Мастер-класс: Проектная работа по теме «Сохраним леса»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс: Проектная работа по теме «Сохраним леса»

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии МБОУ СОШ № 16

п. Тульского Майкопского Района РА

Цель: представить педагогический опыт организации технологии проектного обучения .

Оборудование: мультимедийное оборудование, четвёртая часть ватмана, маркеры, чистые листы для составления алгоритма.

Ход мастер-класса

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите «Здравствуйте». Вы заметили как много света стало вокруг. А мы всего лишь сказали здравствуйте.

Сегодня я вам хочу показать одну из педагогических технологий - это технология проектного обучения.

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

Давайте вмести определим сформулируем тему, над которой мы с вами сегодня поработаем:

«Проектная деятельность».

Мы рассмотрим основные этапы работы с учащимися над проектом и преодоление некоторых проблем.

1 этап - мотивационный. Обозначение проблемной ситуации.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Видеоролик (02.05).

Наша задача сделать так, чтобы учащиеся заинтересовались и захотели работать над проектом. Понятно, что необходим какой-то яркий момент. Это может видеоролик, презентация.

Мы отправляемся с вами в космическое путешествие.

Корабль, в котором мы полетим, состоит из нескольких отсеков. Мы с вами работать будем в командах (группах).

Наш космический корабль пролетает над планетой Земля. (СЛАЙД 2)

Что вы видите? Учитель показывает слайды (снимки с космоса лесов) (СЛАЙД 3).

Сейчас мы пролетаем над нашей Республикой. (СЛАЙД 4).

С такой высоты не видно деревьев?

Наш корабль сделал остановку. Мы приземлились на территории Республики Адыгея.

А вы знаете, какие растения произрастают на территории Республики Адыгея?

Растительный мир Республики Адыгея уникален и чрезвычайно разнообразен. Это связано с неоднородностью рельефа, климата, почв на территории республики, а также с историей его формирования.

Очень древними являются верхне-третичные пихтовые леса, сохранившиеся, главным образом, в Кавказском заповеднике. Третичные реликты и эндемики содержит субальпийская лесная опушка - клен Траутветтера, рододендрон понтийский, черника кавказская и др. Около 230 видов растений и грибов республики относятся к редким и исчезающим, из них в Красную книгу Республики Адыгея включены: грибов - 20, лишайников - 26, покрытосеменных - 97, голосеменных - 1 и папоротников - 5.

Какие деревья, кустарники произрастают на территории нашей Республики?

(Работа с иллюстрациями).

Определите какие растения на картинках. Опишите свои чувства, мысли, которые вы испытываете рассматривая данные фотографии.

На территории республики произрастают деревья: каштан, дуб, граб, бук, клен, береза, пихта.

Кустарники: рододендрон понтийский, падуб колхидский, лавровишня лекарственная, !рододендрон кавказский, лианы (плющи колхидский и обыкновенный, жимолость-каприфоль).

К числу доледниковых реликтовых видов относятся тисс ягодный и самшит колхидский.

Какие растения находятся под охраной? (СЛАЙД 5 - 8 тис ягодный).

Знаете ли вы какие живые организмы относятся к эндемикам, а какие к реликтам?

Эндемики - биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале (н - р встречаются только в Адыгее).

Рели́кты (лат. relictum - остаток) в биологии - живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. Реликт - остаточное проявление прошлого в наше время.

На территории республики многие представители растительного мира являются реликтовыми (бук восточный (Pagus orientalis), каштан съедобный (Castanea sativa) или эндемичными, и занесены в Красную книгу Российской Федерации: мачок жёлтый (Glaucium flavum), красавка белладонна (Atropa bella-donna), скабиоза Ольги (Scabiosa olgae), лептопус колхидский (Leptopus colchicum), пион Витмана (Paeonia wittmanniana), ятрышник мелкоточечный (Orchis punctulata), белоцветник летний (Leucojum aestivum), диоскорея кавказская (Dioskorea caucasica), анакамптис пирамидальный (Anacamptis pyramidalis), вавиловия красивая (Vavilovia formosa), горечавка необыкновенная (Gentiana papadoxa), овсяница Сомье (Festuca sommieri), ятрышник пурпурный (Orchis purpurea).

