время с остальными учащимися организуется фронтальная беседа по следующим вопросам:

- какие существуют группы доказательств эволюционного происхождения человека?

- почёму человек является биосоциальным видом?

- какой учёный сыграл основную роль в доказательстве животного происхождения человека? (Ч.Дарвин, 1871 год «Происхождение человека и половой отбор»).

- почему Дарвин, признавая развитие человека от ствола древних обезьян, подчёркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека, называл их «нашими двоюродными братьями»?

- в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?

После этого происходит проверка выполненного задания на доске с использованием метода взаимопроверки.

Учитель: Схему эволюционного происхождения человека мы закончили дриопитеками и появлением австралопитеков. Но это ещё не представители рода Homo. А как вы думаете, что может являться «границей», отделяющей обезьяну от человека? (ответ: объём и масса головного мозга - она должна составлять не менее 750 грамм!). Кто же такие были Австралопитеки?- («australis»- южный, «pithecus»- обезьяна), находки сделаны главным образом в Южной Африке.

Лекция учителя сопровождается заполнением схемы учителем, учащиеся конспектируют - полученный материал должен выглядеть следующим образом:

Биологические особенности

Социальные особенности

- масса тела 20-65 кг.

- рост 100-150 см.

- ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела

- клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой дуги

- масса мозга 450-550 гр.

- объём мозга 550 см3

- стадный образ жизни

- способность к примитивной обработке орудий труда


В 1959 году на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети) в Олдовайском ущелье вместе с останками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены кости посткриниального скелета, а в1960 году на том же месте - череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. Это существо назвали Homo habilis - Человек умелый (человек галечной культуры).

Биологические особенности

Социальные особенности

- масса головного мозга 650 грамм (до 775 грамм)

- первый палец стопы не отведён в сторону (морфологическая перестройка, связанная с прямохождением, полностью завершилась)

- концевые фаланги кисти короткие и плоские

- грубые галечные орудия

- «рубила»- кварцитовые гальки, подправленные ретушью, сделаны из материала, принесённого из районов, удалённых на 70-80 км.

- трудовая деятельность

- вероятно использование огня

Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и Якутии, их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Если эти датировки подтвердятся и будут найдены скелетные останки, следует признать, что Человек умелый был широко распространён не только в Африке, но и в Азии.

Архантропы (древнейшие люди), Homo erectus /Человек выпрямленный/. Представителями являлись питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).

Биологические особенности

Социальные особенности

- мощное развитие надбровного валика

- отсутствие настоящего подбородочного выступа

- низкий и покатый лоб

- плоский нос

- масса головного мозга 800-1000 грамм

- объём мозга 900-1055 см3

- каннибализм

- средний рост 150-160 см. и выше

- развитая орудийная деятельность

- жили в пещерах и были способны строить примитивные укрытия из крупных камней (типа «каменных мешков»)

- скорее всего, огонь поддерживали, но добывать сами не могли

- возникновение речи, основанной на трудовой деятельности и общественном образе жизни - даёт толчок развитию в прогрессивном направлении- выделении человечества из мира органической природы

Палеантропы (древние люди), Homo sapiens Neanderthalensis /Человек разумный/. Представителями являлись неандертальцы.

Учитель: Теперь, имея общий план описания эволюции человека, попробуйте самостоятельно найти информацию об этой группе людей, используя различные источники:

  1. Репродуктивный уровень: использование учебника основ общей биологии.

  2. Частично- поисковый:

А)- используя ресурсы Интернет, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;

Б)- используя научную литературу, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;

3. Исследовательский - сопоставить всю полученную информацию, сведя данные в единую таблицу.

(работа организуется в группах в зависимости от уровня знаний, при этом позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса).

Биологические особенности

Социальные особенности

- низкий скошенный лоб и затылок

- сплошной надглазничный валик

- большое лицо с широко расставленными глазами

- обычно слабое развитие подбородочного выступа

- крупные зубы, короткая массивная шея

- рост 155-160 см.

- масса головного мозга 1500 гр.

- объём мозга 1200-1600 см3 (причём сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением)

- постройка жилища

- способность к добыче и активному использованию огня

- первобытно- стадный образ жизни

- орудия-остроконечники и скребла- были более совершенными, чем примитивные обработанные гальки

Дополнительный материал:

Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы - неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:

  1. Поздние неандертальцы - характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков - свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.

