Статья Активные формы раборы на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные формы обучения на уроках биологии.

Учитель биологии М.В.Ромашина

Страшная это опасность - безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли… (В.А. Сухомлинский)

Смена социально-экономической формации, потеря ценностных ориентиров, пропаганда легкого образа жизни привели к тому, что современное подрастающее поколение потеряло истинные жизненные ориентиры и гуманистические ценности, дети стали безынициативными. Ни для кого не секрет тот факт, что современные дети и подростки очень мало читают, имеют низкий познавательный интерес, у них слабая мотивация обучения.

Желая изменить сложившуюся ситуацию, привлечь детей к самостоятельному поиску информации, к чтению, к творческому подходу при выполнении заданий, надо включать в учебно-воспитательный процесс активные и интерактивные методы обучения.

Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний учебной деятельности.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках . От ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием. Интерес (многочисленными исследованиями доказано) стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. В триединой задаче - обучение , умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Каковы основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

Использование активной и интерактивной деятельности - это элементы положительной мотивация обучающихся, развития творческих способностей личности. Кроме того интерактивные методы обучения являются составной частью концепции современного обучения. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, "ситуацию успеха", в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Считаю, что в современном мире должна быть востребована активная познавательная деятельность обучающихся.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Возникает вопрос: что такое активные приёмы? Определение этого понятия в педагогической литературе не встречается, поэтому остановимся сначала на родственных понятиях: активность, познавательная активность, активизация. Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера человека выражающаяся в условной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и мы учителя, имеющие опыт работы, знаем: что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Какие же методы обучения относятся к активным?

Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся. Цель активного обучения - развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.

В результате использования современных технологий появляется инновационный аспект образования в школе, в котором учитываются саморазвитие педагога, как профессионала, использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. Кроме того, сочетается педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, а так же принцип сознательности и активности в образовательном процессе.

Чтобы понять, как на деле внедряются активные формы обучения, нужно посмотреть на преобразования, с помощью которых классический подход трансформируется в активный образовательный процесс.

Методикой активного обучения предусмотрено формирование учащихся в группы. Задания также можно выполнять индивидуально, в парах, и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Также для эффективности обучения можно размещать учащихся в классе по рядам, *подковой*, парами и малыми группами. Необходимо учитывать особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, и включать в занятия разные виды деятельности, чтобы ученики могли и посмотреть, и подумать, и подвигаться. Тогда даже слабые ученики могут стать успешными, почувствовать, что они могут достигнуть победы. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволит выделить к концу учебного года *активно действующую группу*. В результате методически организованной работы в группах, учащиеся учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе, ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы. Все это помогает уделять большое внимание использованию активных форм и организации учебного процесса.

Основная цель профессиональной деятельности учителя является формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения.

Цель реализуется через решение следующих задач:

- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

- разработка целостной взаимосвязанной системы активных форм, приемов, упражнений при обучении.

Использование активных форм обучения позволяет погрузить учащихся в активный образовательный процесс. Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, норм поведения, совершенствование социальной мобильной личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству;

- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

Активные формы обучения действительно значительно повышают эффективность процесса восприятия учебной информации тогда, когда учащиеся:

- могут связать новый материал с предыдущим;

- заинтересованы в том, что делают;

- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

- имеют самостоятельность в работе;

- имеют возможность для развития нужных умений;

- обеспечены различными видами деятельности;

- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

- работают в подходящем для них темпе;

- понимают, когда и как будут оценены;

- могут оценить собственные успехи.

Подбор заданий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке, занимать активную исследовательскую позицию, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения, необходимо только адаптировать эти формы к различным возрастным категориям. Творческий подход учителя к подготовке и проведению урока, использование активных форм помогает добиться успехов в повышении эффективности урока. Поэтому в сфере электронного обучения акцент все больше переходит на образовательный контекст.

Повышение выразительных возможностей компьютеров в представлении учебной информации дало возможность распространению сетевых технологий и обеспечило внедрение систем кооперативного обучения.

Существуют различные виды активности учащихся. Виды учебной деятельности классифицируются :

- моделирование (игровая деятельность);

- коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность);

- изучение источников (исследовательская деятельность).

На основании этого выделяются следующие модели учебных занятий:

- на основе игровой деятельности: игры-соревнования, игры-обсуждения, игра-реконструкция;

- на основе дискуссионной деятельности: семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса);

- на основе исследовательской деятельности: практические занятия, исследовательские уроки.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, и поддерживать интерес к предмету помогают игры, урок-игра или игра вообще, особенно на начальном этапе. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчают обучение. Игры могут применяться с различными целями. Что касается иностранного языка, игра средство активизации лексического и грамматического материала, с помощью игры развиваются умение и навыки всех видов деятельности. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения не только иностранного языка, но и другого предмета, интересными и увлекательными.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах - выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, должно быть задействовано возможно большее количество учащихся - игра должна соответствовать возможностям учащихся. Они базируются на уже изученном, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Ученик чувствует важность своей роли в учебном процессе.

Ценность игровой деятельности в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра - проявление желания действовать.

Ролевая игра - эффективнейшее средство мотивации при изучении иностранного языка. Формы ролевой игры различны. На начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания. Для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания. На старшем и среднем этапе - имитационная игра познавательного содержания и на старшем этапе - имитационная деловая игра.

Младшие школьники с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный сюжет. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности учащихся. Особый интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры: *Поле Чудес*, *Звездный час*, *Счастливый случай*. Существуют также нестандартные уроки, творческие уроки, которые также являются активными формами обучения.

Урок-экскурсию (путешествие) можно проводить различным образом. Дать задание каждой группе, каждой предложить задание, во время этого задания группа собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Урок-диалог, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок-диспут, *урок-наоборот* (ученик в роли учителя предлагает активное привлечение старшеклассников), урок-проблема, урок-анализ, урок поэзии, урок-мечта, урок-исследование, урок-аукцион, урок - пресс-конференция и другие. Урок - пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или обсуждения интересной проблемы. Он готовится заранее. Урок-расследование является своеобразной профессиональной ориентацией на юридическую профессию. Урок-проект интересен по своей подготовке и проведению. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения), вследствие чего является повышение интереса к этому предмету.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе образовательного процесса.

В процессе реализации активных форм акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

- эффективное взаимодействие учителя и ученика;

- создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- максимальное использование личностного опыта ученика;

- опора на групповой опыт;

- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни.

Для определения эффективности процесса обучения можно использовать:

- тестирование;

- анкетирование;

- систему контрольных срезов;

- самооценку.

О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучаемых:

- надпредметных умений, таких как работа в коллективе;

- мотивацию к обучению;

- самооценки;

- осознание своей роли.

Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать следующее:

- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

- целостная взаимосвязанная система упражнений форм, приемов.

Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.



© 2010-2022