Проблемный вопрос: Какова роль лесов в природе и жизни человека? Для чего лес нам нужен? (Обсуждение в группах).

Леса Республики Адыгея играют большую роль в регулировании состояния окружающей среды и предотвращении негативных изменений климата. Поглощая пыль и газы, играя роль механического и химического фильтров, леса оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Постановка проблемы с помощью парадоксальных фактов.

Ферментная система некоторых деревьев, таких как канадский тополь, клен полевой, настолько сильна, что способна поглощать и усваивать даже бензол, наиболее трудно поддающийся расщеплению. Отдельные виды растений извлекают из атмосферы альдегиды, эфиры, спирты, ряд кислот. В процессе фотосинтеза один гектар зеленых насаждений выделяет около 180 - 220 килограммов свободного кислорода.

Вопрос: Какую роль оказывает деятельности человека на природу наших лесов?

(СЛАЙД 9 - 11) (Обсуждение в группах)

2 этап - планирующе-подготовительный. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности.

В своей работе ребят нацеливаю на то, что все идеи и дела в жизни возникают из - за того, что произошла определённая проблема, для решения которой, или устранения её последствий и необходимо что - то предпринять, будь то посадка дерева или агитационная работа, или другая экологическая деятельность.

Какая проблема стоит перед нами? - «Охрана лесов».

Учащимся даётся понятие «проблема».

Учатся видеть проблему, ставить вопросы для решения данной проблемы, а также ставить цель и добиваться её.

Основополагающий проблемный вопрос: Как сохранить леса?

Определение темы: Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.

«Сохранение леса от пожаров»

«Чистый лес» (бытовые отходы)

«Возрождение лесов»

Вопросы: что необходимо сделать, чтобы решить решать экологические проблемы?

Какие проблемы по сохранению лесов стоят перед людьми в современном мире?

Для этого вы поработаете в группах (в форме « Мозгового шторма»).

Раздаются листы.

Организация работы в группе в листах планирования (Они заполняются в 2 экземплярах: 1 остается у учителя, второй у координатора в группе).

У вас на столах лежат чистые листы.

Вам необходимо разработать алгоритм решения данной проблемы (Учитель направляет учащихся на необходимость составления плана действий по решению проблемы).

Сейчас запишите на листе ту проблему, с которой вам предстоит работать

Дальше работа строиться в рамках этого листа, и первое, что должны сделать учащимся, это выдвинуть гипотезу.

- что такое гипотеза? Это предположительное знание еще не доказанное и не подтвержденное.

На первое время при работе с проектом можно давать детям подсказки:

Если….то

Использование …. приведет к

Сформулируйте сейчас гипотезы ваших исследований:

(н - р: Если не охранять леса от пожаров, то площади их уменьшаться. Нерациональная вырубка приведёт к исчезновению редких видов растений. Выбросы бытовых отходов, засорение мусором лесов приведёт к загрязнению почв, родников и т. д.)

После формулировки гипотезы нужно определить цель работы.

Цель должна быть реалистичной, четкой и начинаться с глагола.

Н - р: изучить влияние бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Сейчас вы в своей группе должны определить, что вам известно по этой теме, а что еще нужно найти и какие источники информации можно использовать.

1 этап - постановка цели и задач, составление плана учитель ставит перед учащимися задачу - на какие вопросы мы должны ответить (формируются умения самостоятельно формулировать вопросы, ставить задачи для решения проблемы)

Метод вопросительные слова.

Составьте вопросы по данной проблеме, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Зачем? Какая?

Какие? Каким образом?

Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение?

Проект, проблема, источники информации, причина, следствие, профилактика.