  2. Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга - развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей - говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути - выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, - Человека разумного - Homo Sapiens.

Учитель: А теперьоткройте стр.164 и посмотрите на рис.60(кроманьонец -9). Вы видите перед собой рисунки людей. Ответьте на вопрос: «Если бы вы увидели их в современной толпе одетыми как все, обратили бы на него внимание? Отличается он от нас общим внешним обликом? Фактически кроманьонец - это человек современного типа, что, казалось бы, избавляет нас от необходимости описывать его строение более подробно. Но, не смотря на это, составим «портрет» этого человека, выясним роль биологических и социальных факторов в его эволюции, выясним время его появления и взаимоотношения с другими видами рода Homo. (фрагмент фильма 1).

Существует две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа.

Гипотеза полицентризма

Гипотеза моноцентризма

Человек разумный возник нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или даже архантропам).

Существовало единое место возникновения человечества из какого- то одного общего предкового ствола.

Конспект урока по биологии на тему:этапы эволюции человека


Гипотеза широкого моноцентризма Я.Я.Рогинского.

Человек современного типа возник где- то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выраженные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами человека разумного костные остатки. Многочисленные промежуточные формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населёнными многообразными животными. Здесь, по- видимому, и был совершён последний шаг на пути к Человеку разумному. На этой стадии был окончательно сформирован облик современного человека:

  1. Фигура стала более стройной

  2. Рост 180-190 см.

  3. Череп с большой черепной коробкой (объём 1800 см3)

  4. Широкое и короткое лицо

  5. Прямоугольные глазницы

  6. Наличие выраженного подбородка, прямого лба и отсутствие надбровных валиков

  7. Присутствие подбородочного выступа на нижней челюсти свидетельствовало о том, что кроманьонцы были способны к членораздельной речи

  8. В головном мозге большое развитие получили лобные доли (а за что они отвечают?) и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

Но, все эти особенности, это биологические характеристики. А, как мы уже знаем, в процессе эволюции основное значение приобретали социальные факторы- какие же они были? Посмотрите и прочтите некоторые социальные особенности кроманьонцев - отметьте их, можете пользоваться материалом учебника страница 175.

После этого организуется беседа с подведением итогов: «Социальные особенности кроманьонцев».

  1. Общественный образ жизни и применение накопленного жизненного опыта предков

  2. Трудовая деятельность и развитие руки как органа труда

  3. Возникновение речи

  4. Использование огня

  5. Изготовление орудий труда

  6. Появление искусства - наскальная живопись, изготовление различных фигурок из костей (чаще мамонтов)- рисунок 66 страница 174, слайд восьмой.

  7. Социальная организация - родовое общество.

Основные этапы развития человека разумного.

(работа совместно учитель-ученики)

  1. Небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного. Только он достиг такого понимания природы, такого уровня самопознания, который сделал возможным создание искусства (возраст первых наскальных изображений 40-50 тыс. лет).

  2. Неолитическая революция- приручение животных и окультуривание растений (около 10 тыс. лет назад). До этого человек был полностью зависим от среды при добычи пищи и одежды. Теперь зависимость приобрела иной характер- она стала осуществляться через контроль над некоторыми сторонами среды обитания.

  3. Научно-техническая революция, в результате которой человек приобрёл власть над природой (в последние 2 тыс. лет и особенно в последние 3-4 столетия).

ВЫВОД (совместно с учащимися как закрепление на основе изученного материала):

Выделенные важнейшие вехи в развитии человека разумного не связаны с изменениями физического облика человека за последние десятки тысяч лет. Различия между кроманьонцами и современными людьми намного меньше, чем различия между отдельными современными этническими группами и расами. Отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека за несколько последних десятков тысяч лет косвенно показывает, что эволюция Человека вышла из- под ведущего контроля биологических факторов и направляется действием иных - социальных сил.

Домашнее задание: § 46.

Знать: стадии эволюции человека.

Уметь: характеризовать биологические и социальные особенности, а так же

направления эволюции представителей рода Homo.

Индивидуальные задания: подготовить сообщение /доклад/: «Неоантропы».

Подведение итогов урока и рефлексия:

- Вам было интересно на уроке?

- Что нового для себя вы открыли?

- Как считаете, хорошо ли вы работали?

- Как можете оценить свою работу?

- Оценка работы учащихся учителем.

© 2010-2022