Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д. К. Беляева

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. БеляеваПояснительная записка к программе курса

«Биология» для учащихся 10 класса.


Данная рабочая программа предназначена для преподавания биологии учащимся

10 -х классов МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.Марченко», обучающихся на основании БУП 2004 года, годового календарного учебного графика МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.Марченко» на 2014 - 2015 учебный год.

Данная программа составлена с целью: конкретизировать содержание стандарта, дать распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • «Закон об образовании в Российской Федерации» ФЗ- №273;

  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» 2004;

  • Федеральный компонент государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089),

  • Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень),

  • Устав МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко»;

  • Положение о рабочей программе;

  • Календарный учебный план МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» на 2014 - 2015 учебный год;

  • В соответствии с содержанием и структурой учебника Общая биология. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010

Причиной составления рабочей программы является:

1. Несоответствие количества часов отведенных на изучение тем в примерной программе с количеством часов по отведенных в учебнике.

  • В Примерной программе на изучение темы «Биология как наука. Методы научного познания» отводится 4 часа, по учебно-тематическому плану рабочей программе эта тема изучается 1 час

  • Темы «Клетка» - 8 часов, по плану - 15

  • По учебно-тематическому плану тема «Организм» изучается 18 часов, столько же отводится и в Примерной программе.

Программа курса биологии для 10 класса средней школы полностью соответствует требованию федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.



Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану, календарно - тематический план в 10 классе предполагает обучение в объёме 34 часов (в неделю 1 час).


Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 10 класса (базовый уровень) направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.


Основу структурирования содержания курса биологии в 10 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса:

  • Биология как наука. Методы научного познания;

  • Клетка;

  • Организм;


Цели изучения:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» в 10 классе на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Программой предусмотрено проведение 5 практических и 4 лабораторных работ.

Перечень лабораторных и практических работ:

Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)»

Практическая работа №1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Лабораторная работа №3 «Приготовление и сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Практическая работа № 3 «Составление простейших схем скрещивания

Лабораторная работа №4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Практическая работа № 4 «Решение элементарных генетических задач»

Практическая работа № 5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм»

Изучение нового материала сопровождается:

  • Демонстрационным экспериментом с дальнейшим описанием их результатов.

  • Соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

  • Использование для решения познавательных задач различных источников информации.

В 10 классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, ИКТ.

Одним из наиболее важных элементов обучения является контроль уровня усвоения ЗУН. Он осуществляется двумя способами - фронтально и посредством индивидуального опроса - с целью развития устной речи учащихся, а также путем тестирования и проведения письменных контрольных работ по вопросам темы, проведение лабораторных и практических работ. Результаты оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы).

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

При анализе тестовых работ и заданий по типу ЕГЭ:

Критерии оценок:

«5»: 90 - 100 % от общего числа баллов

«4»: 70 - 89 %
«3»: 50 - 69 %.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за письменные самостоятельные и контрольные работы (содержат только задания с развернутым ответом)


Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по

требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
При оценивании устного ответа:

Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну - две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну - две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением

цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;



Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса средней

общеобразовательной школы по курсу «Общая биология»


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

• основные положения клеточной теории сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, формирование приспособленности;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
























Учебно - тематическое планирование курса

«Биология» для учащихся10 класса.


Наименование тем

Содержание темы.

Общее количество часов

Количество уроков изучения нового материала.

Количество

комбинированных

уроков

Количество уроков применения полученных знаний

Урок контроля полученных знаний

Введение


1

1

-

-

-


1. Биология как наука. Методы научного познания

1

1

-

-

-

Тема 1. Клетка - единица живого


17

3

11

2

1


1. Химический состав клетки.

6

-

5

1

-


2. Структура и функции клетки.

5

3

1

1

-


3. Обеспечение клеток энергией.

2

-

2

-

-


4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

4


3


1

Тема 2. Размножение и развитие организмов


6

4

1

-

1


1. Размножение организмов.

3

1

2

-

-


2. Индивидуальное развитие организмов.

3

1

1

-

1

Тема 3. Основы генетики и селекции


10

2

7

1



1. Основные закономерности явлений наследственности.