Н- р: Каково состояние лесов в РФ? Каково состояние лесов в РА? Какова пожароопасная обстановка в лесах России и РА? От чего зависит? Каким образом решается проблема профилактики пожаров в лесах Адыгее? Как влияют бытовые отходы на природу леса? Какая обстановка с охраной лесов от бытовых отходов в РА? Какие принимаются меры? И другие вопросы.

На данном этапе необходимо распределить задачи каждого члена группы по работе над темой проекта (один ищет необходимую информацию по поставленным вопросам в дополнительной литературе, другой в интернете, третий изучает статьи газет).

2 этап Поиск информации.

3 этап Проведение исследования данной проблемы.

Проводится экскурсия в лес. Перед экскурсией составляется перечень вопросов по данной проблеме, на которые должны ответить.

Н-р: предлагаю группам поработать над перечнем вопросов по теме «Чистый лес» или «Охрана леса от мусора».

  1. В каком состоянии граница леса с населённым пунктом?

  2. Имеются ли не санкционированные свалки?

  3. Местоположение свалки. Размеры.

  4. Какие бытовые отходы встречаются на несанкционированных свалках?

  5. Обитают ли животные на свалке? Если да, то какие? Есть ли у них проблемы в смысле безопасности или здоровья?

  6. Проходят ли какие-нибудь водостоки через свалку или вблизи нее? Если да, то какие проблемы могут возникнуть в связи с этим у жителей, живущих поблизости?

  7. Существуют ли альтернативы избавления от отходов для жителей, пользующихся свалкой? Если есть, то в чем это заключается?

  8. Какие средства улучшения потенциальной или сложившейся ситуации вы могли бы предложить?

Слушаем и определяем голоса птиц. Рассматриваем, какие растения произрастают. Изучаем следы деятельности человека (места отдыха, вырубка деревьев).

ИГРА «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы

Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе, на занятии экологического кружка. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со "своей профессией". Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов ведущий или другие дети. Они могут быть различными "представителями" природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе:

Водитель: - не мыть машину на берегу рек и озер; - не превышать скорость, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животного мира; - следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: - сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; - сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; - призывать к этому читателей.

Директор издательства: - публиковать статьи об охране природы; - печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: - торговать только экологически чистыми товарами; - упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: - рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; - гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

Наблюдение, сбор информации и фотографий по рассматриваемой проблеме. Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего посёлка?» Полученные цифры и практический материал используются в качестве аргументов при обсуждении различных аспектов проблемы утилизации и рециклизации (повторное использование) твердых бытовых отходов. Социологический опрос «Правила поведения в лесу». Полученные цифры и практический материал используются в качестве аргументов при обсуждении охраны лесов от пожаров. Полученная информация анализируется. (Анкеты социологических опросов раздаются учителям - отвечают на вопросы).

Провести в группе социологический опрос и подвести итоги.

Завершив опрос общественного мнения, составьте сводную таблицу и обобщите полученные результаты.

Анализируем итоги опроса, обсудив следующие вопросы:

  1. Совпадают ли мнения респондентов:

а) мужчин и женщин,

б) различных возрастов,

в) одной и той же возрастной группы?

  1. Как вы думаете, в чем причина сходства (различия) мнений различных слоев населения по тем или иным вопросам?

  2. Какие выводы о мнении сельчан (горожан) по проблеме замусоривания села позволяет сделать проведенное анкетирование?

  3. Если в ходе опроса выяснилось, что проблема замусоривания села стоит очень остро, какие рекомендации для ее решения вы могли бы предложить?

  4. Считаете ли вы, что проблема может быть решена каким-либо однократным действием или требует совместных усилий всех жителей посёлка (города) в течение длительного времени?

Полученные цифры и практический материал используем в качестве аргументов при обсуждении различных аспектов проблемы утилизации и рециклизации твердых бытовых отходов.

3 этап - Систематизация и структуризация информации.

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап составление сметы расходов.

  • Составление списка необходимых ресурсов (материальных, финансовых, человеческих).

  • Определение источника поступления денежных средств.

  • Составление списка предстоящих расходов.

