Урок биологии по теме Лишайники 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии по теме Лишайники 5 классУрок биологии в 5 классе по теме «Лишайники»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Цель: изучить лишайники как особую группу живых организмов.

Образовательные цели: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

Развивающие цели: сравнить с ранее изученными организмами, найти сходство и различие; находить в тексте информацию.

Воспитательные цели: уметь презентовать полученную информацию в процессе работы с источниками знаний, проявлять терпение и доброжелательность к обучающимся при выполнении работы и презентации; развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.

Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Личностные: постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.

Оборудование: учебник, гербарии, компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, интнернет- ресурсы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: симбиоз; слоевище; накипные, листоватые, кустистые лишайники; ягель.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

1 мин

Приветствует обучающихся, снимает напряжение, настраивает на успешную работу

Слушают учителя, проверяют готовность принадлежностей

2.

Проверка домашнего задания

7 мин

Учитель просит назвать группу растений, которую изучали на прошлом уроке (водоросли), дать определение

Отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы, предлагает выполнить индивидуальные задания по карточкам (Приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя, выполняют индивидуальные задания, комментируют ответы учащихся, задают вопросы

3.

Актуализация знаний.


2 мин

Отработка

опорных понятий: «грибница», «слоевище», «питание грибов и водорослей».

Фронтальная беседа.

4.

Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

2 мин

Называет тему урока: «Растения - сфинксы». О чем пойдет речь? Кого называют сфинксами (демонстрация слайда). А кто является растением- сфинксом? Демонстрация слайда сфинкса (Приложение 2), а затем лишайника, запись темы урока

Учащиеся испытывают затруднения в формулировке темы.

Учащиеся пытаются назвать растения -сфинксы. Но точный ответ чаще всего не прозвучит.

Запись темы урока

5.

Целеполагание. Использование ТСО

2 мин

Создает готовность к предстоящей деятельности. Помогает учащимся сформулировать цель урока, использует ТСО.

Формулируют цели: изучить строение лишайников, многообразие, объяснить происхождение слова лишайники, изучить процессы жизнедеятельности, значение лишайников в природе и жизни человека

6.

Планирование учебной деятельности

1 мин

Сообщает учащимся: Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения. Группы:

морфологи, физиологи, экологи, практики. (Приложение 3)

Спрашивает:- Где можно получить информацию по данной теме?

Слушают учителя. Осознают цель предстоящей деятельности.




Отвечают: - В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете, школьной медиатеке.

7.

Распределение обучающихся по группам, изучение материала учебника, дополнительной литературы

10 мин

Помогает в распределении обучающихся по группам. Следит за работой групп, оказывает помощь.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Работают с учебником, дополнительной литературой.

8.

Минутка релаксации

1 мин

Включает музыку

Слушают звуки пения птиц

9.

Презентация учебного продукта

10 мин

Задает вопросы

Учитель проецирует на экран изображение микропрепарата


Слушают, наблюдают, задают вопросы

Помещают микропрепарат под микроскоп, рассматривают.

Делают сравнительный анализ (грибы и водоросли).

10.

Закрепление нового материала:

А) определения типов лишайников

Б) нахождение ошибок в тексте

6 мин

Организует работу с гербариями с целью определения типов лишайников;

исправление ошибок в тескте (Приложение 4)

А) Определяют типы лишайников

Б) находят ошибки в тексте

11.

Рефлексия

2 мин

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Спрашивает: - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока? Почему лишайники относятся к особой группе живых организмов?

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

12.

Домашнее задание

1 мин

§ 19.

Творческие задания: составить кроссворд по изученной теме, провести опыт по выявлению природы лишайников; определить с помощью лишайников состояние окружающей среды (по желанию)

Записывают домашнее задание, определяются с выбором творческих заданий



Приложение 1























Приложение 2



Фото сфинкса











Приложение 3

Работа по группам.

Морфологи.

Алгоритм действия

1, Изучить п.19 о строении лишайников

Изучить предложенный источник информации

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару - от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах.) Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты - 7-8метров.
Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название - лишайники. Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисаютдлинные кустистые лишайники. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену

2. Выбрать самое важное и интересное: среда обитания, скорость роста размеры, возраст.

3. Составить классификацию лишайников.

4. Используя данные вам картинки на компьютере, составить краткую презентацию «Многообразие лишайников» (материал для презентации в приложении)

5. Представить классу мини-презентацию «Интересные факты и многообразие лишайников»

Физиологи.

Изучить текст источника, параграфа, вспомните опыт о строении .Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий. Таким образом, лишайник - единый организм, состоящий из гриба и водоросли.

2. Ответить на вопрос. Как питаются лишайники? Как называется такая форма взаимоотношений? Как они дышат, размножаются?

3.Представить классу мини-презентацию «Жизнедеятельность лишайников»

Экологи

Алгоритм действия

1. Изучить текст источника информации, параграфа.

Значение лишайников природе переоценить трудно. К.А.Тимирязев»
«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»
Действительно, лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности.
В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии - лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.

2. Представить классу результаты своего исследования, создать опорный сигнал «Экологическое значение лишайников»

Практики

1. Изучить текст источника информации, параграфа.

Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

2. Представить классу схему с комментариями «Практическое значение лишайников»





Приложение 4

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Лишайник - это организм, состоящий из спор гриба и одноклеточных водорослей. 2. Клетки водоросли, или цианобактерии, входящие в состав лишайника, фотосинтезируют, обеспечивая гриб органическими соединениями. 3. Чаще всего лишайники размножаются половым путем. 4. Растут лишайники очень быстро. 5. Они - пионеры растительности и первыми поселяются в местах, где ее еще нет. 6. Археологи и биологи используют лишайники для определения возраста почвенных слоев.












© 2010-2022