4

-

4

-

-


2. Закономерности изменчивости.

3

1

2

-

-


3. Генетики и селекция.

3

1

1


1

Итого


34

10

19

2

3


Учебная программа курса «Биология»

для учащихся 10 класса из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).



п/п

Тема урока

Оборудование

ЗУН

Тип учебного занятия

Вид контроля усвоения ЗУН

Домашнее задание

Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока

I полугодие

Биология как наука. Методы научного познания

Таблицы демонстрирующие многообразие организмов, «Строение клетки», «Уровни организации живого»

Знать:

1. Объект изучения биологии - живая природа;

2. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

3. Основные уровни организации живой природы

4. Методы познания живой природы

5. О роли биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естесвеннонаучной картины мира

Изучения нового материала


с. 4 - 6



Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

Таблица №1 учебника, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Знать:

1. Химические элементы, входящие в состав клетки,

2. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

комбинированный урок

Индивидуальный опрос

П.1



Биополимеры. Углеводы. Липиды. Вводный контроль знаний

Рисунок 2 и 3 учебника, таблица «Липиды»

Знать:

1. Основные классы органических соединений

2. Определение «биополимеры»

3. Строение углеводов и липидов

4. О роли органических веществ (углеводов и липидов) в клетке и организме человека

Уметь:

1. Сравнивать состав и строение органических соединений


комбинированный урок

фронтальный опрос

П.2



Биополимеры. Белки, их строение и функции.

Модель белковой молекулы, рисунки 4,5,6 учебника, таблица «Строение и функции белка»

Знать:

1. Особенности строения белковой молекулы

2. О роли органических веществ (белка) в клетке и организме человека

3. Классификацию белка по составу, строению, выполняемым функциям

Уметь:

1. сравнивать состав и строение органических соединений


комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 3,4



Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)»

Для лабораторной работы 3%раствор перекиси водорода, пробирка, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варенного картофеля) и животных (кусочки варенного и сырого мяса), песок, ступка и пестик

Знать:

1. Значение белка

. Условия для деятельности ферментов

Уметь:

1. Работать с микроскопом

2. объяснять и делать вывод по результатам работы

Урок применения полученных знаний на практике

фронтальный опрос

Оформить работу



Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

Таблица «Нуклеиновые кислоты», модель «Строение молекулы ДНК», таблица «Строение РНК»

Знать:

Особенности строения ДНК и РНК

2. О роли органических веществ (ДНК и РНК) в клетке и организме человека

3. О функциональной взаимосвязи ДНК и РНК

4. Механизм удвоения молекулы ДНК, роль этого механизма

Уметь:

1. Решать задачи на достройку молекулы ДНК

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 5



АТФ и другие органические соединения клетки.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица «АТФ»

Знать:

1. Строение и роль АТФ в клетке живого организма

2. О роли органических веществ (АТФ, витаминов) в клетке и организме человека


комбинированный урок

Индивидуальный опрос

П. 6



Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица «Строение животной и растительной клетки»

Знать:

1. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн)

2. Клеточная теория (положения)

3. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос

с. 27 - 31



Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Таблица «Строение животной и растительной клетки», Для лабораторной работы микроскопы, предметное и покровное стекло, стеклянная полочка, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук

Знать:

1. обязательные структуры клетки (мембрана и цитоплазма), особенности их строения, выполняемые функции.

Уметь:

1. Наблюдать клетки растений под микроскопом

2. Описывать и сравнивать строение клеток растений после процессов плазмолиза и деплазмолиза;

3. Приготовить микропрепараты клеток растений

4. работать с микроскопом

комбинированный урок

индивидуальный опрос

с. 31 - 35, оформить работу



Основные части и органоиды клетки, их функции.

Таблица «Строение животной и растительной клетки», компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Основные части и органоиды клетки, их функции:

  • строение и функции ЭПС

  • строение и функции Комплекса Гольджи

  • строение и функции лизосом

  • строение и функции митохондрии

  • строение и функции хлоропластов

  • строение и функции рибосом

  • строение и функции клеточного центра и включений

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос

с. 35 - 39



Лабораторная работа №3 «Приготовление и сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Для лабораторной работы микроскопы, предметное и покровное стекло, стеклянная полочка, фильтровальная бумага, репчатый лук, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, готовый микропрепарат многоклеточного животного

Уметь:

1. Наблюдать клетки растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах

2. Описывать и сравнивать строение клеток бактерий, растений и животных;

3. Приготовить микропрепараты клеток растений и бактерий.