№ п/п

Наименование оборудования, материалов

Кол - во

Цена (руб.)

Общая сумма (руб.)







Итого:


Н - р: Изготовление листовок.

№ п/п

Наименование оборудования, материалов

Кол - во

Цена (руб.)

Общая сумма (руб.)

1.

Бумага А 4

1 упаковка

219, 50

219, 50

2.

Цветной картридж

1

1000

1000

Итого:

1219,50

Н- р: Посадка саженцев дуба.

№ п/п

Наименование оборудования, материалов

Кол - во

Цена (руб.)

Общая сумма (руб.)

1.

Дуб черешчатый.

5

200

1000

2.

Дуб красный.

5

300

1500

Итого:

2500

5 этап - Презентация.

Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения. Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

6 этап - практического применения разработанного проекта

  1. Работа волонтёрского отряда - агитбригады, встречи - беседы.

  2. Изготовление агитационных плакатов и листовок.

  3. Создание специальных мест для костров в лесу.

  4. Проведение рейдов «Чистый лес».

  5. Посадка саженцев деревьев.

Одна группа изготовит агитационный плакат «Сохраним леса от пожаров», «Сохраним леса чистыми» и презентует.

Другая группа разыгрывает мини - агитбригаду.

Участник 1: Если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования - легкие нашей планеты, наш лес!

Участник 2:

Сажайте деревья.

Участник 3:
Любите деревья,

Участник 4:
Пусть будет их больше кругом,
Участник 5:

В лесах и садах,

Участник 6:

Вдоль дорог торопливых,
Участник 7:

У дома, в котором живем.

Все: Помните! Защищая дерево, мы защищаем жизнь.

Песня «Новое поколение».

7 этап - представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети учатся анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Таким образом проектное обучение развивает множество умений и навыков таких, как рефлексивные, оценочные, информационные, менеджерские, коммуникативные, презентационные и т.д.

Группы выступают с предложениями.

  1. Мотивация.

  2. Постановка цели, задач.

  3. Составление плана.

  4. Поиск информации. Ее можно прочитать в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);

  5. Проведение исследования данной проблемы с помощью различных методов - эмпирических: наблюдение, сравнение и теоретических методов: анализ, сравнение, социологические методы (соц. опрос, анкетирование).

  6. Систематизация и структуризация информации.

  7. Оформление работы

  8. Фото и видео зарисовки

  9. Презентация

  10. Практическое применение новых знаний

  11. Публичное выступление

  12. Самоанализ проектной деятельности.

Молодцы! Вы создали алгоритм работы над проектом.

Рефлексия.

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты. (А я выберу себе вот эту табличку.)

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Цель моего выступления продемонстрировать педагогический опыт организации технологии проектного обучения. Думаю, я смогла заинтересовать вас данной технологией.

Давайте, вместе с вами определим роль учителя и учащихся в проектной деятельности. Учитель организатор - организует пространство.

Ученик - автор или группа учащихся - группа авторов (сами выдвигают пути решения проблем).

Уважаемые коллеги я хочу сказать вам спасибо за творческую работу.

Отношение человека к окружающей среде - это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям (С.П. Залыгин).

Если каждый человек на кусочке земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А.П.Чехов).

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

В заключение мастер-класса для получения обратной связи участникам выдается раздаточный материал.




















Приложение.

Этапы работы над проектом (алгоритм):

  1. Мотивационный.

  2. Выбор темы. Гипотеза. Цель.

  3. Подготовительный. Составление плана.

  4. Поиск информации. Ее можно прочитать в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);

  5. Проведение исследования данной проблемы с помощью различных методов - эмпирических: наблюдение, сравнение и теоретических методов: анализ, сравнение, социологические методы (соц. опрос, анкетирование).

  6. Систематизация и структуризация информации.

  7. Оформление работы

  8. Фото и видео зарисовки

  9. Презентация

  10. Практическое применение новых знаний

  11. Публичное выступление

  12. Самоанализ проектной деятельности.




