- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по элективному курсу Клетки и ткани 10-11 класс
Рабочая программа по элективному курсу Клетки и ткани 10-11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никоненко Н.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КЛЕТКИ И ТКАНИ
Элективный курс
Д. К. Обухов,д-р. биол. наук, профессор кафедры цитологии и гистологи
и Санкт-Петербургского государственного университета
В.Н. Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Клетки и ткани » полностью соответствует авторской программе « Клетки и ткани » д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К. Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириенковой.
В состав УМК «Клетки и ткани» входит программа курса, учебное пособие «Клетки и ткани», практикум с тем же названием, методическое пособие для учителя.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов гимназий, лицеев, школ естественно-научного (медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Ведущими формами занятий предполагаются интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам.
Авторы программы и авторы прилагаемых к программе учебных пособий считают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы.
Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литературы и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность знаний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Каждый ученик может найти ответы на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Система творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, используя полученные знания.
Программа рассчитана на 65 часов (из них 3-4 часа резервное время).
Части курса: общая цитология (биология клетки ) - 38 часов; сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) - 27 часов.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса заключается в:
• комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Важно показать, что ткан и и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;
• сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотрении вопросов строения клетки , тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
• использовании самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук, а также химии, физики;
• историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30-50-е годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;
• экологической направленности курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные - молеку-лярно-генетические - основы деятельности клеток - и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;
• большом объеме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки ), а также изучение микроскопических препаратов тканей . Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочисленными сайтами по биологии клетки , анатомии и физиологии, имеющимися в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы - это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
• жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;
• умение оперировать знаниями;
• эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсуждения материала в форме ученик ( и ) - ученики), ученик - учитель.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток ;
• сходство и различие животной и растительной клеток ;
• основные компоненты и органоиды клеток : мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток ;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей , происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса:
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ ) - 35 ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория - основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4 ч)
а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
Компьютерный урок.
Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.
б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток - его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
Тема 4. Метаболизм - преобразование веществ и энергии (8ч) в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия - энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Итоговая тестовая проверочная работа.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток ( 8 ч)
а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко - его строение и функции.
б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток - его периоды. Репликация ДНК - важнейший этап жизни клеток. Митоз - его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» - прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз - основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак - самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторные работы. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.
Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (5 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация - достижения и проблемы.
Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Тема 7. Эволюция клетки (3 ч)
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток . Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар. Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (2 ч).
ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ)
ГИСТОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 (1) ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Лабораторная работа.
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 (2) ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции - разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире - внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (4 (2) ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (8 (5) ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет - понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД - чума XX века - смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторные работы.
Тема 12. Ткани нервной системы (6 (4) ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани - нейроны и глиальные клетки. Лабораторные работы.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (2 (1) ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе - основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей - все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
План. дата
Факт. дата
Примечание
Введение в биологию клетки.
2
1.
Введение в биологию клетки. Вводный инструктаж.
1
4.09
2.
Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа». Лаб. раб.№2 «Методика приготовления микропрепаратов».
1
11.09
Общий план строения клеток живых организмов.
4
3.
Прокариоты. Лабораторная работа №3 «Особенности строения клеток прокариот».
1
18.09
4.
Эукариоты. Лабораторная работа №4 «Особенности строения клеток эукариот. Строение животных клеток»
1
25.09
5.
Лабораторная работа №5 «Особенности строения клеток эукариот Растительные эукаротические клетки»
1
2.10
6.
Теории происхождение эукариотической клетки.
1
9.10
Основные компоненты и органоиды клеток.
4
7.
Клеточная мембрана. Компьютерный урок.
1
16.10
8.
Цитоплазма и органоиды клеток.
1
23.10
9.
Лабораторная работа №6 «Основные компоненты и органоиды клеток».
1
30.10
10.
Лабораторная работа №7 «Изучение клеток водных простейших»
1
13.11
Метаболизм - преобразование веществ и энергии.
8
11.
Митохондрии и хлоропласты.Рибосомы
1
20.11
12.
Типы обмена веществ в клетке.
1
27.11
13.
Гетеротрофы и автотрофы.
1
4.12
14.
Митохондрии - энергетичес кая станция клетки. Современная система синтеза АТФ.
1
11.12
15.
Хлоропласты и фотосинтез.
1
18.12
16.
Рибосомы. Синтез белка.
1
25.12
17.
Лабораторная работа №8 «Основные компоненты и органоиды клеток».
1
15.01
18.
Обобщение по теме: «Метаболизм». Тестирование.
1
22.01
Ядерный аппарат и репродукция клеток.
8
19.
Ядро и нуклеоид.
1
29.01
20.
Жизненный цикл клетки.
1
5.02
21.
Митоз- его биологическое значение
1
12.02
22.
Разновидности митоза в клетках разных организмов. «Стволовые» клетки.
1
19.02
23.
Мейоз. Лабораторная работа № 9 «Мейоз в пыльниках цветковых растений».
1
26.02
24.
Старение клеток.
1
4.03
25.
Лабораторная работа №10«Почкование дрожжей».
1
11.03
26.
Семинар по теме: «Репродукция клеток».
1
18.03
Вирусы как неклеточная фррма жизни.
5
27.
Строение вирусов и их типы.
1
1.04
28.
Жизненный цикл вирусов.
1
8.04
29.
Проблемы борьбы с вирусными инфекциями.