Урок применения полученных знаний на практике

индивидуальный опрос

оформить работу



Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Таблицы «Строение клетки эукариот и прокариот», «Строение вирусы», модель «Органоиды клетки»

Знать:

1. Доядерные и ядерные клетки, особенности строения клеток

2. Вирусы - неклеточные фор

мы.

3. Особенности строения бактериофагов.

4. Об опасности заражения вирусом СПИДа

5. Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос

П. 10,18



Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Фотосинтез.

Таблица «Метаболизм», Таблица «Фотосинтез», иллюстрирующая фотосинтез, рисунки учебника

Знать:

1. Сущность световой и темновой фаз фотосинтеза

2. Значение фотосинтеза для живых организмов на Земле

комбинированный урок

индивидуальный опрос

с. 44 - 45, записи в тетради



Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участи кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Таблица «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», рисунок 19 учебника

Знать:

1. Сущность анаэробного дыхания

2. Сущность аэробного дыхания

3. Роль митохондрий в процессе цикла Кребса


комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 12,13



Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК. Генетический код.

Таблица генетического кода в учебнике, модель молекулы ДНК, рисунки в учебнике (удвоение ДНК)

Знать:

1. Строение и функции хромосом.

2. Значение ДНК, как носитель наследственной информации.

3. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

4. Ген.

5. Генетический код, свойства генетического кода.

Уметь:

1. решать задачи на достройку молекулы ДНК

2. решать задачи, пользуясь таблицей генетический код ДНК

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 14



Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица генетического кода в учебнике, таблица «Генотического кода», рисунки в учебнике

Уметь:

1. решать задачи на достройку молекулы ДНК

2. решать задачи, пользуясь таблицей генетический код ДНК

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.16,17



II полугодие

Генная и клеточная инженерия.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие Рисунки в учебнике

Знать:

1. Биотехнология, ее основные направления

2. О достижениях биотехнология

3. Об этических аспектах развития

Уметь:

4.Делать анализ и давать оценку развития этическим аспектам некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

комбинированный урок

индивидуальный опрос

19, оформить работу



Практическая работа №1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»








Контрольная работа №1

Индивидуальные карточки задания


Урок контроля полученных знаний

индивидуальный опрос




Половое и бесполое размножение.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица «Типы размножений», «Вегетативное размножение растение»

Знать:

1. Особенности бесполого и полового размножения организмов

2. Значение размножения

3. Определение терминов

  • почкование

  • спорообразование

  • размножение

  • яйцеклетка и спермии

  • партеногенез

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

П.21



Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблицы «Митоз», модель «Митоз», рисунок 26, 27 учебника

Знать:

1. О делении клетки как основе роста, развития и размножения;

2. Значение митоза для живого организма

3. Биологический смысл митоза

4. Сущность интерфазы

5. Фазы митоза и процессы, протекающие в каждый период митоза

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.20



Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение, его значение.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица «Мейоз», модель «Мейоз», рисунки 28,29 учебника


Знать:

1. Особенности мейоза;

2. Фазы мейоза и процессы, протекающие в каждую из фаз

3. Особенности образования женских и мужских половых клеток и их созревание

4. Оплодотворение, его значение

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 22,23



Зародышевое и постэмбриональное развитие. Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Таблица «Сходство начальных стадий эмбрионального развития»

Знать:

1. Закономерности индивидуального развития организмов (онтогенеза)

2. Причины нарушений развития организмов

3. Особенности индивидуального развития человека

4. Репродуктивное здоровье.

