- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока «Вегетативные органы растения»
Конспект урока «Вегетативные органы растения»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Т.П. |
Дата | 08.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Органы цветкового растения. Побег и корень»
Цель урока - сформировать знания учащихся об органах растения (вегетативных и генеративных)
Задачи урока:
Образовательные:
- Систематизировать и закрепить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения вегетативных органов растения и взаимосвязи их строения и функций.
-Актуализировать знания учащихся о функциях корня, стебля и листа.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи при выполнении заданий.
- Формировать навыки работы с натуральными объектами.
- Развивать коммуникативные навыки работы в парах.
- Развивать у детей интерес к изучению биологических явлений и понятий.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения.
- Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.
- Осуществлять экологическое воспитание.
-
Основной дидактический метод: частично поисковый
-
Частные методы и приемы: побуждающий и подводящий диалоги, индивидуальные ответы, метод демонстрации, работа с гербариями
-
Дидактические средства: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, гербарии.
-
Список использованных источников:
- учебник биологии для 6 кл.(Сонин Н.И.)
ПЛАН УРОКА
-
Организация начала урока.
Ученики, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.
-
Постановка цели - мотивация.
На данном уроке мы познакомимся с вами с органами цветкового растения и разделением данных органов по группам. Также мы повторим ранее изученный материал и закрепим полученные знания.
-
Обобщение и систематизация знаний.
Каждый человек соприкасается с живой природой - растениями, животными, микроорганизмами. Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы, в каких условиях они живут и развиваются, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей. Все это изучает наука - …..(биология). Знакомство с этой наукой вы начали с изучения царства растений.
-
Назовите общие признаки растений? (имеют хлорофилл, образуют на свету органические вещества, почти все ведут неподвижный образ жизни)
-
Как называется наука изучающая это царство?
Ботаника - это наука, которая занимается изучением растений.
Мир растений огромен и удивителен. Среди них есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы. Такие растения называют низшими. Но есть растения, тело которых состоит из органов и такие растения называют высшими.
- Записываем тему в тетрадь, тема сегодняшнего урока «Органы цветковых растений» (схему переносят в тетрадь)
Нет корней, стеблей, листьев Есть корень, побег
(водоросли) (Мхи. Папоротники.
Голосеменные. Покрытосеменные)
-
Знакомство с новой темой урока и работа по ней.
Таким образом, растения делятся на группы по наличию или отсутствию органов. Тогда что же называют органом? (ответы учащихся)
Орган - это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую - либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме. (фиксируют в тетрадь)
У растений органы делят на две большие группы - генеративные и вегетативные. (презентация)
Просмотр презентации с последующей беседой.
-
Что такое орган?
-
Какие органы встречаются у растений?
-
На какие группы они подразделяются?
-
Что относят в вегетативным органам? (К ним относятся - корень и побег).
-
Что относят к генеративным органам растения? (К ним относятся - цветок и плод с семенами.)
-
Какие функции выполняют вегетативные органы растений? (Вегетативные - это органы, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой)
-
Какие функции выполняют вегетативные органы растений? (Органы, отвечающие за размножения, называются генеративными.)
СОСТАВИТЬ СХЕМУ: давайте составим схему «Группы органов растений»
Вегетативные органы растения.
Давайте более подробно еще раз изучим строение и значение вегетативных органов растения.
- Какие органы относятся к вегетативным?
- Для чего растению необходим корень?
- Что такое побег? Для чего он нужен растению?
- Корень и побег - главные вегетативные органы растения, делящие его на две части. Побег это НАДЗЕМНАЯ часть растения , Корень - ПОДЗЕМНАЯ.
-
Какая часть растения называется побегом? ( Стебель, с расположенными на нем листьями и почками.)
-
Какая часть растения называется корневой системой? (Все корни растения)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (чтение по цепочке)
ВЫВОД: Корень - один из основных вегетативных органов растения
-
Какие типы корневых систем вы знаете?
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
Какие корни образуют корневую систему растения?
Строение корня напрямую связано с функциями, которые он выполняет. Корень имеет очень важное значение для растений. Какие функции выполняет корень?
-
Закрепляет растение в почве.( якорная функция)
-
Всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества.(проводниковая).
-
Накапливает запасные питательные вещества.(запасающая)
-
Вегетативное размножение растений.
Физкультминутка.
Я вышла в сад, осенний сад (Ходьба на месте)
На ветках яблоки висят, («Фонарики»)
Качает ветер ветки (взмахи руками)
Я в руки яблоки беру -
Веселые, как лето ( потянуться вверх)
Закаты на одном боку
А на другом рассветы (Повороты туловища)
- Теперь давайте познакомимся, что такое побег и из каких частей он состоит.
Побег.
Побег, как и корень, - один из основных органов высшего растения.
-
Что мы называем побегом растения?
Побег - часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.
- Давайте поработаем с таблицей:
Стебель
Ось побега растения.
Опора растения,
проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями
Листья
Боковая часть побега.
Необходимы для дыхания, образования питательных веществ,
испарения воды.
Почки
Зачаточный побег
(листовой и цветочный)
(Общее знакомство)
Лист - один из основных органов растения, занимающий боковое положение на побеге.
Листья бывают простые - имеют одну листовую пластину, и сложные - имеют две листовые пластины. У простых листьев к черешку крепится одна листовая пластинка, а у сложных несколько.
Лист играет огромную роль в жизни растения. Он выполняет функции без которых на Земле бы остановилась жизнь.(см. табл. выше)
СТЕБЕЛЬ.
Не менее важную роль в жизни растения играет и стебель растения. Стебель - это осевая часть побега. Стебель состоит из узлов и междоузлий.
Узел - это участок стебля, от которого отходит боковой орган - лист.
Междоузлие - это участки стебля между узлами.(показ на иллюстрациях)
ПОЧКА.
Очень большую роль на побеге играет почка, так как представляет собой зачаток нового побега. Главные функции почек:
1. Образование побегов
2. Нарастание растения в длину
3. Ветвление
- Сегодня мы познакомились поверхностно с основными вегетативными органами растения. Более подробно о строении, значении и функциях мы будем изучать на последующих уроках.
5. Закрепление темы.
РАБОТА С ГЕРБАРИЕМ
- У вас на столах имеются растения (гербарии).
- Найдите и покажите органы цветковых растений, к какой группе они относятся.
Найди лишнее.
Ребята, перед вами висят картинки с органами растения. Вам надо не только определить, какой рисунок лишний, но и объяснить, почему вы так считаете.
-
Итоги урока.
-
Рефлексия
-
Какова была цель нашего урока?
-
Что вы узнали нового?
-
Что хотелось бы узнать на следующих уроках?
Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, вам были понятны все задания и вы знали на них ответы - поднимите оранжевые листочки.
Если вы чувствуете, что у вас остались пробелы в знаниях и вы не на все вопросы знали ответы - поднимите зелененькие листочки
-
Комментирование оценок.
-
Д/З. Составить кроссворд по любому из вегетативных органов.
-
Организованное завершение урока.
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Спасибо, до свидания!