1
15.04
30.
Практическое занятие: «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
1
22.04
31.
Семинар по теме: «Вирусы».
1
29.04
Эволюция клетки.
3
32.
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле.
1
6.05
33.
Эволюция клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
1
13.05
34
Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого
1
20.05
Второй год обучения. Гистология
Тематическое планирование элективного курса «Клетки и ткани»
№
Название темы
Дата по плану
Дата
фактическая
Подготовк к
ЕГЭ.
Понятия о тканях многоклеточных организмов 2 час
5.1 4.4
1
Ткани.Теория А. Заварзина.
2
Лабораторная работа №1 «Классификация тканей» .Происхождение и развитие тканей.
Тесты части
В
Эпителиальные ткани 5часов.
3
Общие признаки эпителиальных тканей.
5.1
4
Покровный
эпителий. Лабораторная работа №2 Изучение эпителиальных тканей «Препарат кожи под микроскопом»
5
Кишечный эпителий.Типы пищеварения.
6
Железистый эпителий
7
Обобщение по теме «Эпителиальная ткань»
Мышечные ткани. 6 час.
8
Типы мышечных тканей. Соматические мышцы.
9
Сердечные мышцы.
10
Гладкие мышцы.
Тесты на соответств.
11
Эволюция мышечных тканей.
12
Семинар по теме «Мышечные ткани»
13
Лабораторная работа№3 «Изучение мышечной ткани»
Ткани внутренней среды 12 час
14
Классификация тканей внутренней среды.
Работа с рисунками.
15
Соединительная ткань
16
Кровь,лимфоидная ткань.
5.3
17
Воспаление и иммунитет
5.3
18
Факторы,влияющие на иммунитет.
5.3
19
СПИД.
Задания С-1
20
Опорно-механические ткани.
5.2
21
Аллергия.
22
Лабораторная работа№4 Изучение тканей внутренней среды.
23
Семинар. Ткани внутренней среды.
24
Контрольное тестирование. Ткани внутренней среды.
Задания из сб. 100 баллов. П
25
Защита проектов по теме : «Соединительные ткани»
Ткани нервной системы 9 час.
5.4
26
Значение нервной системы.
5.5
27
Строение нейрона. Аксон и дендрит.Нейронная теория.
28
Синапс.
29
Нейросекреторные клетки.Нервные клетки беспозвоночных животных.
30
Практичекая работа №1. Изучение микрофотографий нервной ткани.
31
Защита проектов.Стресс.мозг и болезни.
32
Лабораторная
работа№ 5. Изучение нервной ткани.
33
Выполнение практических заданий по гистологии.
Выполнение заданий А,Б,С. Г1
34
Обобщение знаний по теме : «Гистология».
Выполнение заданий повышенной сложности. П
Итого: лаборатоных работ-5, практических-1
Перечень учебно-методических средств:
1. Для практических и демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем разных типов клеток и тканей , их компонентов (предполагается приложение к курсу в виде CD-диска).
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей .
Перечень рекомендуемой литературы
Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. 2-е изд. - СПб.: Лань, 1999.
Барнс Р., Кейлоу П., Олив., Голдинг Д. Беспозвоночные (новый обобщенный подход) / Пер с англ. - М.: Мир, 1992.
Белый У., Шшорх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных / Пер. с нем. - М.: Мир, 1976.
Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. - СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
Горышина Е.Н., Чага О.Ю. Сравнительная гистология тканей внутренней среды с основами иммунологии: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология: В 3 т. / Пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990.
Дюв К. де. Путешествие в мир живой клетки / Пер с англ. - М.: Мир, 1987.
Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки / Пер. с англ.; предисл. Ю.А. Овчинникова, - М.: Мир, 1987.
Жданова В.М., Гайдамович С.Я. Общая и частная вирусология. - М.: Медицина, - 1982.
Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1976.
Заварзин А.А. Сравнительная гистология: Учебник / Под ред. О.Г. Строевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвен М.Н. Биология клетки: Учебник. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992.
Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию: Учеб. пособие. - М.: Книжный дом - Университет, 2001.
Зуев В.А. Третий лик (Жизнь замечательных людей). - М.: Знание, 1979.
Из базы данных km.ra/
Карпов С.А. Строение клетки протистов: Учеб. пособие. - СПб.: ТЕССА, 2001.
Крстич Р. В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. - СПб.: СОТИС, 2001.
Кусакин О.Г., Дроздов А.Л. Филема органического мира. - СПб.: Наука, 1997.
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Паритет, 2000.
Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: Словарь понятий и терминов. - СПб.: Паритет, 2002.
Левкович Е.Н., Погодина В.В., Засухина Г.Д., Карпович Л.М. Вирусы комплекса клещевого энцефалита. - М.: Медицина, 1969.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум: 9-11 кл. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Мозг (сборник статей) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.
Мусил Я., Новикова О., Кущ К. Современная биохимия в схемах / Пер. с англ. 2-е изд. - М. : Мир, 1984.
Немечек С. Введение в нейробиологию / Пер. с чеш. - Прага.: Ави-ценум, 1978.
Парфанович М.И., Тодд Ф. Еще один губительный вирус // Международный ежегодник «Наука и человечество». 1990.
Погодина В.В., Фролова М.П., Ерман Б.А. Хронический клещевой энцефалит. - М., Наука.
Пуговкин А. Практикум по общей биологии: П