Уметь:

1. Выявлять признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.24, оформить работу



Организм как единое целое.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Влияние факторов окружающей среды на развитие организма

2. Значение гомеостаза

3. О последствиях влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека

Урок изучения нового материала (лекция)

Фронтальный опрос

П. 25



Контрольная работа №2

Индивидуальные карточки задания


Урок контроля полученных знаний

индивидуальный опрос




Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие таблица «Моногибридное скрещивание»

Знать:

1. Наследственность и изменчивость - свойство организмов.

2. О генетике как о науке о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

3. Закономерность наследования установленные Г. Менделя (I и II законы); Г. Мендель - основоположник генетики.

4. Генетическую терминологию и символику

5. Понятия генотипа, фенотипа, доминантного, рецессивного признака.

6. Современные представления о гене и геноме

Уметь:

1. Записывать схемы скрещивания

2. Решать задачи по моногибридному скрещиванию

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.26



Генотип и фенотип. Аллельные гены. Практическая работа № 3 «Составление простейших схем скрещивания»

Таблица «Моногибридное скрещивание», модель «Моногибридное скрещивание»

Знать:

1. сущность аналитического скрещивания и неполного доминирования

Уметь:

1. Записывать схемы скрещивания

2. Решать задачи по моногибридному скрещиванию

3. Пользоваться генетической символикой

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 27



Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие аблица «Дигибридное скрещивание», модель «Дигибридное скрещивание»

Знать:

1. Закономерность наследования установленные Г. Менделя (III закон)

2. Геенетическую символику

Уметь:

1. Записывать схемы скрещивания

2. Решать задачи по дигибридному скрещиванию

3. определять доминантность и рецессивность признака

4. Выяснять генотипы и фенотипы организмов

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.28



Генетика пола. Практическая работа № 4 «Решение элементарных генетических задач»

Модель «Генетика пола», компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие




Знать:

1. Хромосомный механизм определения пола организма

3. Сущность наследования признаков сцепленных с полом

Уметь:

1. Решать элементарные генетические задачи на сцепленное и независимое наследование признака

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П.30, оформить работу



Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Для лабораторной работы: семена растений (боб, фасоль), листья лавровишни

Знать:

1. Типы изменчивости (наследственная и ненаследственная)

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 33, оформить работу



Виды наследственной изменчивости. Наследственная изменчивость человека.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Виды наследственной изменчивости (генотипическая и цитоплазматическая)

2. О значении наследственной изменчивости для эволюции и селекции

3. Сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

4. Значение генетики для медицины

5. О влиянии мутагенов на организм человека


Урок изучения нового материала (лекция0

Фронтальный опрос

П. 34,35



Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Уметь:

1. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде

2. Давать оценку возможным последствиям их влияния на собственный организм


комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 36, оформить работу



Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Цели и задачи селекции как науки

2.Значение генетики для селекции

3. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

4. Основные методы селекции:

  • Гибридизация

  • Искусственный отбор.

Урок изучения нового материала (лекция)

Фронтальный опрос

П. 37,38



Успехи селекции. Самостоятельная работа

Компьютер, проектор, презентация и электронное учебное пособие

Знать:

1. Значение генетики для селекции

2. Биотехнология, ее достижения

3. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

комбинированный урок

Фронтальный опрос

Записи в тетради











































Лабораторная работа № 1

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий».».


Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.


Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, культура сенной палочки, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, микропрепараты клеток многоклеточного животного организма , тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева
















Рис 1


Ход работы:

Работа 1.

1. Рассмотрите на рисунке [1] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество - цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца - пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.
У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Рис. 2


Работа 2.


1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенной палочки.

2. Рассмотрите препараты под микроскопом.


Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Рис.3

3. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточного животного организма.

4.Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.


Работа 3

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточных животных

  2. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.


Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Рис.4


3. Обозначьте органоиды клетки, изображенные на рис. 4





2. Сопоставьте увиденное на уроке с изображением объектов на таблицах.

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка



  1. Сравните между собой эти клетки.

  2. Результаты сравнения занесите в таблицу 1

Черты сравнения

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка







Напишите вывод. Ответив на вопросы:

  • В чем заключается сходство и различие клеток?

  • Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?



















Лабораторная работа № 2

Тема: "Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза"

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

  1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

  2. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

  3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

  4. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

  5. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.

  6. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли.

  7. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1.