Метод вопросительные слова.

Составьте вопросы по данной проблеме, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Зачем? Какая?

Какие? Каким образом?

Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение?

Проект, проблема, источники информации, причина, следствие, профилактика.







СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

«ОТ КОГО ЗАВИСИТ ЧИСТОТА НАШЕГО ЛЕСА?»

Цель - изучить мнение жителей о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии леса, связанном с его замусориванием.

Методы: проведение опроса жителей различных возрастных групп и социальных категорий с последующим обобщением и анализом полученных данных.

Опросный лист

на тему: От кого зависит чистота леса, посёлка, города, Республики?

Мы собираем информацию о том, как жители нашей Республики относятся к проблеме замусоривания лесов.

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «Х» в соответствующих вашим данным пунктам:

Пол: _________Муж.__________Жен.

Возрастная группа: ____7-12 лет; ____13-17 лет; ____18-25 лет; ____26-35 лет; ____36-50 лет; ____старше 50 лет.

Социальная категория: ____учащийся ____рабочий ____служащий ____пенсионер.

Адрес (название посёлка, города)______________________

Ответьте, пожалуйста, «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить»

на приведенные ниже вопросы:

  1. Считаете ли вы, что лес в вашей местности замусорен?

  2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего посёлка (города)?

  3. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка леса от мусора?

  4. Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?

  5. Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?

  6. Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках различной продовольственной и промышленной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры?

  7. Влияют ли эти напоминания на ваши действия?

Следующие вопросы предполагают от одного до нескольких возможных вариантов ответа.

  1. Как вы считаете, какие места нашего посёлка больше всего замусорены:

  • улицы,

  • дворы жилых домов,

  • центры,

  • школьные территории,

  • зоны отдыха,

  • иные места? (Если возможно, укажите, какие именно).______________

  1. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:

    • дошкольники и ученики младших классов,

    • подростки,

    • молодежь,

    • взрослые?

  2. Что бы вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте:

    • пустую картонную коробку,

    • пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.п.,

    • обертку от жевательной резинки,

    • прочитанную газету,

    • бумажный стаканчик,

    • шкурки от банана, апельсина и т.п.,

    • что-либо иное_______________________,

    • вообще ничего.

  3. В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего посёлка (города):

    • недостаточное количество контейнеров для мусора,

    • низкий уровень культуры жителей нашего села,

    • иные причины? (Если можно, укажите, какие именно).

Благодарим вас за участие в опросе!

Опрос провел_____________________________________________________

Дата проведения опроса____________________________________________

Завершив опрос общественного мнения, составьте сводную таблицу и обобщите полученные результаты.

Анализируем итоги опроса, обсудив следующие вопросы:

  1. Совпадают ли мнения респондентов:

а) мужчин и женщин,

б) различных возрастов,

в) одной и той же возрастной группы?

  1. Как вы думаете, в чем причина сходства (различия) мнений различных слоев населения по тем или иным вопросам?

  2. Какие выводы о мнении сельчан (горожан) по проблеме замусоривания села позволяет сделать проведенное анкетирование?

  3. Если в ходе опроса выяснилось, что проблема замусоривания села стоит очень остро, какие рекомендации для ее решения вы могли бы предложить?

  4. Считаете ли вы, что проблема может быть решена каким-либо однократным действием или требует совместных усилий всех жителей посёлка (города) в течение длительного времени?

Полученные цифры и практический материал используем в качестве аргументов при обсуждении различных аспектов проблемы утилизации и рециклизации твердых бытовых отходов.























Участник 1: Если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования - легкие нашей планеты, наш лес!

Участник 2:

Сажайте деревья.

Участник 3:
Любите деревья,

Участник 4:
Пусть будет их больше кругом,
Участник 5:

В лесах и садах,

Участник 6:

Вдоль дорог торопливых,
Участник 7:

У дома, в котором живем.

Все: Помните! Защищая дерево, мы защищаем жизнь.























Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

15



© 2010-2022