  8. Зарисуйте изучаемый объект.

  9. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Ответьте на вопросы:

1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

5. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

6. Дайте определение терминам - плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
7. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. БеляеваРабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Д.К. Беляева











Рис. 1 Клетки кожицы лука Рис. 2 Плазмолированные клетки кожицы лука


Лабораторная работа № 3 (в двух вариантах)

Тема: Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

  1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

  2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

  3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

  4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.




















Практическая работа

Тема: «Составление простейших схем скрещивания».

Цель: научиться выписывать типы гамет, образуемые организмами с заданными генотипами; кратко записывать условие генетических задач; решать ситуационные задачи по генетике; использовать навыки генетической терминологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

Задание 1

Выпишите все типы гамет, образуемые организмами, имеющие следующие генотипы: ААbb, Aa, MmPP, PPKk, AabbCc, AabbCcPP, AaBbCc.

Выписывая гаметы, необходимо помнить, что у организма, гомозиготного по одному (АА) или нескольким (ААbbcc) генам, все гаметы одинаковы по этим генам, так как несут один и тот же аллель.

В случае гетерозиготности по одному гену (Аа) организм образует два типа гамет, несущие разные его аллели. Дигетерозиготный организм (АаВb) образует четыре типа гамет. В целом организм образует тем больше типов гамет, чем по большему числу генов он гетерозиготен. Общее число типов гамет равно 2 в степени n, где n- число генов в гетерозиготном состоянии. Выписывая гаметы, необходимо руководствоваться законом «чистоты» гамет, в соответствии с которым каждая гамета несет по одному из каждой пары аллельных генов.

Задание 2

Научитесь кратко записывать условие генетической ситуационной задачи и ее решение.

При краткой записи условия генетической задачи доминантный признак обозначают прописной (А), а рецессивный - строчной (а) буквой с обозначением соответствующего варианта признака. Генотип организма, имеющего доминантный признак, без дополнительных указаний на его гомо- или гетерозиготность в условии задачи, обозначается А?, где вопрос отражает необходимость установления генотипа в ходе решения задачи. Генотип организма с рецессивными признаками всегда гомозиготен по рецессивному аллелю - аа. Признаки, сцепленные с полом обозначаются в случае Х - сцепленного наследования как Хª или ХА

Пример краткой записи условия и решения задачи

Задача. У человека вариант карего цвета глаз доминирует над вариантом голубого цвета. Голубоглазая женщина выходит замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Какой цвет глаз может быть у детей?

Краткая запись условия Краткая запись решения

А - карий цвет глаз Родители- Р аа х Аа

А - голубой цвет глаз гаметы - G а А, а

Родители: аа х Аа потомство - F Аа аа

Потомство ? карий цвет голубой цвет


Задание 3

Кратко запиши условие генетической ситуационной задачи и ее решение.

Задача: У человека близорукость доминирует над нормальным зрением. У близоруких родителей родился ребенок с нормальным зрением. Каков генотип родителей? Какие еще дети могут быть от этого брака?









































ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по теме: «Изменчивость, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции»

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование:

• по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

• карточка с заданием

• рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

• выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

• полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже - частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко

• отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

• вычислите среднюю величину признака:

Σ (v p)

M = ------------,

n

где M - средняя величина признака

n - общее число вариант

Сделайте вывод о том, какая закономерность вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1.

Измерили рост учеников в 3 классе, значение (в см) получились следующие

110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

Вариант 2.

Определили массу учеников в 3 классе, значение (в см) получились следующие

25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака





Практическая работа

Тема: «Решение генетических задач».

Цель: научиться решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать навыки генетической терминологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Коллективное обсуждение решения задач между учащимися и учителем.

5. Сделать вывод.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая - рецессивным.

1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задача № 3. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать - голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 4. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой - с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Задача № 5. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.



























Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Задача № 7. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозиготаАа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. ТригетерозиготаАаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Дополнительные задачи к лабораторной работе

Задача № 1. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 2. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать - голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 3. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой - с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Задача № 4. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?



Задача №6. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Задача №7. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Задача№8. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминантна или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.




















© 2010-2022